ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1801/2015 от 19.01.2016 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 января 2016 года с.Аксарка

Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания Ахременко М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2016 по иску прокурора Приуральского района действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Аксарковская и Администрации муниципального образования Приуральский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приуральского района ЯНАО действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Аксарковское о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка вдоль правой береговой линии ..., на расстоянии 50-100 метров от жилых домов , и по ... в ... (координаты и ), путем вывоза отходов на санкционированный полигон ТБО в ....

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой установлено, что при обследовании территории водоохраной зоны (земельного участка с координатами и ", вдоль правой береговой линии ..., на расстоянии 50-100 метров от жилых домов , , по ... в ..., выявлена несанкционированная свалка металлолома, бытовых и строительных отходов, при этом указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, физическим или юридическим лицам в собственность (аренду) не предоставлен. Указывая, что неисполнение ответчиком своих обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц, ссылается на ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст.12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», прокурор просит возложить на ответчика обязанность ликвидировать свалку в установленный срок.

Определением Лабытнангского городского суда постоянного судебного присутствие в селе Аксарка Приуральского района от 04 декабря 2015 года, к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация муниципального образования Приуральского района (л.д. 30).

Соответчиком Администрацией муниципального образования Приуральский район представлен отзыв на иск (л.д. 48), из содержания которого следует, что ДД/ММ/ГГ от Управления Росприроднадзора поступило письмо от ДД/ММ/ГГ о необходимости принятия мер по устранению нарушений требований природоохранного, водного законодательства, а также в области обращения с отходами производства и потребления, выявленных ДД/ММ/ГГ в результате проведенной рейдовой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в водоохраной зоне ... в границах .... ДД/ММ/ГГ, указанные материалы были переданы в Администрацию муниципального образования Аксарковское, для принятия мер по устранению выявленных нарушений. ДД/ММ/ГГ от Администрации муниципального образования Аксарковское поступил ответ о принятых мерах, которые запланированы для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в водоохраной зоне ... в границах .... В связи с изложенным, просят считать Администрацию района третьим лицом по делу.

Третьим лицом ООО «...» также представлен отзыв на иск (л.д.49-50), из которого следует, что указанные в Акте рейдовой проверки соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды Управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по ЯНАО, нарушения природоохранного законодательства являются: отходами производства (корпуса судов, металлические бочки, автошины), ветхими деревянными строениями, строительным мусором и металлоломом и не подлежат субсидированию из бюджета муниципального образования Аксарковское на возмещение затрат (Соглашение ) по их устранению. Контейнеров для сбора ТБО на данном участке прибрежной территории ... муниципального образования Аксарковское не установлено, подъездные пути спецтранспорта отсутствуют.

Соответчиком Администрацией муниципального образования Приуральский район представлены возражения на иск, в которых указывается на то, что ответ на представление прокуратуры ..., Администрация поселения направила ответ от ДД/ММ/ГГ исх. , в котором указала, что представление рассмотрено и в настоящее время ведутся работы по санитарной очистке от ... до ..., территория у ... по ... - приведена в надлежащий вид. В дальнейшем какие-либо претензии из прокуратуры Приуральского района в адрес Администрации поселения не поступали. Администрация поселения в ответе на представление прокуратуры не отказывалась ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов. Более того, для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов необходимо разработать и утвердить определенные документы (уточнение бюджета, составление сметы, внесение изменений в план-график для осуществления закупок, публикация на официальном сайте, соблюдение определенных сроков, разработка и утверждение документации для закупки (заявка, техническое задание, определение объема ТБО, направление запросов для получения коммерческих предложений, публикация извещения и т.д.). В настоящее время, с учетом наличия глубокого снежного покрова и постоянных снегопадов, суровых климатических условий, невозможно определить объем ТБО для составления сметы. Администрацией поселения устанавливаются собственники судов, деревянных построек и строительного мусора для направления претензий. Поэтому месячный срок для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, указанный в исковом заявлении, чрезмерно сокращен. Кроме того, прокуратура Приуральского района могла самостоятельно установить собственников судов, деревянных построек и строительного мусора, т.к. из фототаблицы отчетливо видно, что на корпусе судна указан регистрационный номер, а некоторые деревянные строения закрыты на замки и даже отремонтированы. Также полагают акт рейдовой проверки, составленным с нарушением, поскольку специалисты Администрации поселения не были приглашены при проведении проверки.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО2, поддержал требования иска по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Аксарковское ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ, возражал против удовлетворения требований иска, указав, что работы по ликвидации свалки ведутся, ряд определенных работ уже был проделан администрацией поселения, в настоящее время ведется работа по установлению собственников имущества расположенного на прибрежной полосе реки, с целью возложения на них обязанности по его ликвидации. Были направлены запросы в НО «...», НО «...», на которые были получены ответы о том, что строительный мусор будет ликвидирован, ОАО «Аксарковский рыбозавод», ответ до настоящего времени не получен.

Представители соответчика Администрациимуниципального образования Приуральского района, ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ и ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ, требования иска не признали по доводам представленных на него возражений.

