Заводской районный суд города Саратова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заводской районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1801/11
Решение
Именем Российской Федерации
11 августа 2011 г. г. Саратов
Заводской районный суд г.Саратова
в составе: председательствующего судьи Слободской Т.Н.
при секретаре Гиткис О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по искам: Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО1 к ООО «СПГЭС» о защите прав потребителей; Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей; Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей; Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей; Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО33, ФИО34, ФИО35 ФИО36, ФИО37 о, Спинка Н.Н., ФИО38 ФИО39 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей,
Установил:
Региональное общественное учреждение защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» (далее РОУЗПП Саратовской области «Человек и его права») обратилось в суд с исками в интересах ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее ООО «СПГЭС») о защите прав потребителей, в котором просило признать выставленные квитанции за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г. незаконными в связи с непредставлением письменной информации об изменении платы;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО1 к ООО «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению информации в письменной форме по изменению платы за потребленный коммунальный ресурс, обязать ответчика предоставить в письменной форме информацию расшифровку выставленных измененных сумм, признать выставленные квитанции за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г. недействительными и обязать ответчика предоставить информацию в письменной форме об изменении платы;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просилопризнать выставленные квитанции за январь 2011г. незаконными в связи с непредставлением письменной информации об изменении платы в ином размере, а выставленная в квитанции сумма является надуманной;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению информации в письменной форме по изменению платы за потребленный коммунальный ресурс, обязать ответчика предоставить в письменной форме информацию - расшифровку выставленных измененных сумм, признать выставленные квитанции за июль, ноябрь 2010г. январь 2011г. и февраль 2011г. недействительными в связи с непредставлением информации о выставленных измененных сумм и обязать ответчика предоставить информацию в письменной форме об изменении платы в соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению в письменной форме расшифровки изменения платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязать ответчика предоставить истцам в письменной форме расшифровку выставленных измененных денежных сумм в квитанции в соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению в письменной форме расшифровки изменения платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязать ответчика предоставить истцам в письменной форме расшифровку выставленных измененных денежных сумм в квитанции в соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению в письменной форме расшифровки изменения платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязать ответчика предоставить истцам в письменной форме расшифровку выставленных измененных денежных сумм в квитанции в соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО24, ФИО25, ФИО26 ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению в письменной форме расшифровки изменения платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязать ответчика предоставить истцам в письменной форме расшифровку выставленных измененных денежных сумм в квитанции в соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО33, ФИО34, ФИО35 ФИО36, ФИО37, Спинка Н.Н., ФИО38, ФИО39 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, в котором просило признать бездействия ответчика по непредставлению в письменной форме расшифровки изменения платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязать ответчика предоставить истцам в письменной форме расшифровку выставленных измененных денежных сумм в квитанции в соответствии с п. 13 ст. 155 ЖК РФ;
Обосновывая исковые требования, истцы ссылаются на то, что ответчик, являясь продавцом коммунальной услуги по электроснабжению, незаконно выставляет истцам, проживающим в в г. Саратове, плату за услугу энергоснабжение, так как в нарушение требований ч. 13 ст. 155 ЖК РФ ответчик не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, не проинформировал граждан в письменной форме об изменении платы за электроснабжение, а также не представил расшифровку в выставленных квитанциях о начислении платы за услугу электроснабжения. Указанные действия ответчика противоречат также Закону РФ «О защите прав потребителей», Жилищному кодексу РФ, Указу Президента Российской Федерации № 2334 от 31.12.1993г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», Конституции Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В связи с чем истцы просят признать бездействие ответчика по непредставлению информации об изменении платы за электроснабжение незаконным и обязать ответчика, в соответствии с п.13 ст. 155 ЖК РФ предоставлять надлежащую информацию. В исках, заявленных в интересах граждан ФИО4, ФИО3, ФИО2 и ФИО1, кроме того, истец просил признать выставленные квитанции на оплату электроснабжения за периоды, указанные истцами, начиная с июля 2010г. по февраль 2011г., незаконными, в связи с непредставлением информации по измененной плате за электроснабжение. Потребители коммунальной услуги электроснабжения полностью оплачивают счета по абонентским книжкам, выданным ответчиком. Однако ответчиком выставляются квитанции на оплату коммунальной услуги электроснабжения. При этом потребителям не представляется надлежащая информация об изменении платы за коммунальную услугу электроснабжение в соответствии с п.13 ст.155 ЖК РФ. Кроме того, истцы просили прекратить противоправные действия, выраженные в не предоставлении надлежащей информации в соответствии п.13 ст. 155 ЖК РФ, без предоставления расшифровки выставленной измененной платы.
Определением Заводского районного суда г. Саратова от 02.08.2011г. вышеуказанные исковые заявления объединены в одно производство и им присвоен № 2- 1801/11
Истцы ФИО2 ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26 ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО36, ФИО37, Спинка Н.Н., ФИО38, ФИО39, в суд не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представили заявления.
В судебном заседании представитель РОУЗПП Саратовской области «Человек и его права» ФИО40 поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исках. При этом ФИО40 уточнил, что просит признать незаконным бездействие ответчика по непредставлению информации об изменении платы за электроэнергию в связи с отсутствием сведений о потребленном энергоресурсе. Кроме того, в выставленных истцам квитанциях не указаны показания коллективных приборов учета о потребленном энергоресурсе за прошлый период и не указана формула, по которой производился расчет начислений сумм, подлежащих оплате. На границе ответственности в вводных шкафах отсутствует коллективный (общедомовой) счетчик, в связи с чем истцы должны платить расходы по электроэнергии мест общего пользования по нормативу, установленному Саратовской областной Думой, а именно: 7 квт. /ч за места общего пользования и 7 квт./ч за лифт. Выставленные истцам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО41 квитанции за периоды, указанные в исках, являются незаконными, поскольку истцам не была представлена необходимая информация о потребленной электроэнергии. В марте 2011 г. на основании решения общего собрания собственников, которое состоялось в декабре 2010 г., были установлены общедомовые приборы учета, но ООО СПГЭС отказались их пломбировать.
Истцы ФИО18, ФИО13, ФИО17, ФИО35, ФИО19 представитель ФИО2 по доверенности ФИО42 и представитель ФИО11 по доверенности ФИО43 в судебном заседании поддержали исковые требования и настаивали на их удовлетворении, при этом дали пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исках.
Представитель ответчика ООО «СПГЭС» по доверенностям ФИО44 исковые требования не признала и просила в удовлетворении исковых требований отказать. При этом представитель пояснила, что ранее управление многоквартирным домом по ул. Барнаульская в г. Саратове осуществляло ООО «Стройкомплект», которое определяло и предъявляло к оплате жильцам указанного дома электроэнергию, потребленную в местах общего пользования и лифтами. За электроэнергию, потребленную в квартире, жильцы рассчитывались самостоятельно по абонентским книжкам, выданным ООО «СПГЭС». В июне 2010г. в ООО «СПГЭС» с письмом №1005 от 08.06.2010г. обратилось ООО «Стройкомплект», которое уведомило ООО «СПГЭС» о том, что собственники жилого дома № по ул. Барнаульской г. Саратова выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом. Тогда же ООО «СПГЭС» направило всем жильцам многоквартирного дома № по ул. Барнаульской уведомления о необходимости заключения договора электроснабжения и предоставления в ООО «СПГЭС» документов о количестве комнат в квартирах и количестве зарегистрированных в них граждан для возможного распределения между собственниками помещений в доме общего объема потребленной электроэнергии, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета. Между тем, никто из жильцов дома не заключил с ООО «СПГЭС» договор электроснабжения. Однако между ООО «СПГЭС» и жильцами многоквартирного жилого дома, выбравшими непосредственный способ управления домом, в силу действующего законодательства, фактически сложились договорные отношения по электроснабжению, и жильцы дома являются абонентами ООО «СПГЭС». Учитывая, что данный жилой дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, то общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном абз.2 п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23.05.2006г.