Представитель третьего лица генеральный директор ООО «...» ФИО6, полагал требования иска подлежащими удовлетворению, указав, что определенный прокурором срок для проведения данных работ, недостаточный.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по ЯНАО, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными материалами дела, и не оспаривалось стороной ответчика, что земельный участок на котором расположена свалка, расположенный вдоль правой береговой линии ... (на расстоянии 50-100 метров от жилых домов , и по ... в ..., находится на территории населенного пункта .... Рейдовой проверкой Управления Росприроднадзора по ЯНАО, на данном участке выявлена несанкционированная свалка, состоящая из различных видов отходов.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ в обязанности по использованию земельных участков входит использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Частью 5 ст.12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» запрещено размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.1 ст.8 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В ходе проверки санитарного содержания вышеуказанного земельного участка установлено, что в водоохранной зоне ... (координаты на расстоянии 50 метров от правой береговой линии, обнаружена несанкционированная свалка металлического лома состоящая из двух корпусов речных судов, автомобильных шин, металлических бочек, а также прочего мелкого металлического лома. Также при обследовании территории (координаты ) на расстоянии 50 метров от правой береговой линии реки Обь, обнаружены старые, полуразрушенные деревянные строения, около которых находятся металлические бочки, проволока, мелкий бытовой мусор и металлический лом. Во время обследования территории водоохранной зоны ... (координаты ) обнаружена стоянка автотранспортного средства (вне специально оборудованного места имеющего твердое покрытие): в 30 метрах от правой береговой линии реки Обь стоит легковой автомобиль ГАЗ 31105 с государственным регистрационным номером <***> 89rus.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек. ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 4 ст. 65 Водного Кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. С учетом длины реки Обь - 3650 км, ширина водоохранной зоны составляет двести метров.

В соответствии с ч. 2 и. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается размещение отходов производства и потребления.

Согласно требования ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии с пунктами 4 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса в границах водоохранных зон запрещается: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Таким образом, в ходе проведенного осмотра водоохранной зоны реки Обь, а также прилегающая к ней территория в районе ... были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в границах водоохранной зоны .... установлены и зафиксированы места несанкционированных свалок (складирования) и стоянка автотранспортных средств (вне специально оборудованного места, имеющих твердое покрытие).

ДД/ММ/ГГ в адрес Главы Администрации муниципального образования Аксарковское прокуратурой ..., было внесено представление об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства (л.д. 20-22).

ДД/ММ/ГГ, на данное представление был получен ответ, согласно которому, за допущенные нарушения федерального законодательства должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности, ведется работа по санитарной очистке от ... до ..., территория у ..., приведена в надлежащий вид. В настоящее время составляется смета по благоустройству склона от ... до ... (объект «Набережная»). Будут проводиться работы по укреплению склона и рекультивации почв (л.д. 23).

Согласно письма Администрации муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ,о ходе мероприятий по устранению нарушений выявленных УФС по Надзору в сфере природопользования по ЯНАО, сообщают, что в адрес «...» и «...» направлены запросы для установления собственников корпусов судов расположенных в 50 метрах от правой береговой линии ...; демонтаж полуразрушенных строений, расположенных у береговой линии ... в соответствии с фото-таблицей, будет производиться Администрацией муниципального образования Аксарковское; собственник транспортного средства ГАЗ 3110 устанавливается; будут запланированы мероприятия по уборке и очистке водоохраной зоны ... в границах ... по мере схода снежного покрова и доступа к береговой полосе (л.д. 37).

Доводы представителя Администрации муниципального образования Аксарковское, о том, что часть работ по уборке территории от несанкционированной свалке подлежит возложению на НО «...», НО «...», ОАО «...», суд находит несостоятельными, в силу того, что данными некоммерческими организациями в письменных ответах на запросы суда, речь велась о строительном мусоре, расположенном непосредственно на земельных участках, отведенных под строительство жилых домов, который вывозить по мере его накопления, окончательная очистка будет произведена по завершению данных работ. Кроме того, земельные участки, отведенные под строительство домов, не входили в предмет заявленных исковых требований. Касаемо корпусов речных судов, следует отметить, что какого-либо ответа от ОАО «...» о собственниках данных судом, в том числе об их принадлежности данному юридическому лицу, на момент рассмотрения дела по существу, не поступило.

Таким образом, из материалов дела следует, что органом местного самоуправления, работы по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории земельного участка вдоль право береговой линии ... не завершены, данный земельный участок, не очищен и не приведен в соответствующий природоохранному законодательству вид.

При таких обстоятельствах неисполнение Администрацией муниципального образования Аксарковское, своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с места скопления свалки привело к нарушению прав жителей населенного пункта на благоприятную природную среду.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, есть все основания для возложения обязанности на администрацию муниципального образования Аксарковское, по приведению земельного участка, расположенноговдоль правой береговой линии ..., на расстоянии 50-100 метров от жилых домов , и по ... в ... (координаты и ), в соответствие с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

Соответственно, иск прокурора Приуральского района подлежит удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

возложить на администрацию муниципального образования Аксарковское в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка вдоль правой береговой линии ..., на расстоянии 50-100 метров от жилых домов , и по ... в ... (координаты и путем вывоза отходов на санкционированный полигон ТБО в ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе Аксарка Приуральского района ЯНАО в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 22 января 2016 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья О.В. Михайлова