В соответствии с п. 21 названных Правил и подпунктом 1 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам № 307, ООО «СПГЭС» определяет расход электроэнергии в жилом доме № по ул. Барнаульской г. Саратова и выставляет квитанции гражданам, проживающим в доме.Оплату за квартиру истцы производят по абонентским книжкам, а в квитанциях выставляется плата конкретно каждому истцу, исходя из объема потребленного коммунального ресурса электроснабжения по показаниям коллективных приборов учета, установленных в трансформаторной подстанции на вводе в жилой дом. В каждой конкретной квитанции на конкретного потребителя в графе «последняя оплата» уже учтена оплата, поступившая в ООО «СПГЭС» по абонентской книжке.Поэтому платежные документы выставляются ООО «СПГЭС» гражданам уже с учетом потребленного ими количества электроэнергии и произведенной оплаты, в связи с чем учтен объем, потребленный исходя из нормативов потребления электроэнергии - в случае отсутствия прибора учета, а также, учтен объем электроэнергии, потребленный исходя из индивидуальных показаний приборов учета. Требования истцов о признании противоправным бездействия ООО «СПГЭС» по непредставлению им полной и достоверной информации об изменении платы за коммунальную услугу, об обязании предоставить указанную информацию, представитель ответчика считает не подлежащими удовлетворению. ООО «СПГЭС» не изменяло истцам и жильцам дома № по ул. Барнаульской плату за электроэнергию. В декабре 2009г. ООО «СПГЭС» на обращение ФИО45 (вх №7475 от 10.12.2009г.), действующей согласно протоколу общего собрания от имени всех собственников, направило ей ответ, в котором предлагало принять меры по заключению договора энергоснабжения в связи с выбором непосредственного способа управления и представить сведения о количестве комнат в квартирах и количестве зарегистрированных в них граждан для проведения расчетов. Кроме того, ООО «СПГЭС» в июне 2010г. направило всем жильцам указанного дома, уведомления о необходимости заключения договора энергоснабжения и предоставления в ООО «СПГЭС» необходимых для расчета документов для возможности распределения между собственниками помещений в доме общего объеме потребленной электроэнергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При этом ООО «СПГЭС» в 2010 г. производило расчет с гражданами по тарифам, утвержденным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.12.2009 г. №25/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2010 год» и Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2010 г. №16/25 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2011 год». Указанные тарифы обязательны к применению на всей территории Саратовской области. Кроме того, выставление оплаты за электроэнергию по коллективному (общедомовому) прибору учета не является изменением размера платы за коммунальную услугу электроснабжения. Выставляемые истцам ООО «СПГЭС» платежные квитанции об оплате электроэнергии соответствуют требованиям п. 38 Правил № 307 о том, что должно быть указано в платежных документах. Все указанные в п. 38 Правил сведения содержатся в платежных документах ООО «СПГЭС», доставляемых истцам.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Закрытого акционерного общества «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее ЗАО «СПГЭС») по доверенности ФИО44 просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что ЗАО «СПГЭС», являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, осуществляет деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета электроэнергии. ЗАО «СПГЭС» оборудовало многоквартирный жилой дом № по ул. Барнаульской на границе балансовой принадлежности электрических сетей коллективными (общедомовыми) приборами учета, в связи с чем расход электроэнергии на указанный жилой дом определяется по показаниям вышеуказанных коллективных (общедомовых) приборов учета. Показания снимаются ЗАО «СПГЭС» и предоставляются в ООО «СПГЭС» для проведения расчетов с потребителями. Ресурсоснабжающей организацией является ООО «СПГЭС». Обязательства по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей ни на ООО «СПГЭС», ни на ЗАО «СПГЭС» не возложено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Согласно п. 4 Правил от 23.05.2006 г. № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный Кодекс РФ в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашениями.
В силу п.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п.2 ст. 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п.3,4 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530, действие договора энергоснабжения с гражданином- потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.
Материалами дела установлено, что многоквартирный жилой дом № по ул. Барнаульской г. Саратова на границе балансовой принадлежности электрических сетей оборудован двумя коллективными (общедомовыми) приборами учета, которые находятся в трансформаторной подстанции, о чем представлены формуляры.
Факт установки коллективных приборов учета подтверждается решением Заводского районного суда г. Саратова от 26.01.2011г., вынесенным по иску регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах ФИО45 к ООО «СПГЭС» о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии, признании выставления платежей незаконным, признании незаконным договора энергоснабжения, прекращении противоправных действий, взыскании компенсации морального вреда.
В июне 2010г. ООО «Стройкомплект» уведомило ООО «СПГЭС» о том, что собственники жилого дома № по ул. Барнаульской г.Саратова выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, в связи с чем ООО «Стройкомплект» просило исключить указанный дом из объектов по договору энергоснабжения № 8433 от 01.04.2008г. В июне 2010г. ООО «СПГЭС» направило всем жильцам многоквартирного дома № по ул. Барнаульской уведомления о необходимости заключения договора электроснабжения и предоставления в ООО «СПГЭС» документов о количестве комнат в квартирах и количестве зарегистрированных в них граждан для возможного распределения между собственниками помещений в доме общего объема потребленной электроэнергии, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета. Однако договоры электроснабжения никто из собственников многоквартирного дома с ООО «СПГЭС» не заключил. Указанные обстоятельства истцами и их представителем в судебном заседании не оспаривались.
В соответствии с п. 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.06г. № 530, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 указанных Правил. Поскольку собственники перешли на непосредственный способ управления домом, они должны были заключить с энергоснабжающей организацией соответствующие договоры. Такие договоры заключены не были, что истцами и их представителем ФИО40 в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с абзацем 1 пункта 64 Правил №530 действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику. В случае отсутствия первой оплаты электрической энергии гражданином-потребителем гарантирующему поставщику или выявления факта потребления электрической энергии до начала расчетного периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата, задолженность такого гражданина по оплате потребленной им электрической энергии перед гарантирующим поставщиком исчисляется с даты технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрической сети в зоне деятельности данного гарантирующего поставщика или даты присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.06 г. №14/6 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС», установлено, что статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «СПГЭС» с 01.01.2007 г. и границами зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО «СПГЭС» являются границы балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО «СПГЭС».
В соответствии договором № 1 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007г., заключенным между ООО «СПГС» («Заказчик») и ЗАО «СПГЭС» («Исполнитель»), исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности и (или) ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором. Согласно данному договору стороны разграничили балансовую принадлежность электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
ЗАО «СПГЭС» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, осуществляет деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета электроэнергии.
Судом установлено, что между ООО «СПГЭС» и жильцами многоквартирного жилого дома № по ул. Барнаульской г.Саратова, в том числе и истцами, избравшими непосредственный способ управления домом, сложились фактические договорные отношения по энергоснабжению и граждане данного многоквартирного дома являются абонентами ООО «СПГЭС», что истцы также не оспаривали в судебном заседании.
Порядок расчетов за электроэнергию между гражданами и ресурсоснабжающей организацией при непосредственном способе управления установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».
Согласно абзацу 1 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из положений абзаца 2 пункта 7 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил,а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Пунктом 21 правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приложения № 2 к настоящим Правилам по формуле.
Из изложенного следует, что изменение способа управления многоквартирным домом на непосредственный способ управления, не освобождает истцов, проживающих в вышеуказанном доме № по ул. Барнаульской в г. Саратове от обязанности компенсировать стоимость электроэнергии, используемой на общедомовые нужды. Объем электроэнергии, использованной на освещение мест общего пользования, лифтов и иного имущества в многоквартирном доме определяется по показаниям вышеуказанных коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с порядком расчетов, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для граждан, потребляющих электроэнергию в многоквартирном доме. В связи с чем ООО «СПГЭС» определяет расход электроэнергии в жилом доме № по ул. Барнаульской в г. Саратове, исходя из установленной Правилами формулы, и выставляет квитанции гражданам, проживающим в доме. При этом учитывает денежные средства, поступившие от граждан в оплату электроэнергии по абонентским книжкам по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативу, и объем электроэнергии, потребленный гражданами, исходя из показаний коллективного прибора учета.
Как следует из представленных истцами платежных документов ООО «СПГЭС» за периоды с июля 2010г. по февраль 2011г. оплата за потребленную электроэнергию выставлена истцам по показаниям коллективного прибора учета. В квитанциях отражен объем потребленной истцом электроэнергии, в том числе в местах общего пользования и лифтах, тариф, сумма к оплате, поступившая оплата.
При оплате истцами коммунальной услуги по электроснабжению по абонентской книжке, ООО «СПГЭС» производится перерасчет с учетом оплаченных сумм, что следует из представленных расчетов по электроэнергии, произведенных ответчиком исходя из показаний коллективных приборов учета и требований Правил. Поэтому платежные документы выставлены истцам ООО «СПГЭС» уже с учетом потребленного ими количества электроэнергии и произведенной оплаты.
Никто из истцов и их представитель в судебном заседании не оспаривал правильность произведенных ответчиком расчетов. Кроме того, данные, необходимые для производства расчетов, подтверждены материалами дела и истцами и их представителем не оспаривались.
Согласно представленным ООО «СПГЭС» в суд расчетов на каждого из истцов следует, что при расчете электроэнергии за период с июля 2010г. по июнь 2011г. ООО «СПГЭС» учтены те денежные средства, которые поступили от граждан в оплату электроэнергии по абонентским книжкам, а, соответственно, в этом случае учтен и объем электроэнергии, потребленный гражданами. Поэтому платежные документы выставлены ООО «СПГЭС» истцам уже с учетом потребленного ими количества электроэнергии и произведенной оплаты (то есть учтен объем, потребленный исходя из нормативов потребления электроэнергии - в случае отсутствия прибора учета, а также, учтен объем электроэнергии, потребленный исходя из индивидуальных показаний приборов учета).
Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что тем гражданам, которые представили абонентские книжки в ООО «СПГЭС» для проверки, были скорректированы начисления за электроэнергию с учетом оплаченного ими ранее объема электроэнергии.
В силу п. 38 вышеуказанных Правил в платежных документах указываются: а)почтовый адрес помещения, сведения о собственнике помещения(с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (местонахождения), номера контакных телефонов, номера факсов и (при наличии ) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети общего пользования; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных стояных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения); д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи : с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); з) другие сведения, предусмотренные законодательством РФ и договором.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007г. № 2478-РМ/07 «О применении пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307», положения пункта 38 Правил, в том числе определение порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил, на основании договора о приобретении электрической энергии, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных сетей).
Исходя из изложенного суд считает, что выставляемые истцам ООО «СПГЭС» платежные квитанции на оплату электроэнергии соответствуют по своему содержанию требованиям п. 38 Правил № 307. Все указанные в п. 38 Правил сведения содержатся в платежных документах, выставляемых ООО «СПГЭС». Вышеназванный пункт Правил не содержит указаний на необходимость предоставления в квитанциях формулы расчета, исходя из показаний коллективного прибора учета по объему потребления коммунального ресурса, а также общий показатель объема потребленного коммунального ресурса.
В связи с чем доводы представителя истцов ФИО40 о том, что ответчиком в выставленных квитанциях не указаны данные о потребленном энергоресурсе и не указана формула, по которой производился расчет, суд находит несостоятельными.
Доводы представителя истцов, изложенные как в исках, так и в судебном заседании о том, что никому из истцов не представлена надлежащая информация об изменении платы за электроснабжение, а именно: о потребленном энергоресурсе, являются несостоятельными, поскольку в выставленных квитанциях содержится информация об объеме потребленной каждым абонентом электроэнергии, рассчитанной исходя из показаний коллективного прибора учета.
Как установил суд, ООО «СПГЭС» не изменяло истцам плату за электроэнергию и расчет с гражданами производился и производится по тарифам, утвержденным Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 01.12.2009 г. № 25/3 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2010 год» и Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2010 г. №16/25 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения Саратовской области на 2011 год». Указанные тарифы обязательны к применению на всей территории Саратовской области.
Кроме того, в установленном порядке ответчиком не производилось изменений нормативов потребления коммунальных услуг, действие которых, в силу п. 16 Правил, составляет не менее 3 лет и в течение этого периода времени нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных правилами.
Согласно п. 13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее Правила), информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Следовательно, исходя из вышеуказанных норм права предоставление информации об изменении размера платы за коммунальные услуги производится не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов в связи с изменением тарифов или нормативов.
Информация о потребленном ресурсе, исходя из показаний коллективного прибора учета, не является обязательной для выставления квитанций на оплату энергоресурса и не является изменением платы за коммунальную услугу, в связи с чем оснований для предоставления истцам информации в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, не имеется. Требования пункта 38 Правил о том, что должно быть указано в платежных документах ООО «СПГЭС» не нарушало, все указанные в п. 38 сведения содержатся в платежных документах ООО «СПГЭС», доставляемых гражданам
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным бездействия ответчика по непредставлению информации в письменной форме о расшифровке показаний коллективных приборов учета за коммунальную услугу электроснабжения и обязании ответчика предоставить такую информацию, в соответствии с п.13 ст. 155 ЖК РФ, в письменной форме в выставляемых квитанциях на оплату за коммунальную услугу электроснабжения. Кроме того, по этим же основаниям не могут быть удовлетворены исковых требований истцов ФИО2 о признании незаконными квитанций за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2010г. и январь 2011г., ФИО3 о признании незаконной квитанции за январь 2011г., ФИО1 о признании недействительными квитанции за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г., и ФИО4 о признании недействительными квитанции за июль, ноябрь 2010г. и за январь и февраль 2011г.
Пункты 2, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), определяют имущество, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из п.28 указанных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (п.30 Правил №491).
Поэтому, независимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно принадлежащей ему доле.
Указанные Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и не устанавливают нормативы, а лишь определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).
Поэтому 7 кВт.ч является расчетной величиной, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от 25.12.1989 года N 283. В связи с чем, данная величина как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, так как используется органами власти субъектов РФ при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.
Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не устанавливают нормативы, а лишь регламентируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов РФ. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц, не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.
Доводы представителя истцов ФИО40 о том, что оплата за места общего пользования должна производиться исходя из нормативов потребления, суд считает несостоятельными, поскольку в многоквартирном доме установлены коллективные приборы учета потребления электроэнергии, объемы потребления электроэнергии для каждого собственника рассчитываются исходя из показаний указанных приборов в соответствии с Правилами № 307 от 23.05.2006г.
Исходя из изложенного и, учитывая, что ФИО2 производит оплату электроэнергии по показаниям индивидуального прибора учета, что подтверждает абонентская книжка, суд считает доводы истца ФИО2, изложенные в иске о том, что ООО «СПГЭС» выставляет ему плату, превышающую норматив, несостоятельными.
Кроме того, доводы истца ФИО46, изложенные в иске, о том, что ей выставляется надуманная плата по электроэнергии, суд находит несостоятельными и не принимает во внимание, поскольку они опровергаются представленным ответчиком расчетом задолженности, в котором указаны объемы потребленной истцом электроэнергии, рассчитанные по установленной законом формуле исходя из показаний коллективного прибора учета, количества проживающих в квартире и доме.
Иные доводы истцов и их представителя, изложенные как в исках, так и в судебных заседаниях, не принимаются судом во внимание, поскольку правового значения для удовлетворения исковых требований по заявленным предмету и основаниям не имеют.
Поскольку в соответствии со ст.12,56 ГПК РФ истцами не представлено суду каких либо доказательств нарушения их прав и интересов по всем заявленным исковым требованиям, суд считает необходимым отказать истцам в удовлетворении исковых требований о защите прав потребителей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований:
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО1 к ООО «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия по непредставлению информации по изменению платы за потребленный коммунальный ресурс, признании выставленных квитанций за сентябрь, октябрь, ноябрь 2010г., январь 2011г., недействительными, обязании предоставить информацию об измененных суммах;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании квитанций за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2010г. и январь 2011г. незаконными в связи с непредставлением письменной информации об изменении платы;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании выставленной квитанции за январь 2011г. незаконной в связи с непредставлением информации об изменении платы;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия по непредставлению информации по изменению платы за потребленный коммунальный ресурс, признании выставленных квитанций за июль, ноябрь 2010г., январь и февраль 2011г., недействительными, обязании предоставить письменную информацию;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО99, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия ответчика по непредставлению информации по изменению платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязании предоставить письменную информацию,
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО12, ФИО47, ФИО14, ФИО15 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия ответчика по непредставлению информации по изменению платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязании предоставить письменную информацию;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия ответчика по непредставлению информации по изменению платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязании предоставить письменную информацию;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО24,, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32 к обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия ответчика по непредставлению информации по изменению платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязании предоставитьписьменную информацию;
Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его Права» в интересах ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37 о Спинка Н.Н., ФИО38, ФИО39 к Обществу с ограниченной ответственностью «СПГЭС» о защите прав потребителей, о признании бездействия ответчика по непредставлению информации по изменению платы за коммунальную услугу электроснабжения и обязании предоставить письменную информацию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через данный суд после изготовления решения в окончательной форме.
Судья