ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1802/2014 от 07.04.2013 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

 Дело № 2-1802/2014       

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 07 апреля 2013 года                             г. Челябинск

 Советский районный суд г.Челябинска Челябинской области в составе:

 председательствующего Самойловой Т.Г.   

 при секретаре:      Меграбян Т.Р.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области об обязании принятия мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Советского района г. Челябинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее по тексту КУиЗО г.Челябинска) с иском о возложении на ответчиков обязанности принять меры по постановке на учёт в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>

 В обоснование исковых требований указано, что проведенной проверкой установлено наличие на огороженной территории <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>», дома контейнерного типа, который в настоящее время является бесхозяйным имуществом. В данном здании около тридцати лет зарегистрирована и проживает семья Саковских. Дом был предоставлен ФИО1 в связи с трудовыми отношениями в <данные изъяты> которое осуществило его постройку, обслуживало его и оказывало гражданам коммунальные услуги. В <данные изъяты> году оказание коммунальных услуг было прекращено, поскольку <данные изъяты> филиал <данные изъяты> в настоящее время производственно-хозяйственную деятельность не ведёт, а данное помещение не является собственностью предприятия. Неисполнение ответчиками своих обязанностей по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке данного строения на учёт в качестве бесхозяйного, создаёт препятствия к его надлежащему техническому обслуживанию, что повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций и создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

 В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <данные изъяты> заявленные прокурором Советского района г.Челябинска исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Администрации г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, ссылаясь на то, что ст. 225 Гражданского кодекса РФ установлено право, а не обязанность органа местного самоуправления совершать действия по постановке на учёт бесхозяйного имущества, судебный порядок возложения на муниципальное образование таких обязанностей законодательством РФ не предусмотрен. Считает, что в случае вынесения решения об удовлетворении исковых требований, такое решение будет неисполнимо, так как поставить на учёт объект недвижимого имущества как бесхозяйный будет невозможно в связи с отсутствием документов, указанных в Положении о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.

 Представитель ответчика КУиЗО г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил в суд отзыв на исковое заявление, ссылаясь на необходимость прекращения производства по делу, так как прокурор обратился в интересах определенного круга лиц. Указывает, что существует особый порядок признания вещи бесхозяйной, без соблюдения которого невозможно принимать решение о правовой судьбе вещи, а ст. 225 Гражданского кодекса РФ предоставляет органу местного самоуправления право постановки на учёт бесхозяйного имущества, а не возлагает обязанность совершить данные действия.

 Третьи лица ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив, что данный дом был предоставлен ФИО1 в <данные изъяты> году в связи с трудовыми отношениями в <данные изъяты>, в настоящее время он является инвалидом первой группы. В квартире проживает и зарегистрирована его семья: жена, дочь и сын. В <данные изъяты> году <данные изъяты> прекратило оказывать коммунальные услуги. Самостоятельно заключить договоры на оказание коммунальных услуг они не могут в связи с отсутствием прав на помещение.

 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее – ТУ Росимущество в Челябинской области), привлеченное судом в качестве ответчика, и ОАО «РЖД», привлеченное судом в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений на исковые требования не представили.

 Третьи лица: ОАО «Транссигналстрой», ФИО1, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.

 Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, установленными ст. 12 ГК РФ.

 В соответствии с обследованием, проведенным Управлением «Государственная жилищная инспекция» Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по адресу: <данные изъяты> на огороженной территории расположен дом контейнерного типа, который по визуальному обследованию соответствует жилому, проживающие в нем жители имеют в паспортах отметки о регистрации по данному месту жительства. В здании отсутствуют средства пожаротушения.

 В соответствии с информацией Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: дом контейнерного типа <данные изъяты> с инвентарным номером <данные изъяты> находящийся по адресу: <данные изъяты>», отсутствуют.

 В соответствии с информацией, предоставленной КУиЗО г.Челябинска вышеуказанный дом не является муниципальной собственностью, сведения о балансодержателе также отсутствуют.

 В соответствии с ответом ТУ Росимущество в Челябинской области, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанном здании, но при этом учтены сведения о земельном участке, расположенном по данному адресу и переданном в аренду ОАО «РЖД» в <данные изъяты> г. сроком на <данные изъяты> лет. Аналогичная информация о земельном участке содержится в выписке из реестра федерального имущества.

 Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что спорное строение было возведено <данные изъяты> филиалом ОАО «Транссигналстрой». Из имеющихся в материалах дела документов следует, что в настоящее время <данные изъяты> хозяйственную деятельность не ведет, находится в стадии консервации. ОАО «Транссигналстрой» неоднократно в своих ответах Прокурору Советского района сообщало об отсутствии у общества каких-либо имущественных прав и притязаний на спорный объект недвижимости.

 Согласно инвентарной карточке на рассматриваемый объект, составленной ОАО «Транссигналстрой», дом <данные изъяты>, является домом контейнерного типа, предназначенным для временного проживания, <данные изъяты> года постройки, принято на бухгалтерский учет <данные изъяты> года, имеет инвентарный номер <данные изъяты>

 Члены семьи Саковских, проживающие в указанном объекте, зарегистрированы УФМС России по Челябинской области в Советском районе г. Челябинска с указанием адреса: <данные изъяты>

 Согласно технического паспорта ОГУП «Обл. ЦТИ» по Челябинской области местоположение рассматриваемого объекта определено как <данные изъяты>

 В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что дом контейнерного типа, находящийся по адресу: <данные изъяты>, не имеет на в настоящий момент собственника и является бесхозяйным.

 Отсутствие собственника строения влечет невозможность обеспечения проживающих в нем людей коммунальными услугами: водо-, тепло- и электроснабжением, а также отсутствие своевременного ремонта здания, его надлежащего технического обслуживания и обеспечения противопожарной безопасности, что угрожает безопасности жизни и здоровья его жителей, а также повышает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

 В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

 Аналогичные нормы содержатся в п.п. 4, 9, 11 п. 1 ст. 9 Устава города Челябинска.

 В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

 Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В соответствии с данным положением принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы (Росреестра) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления является единственным субъектом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, соответственно, и исполнение данной обязанности следует возложить на Администрацию г.Челябинска. В возложении этой обязанности на других ответчиков – КуиЗО г.Челябинска и ТУ Росимущество в Челябинской области следует отказать.

 При этом принадлежность земельного участка на праве собственности Российской Федерации не имеет существенного значения, поскольку обязанность регистрации бесхозяйного недвижимого имущества не связана с правом собственности на земельный участок. Кроме того, ТУ Росимущество в Челябинской области и ОАО «РЖД» были привлечены судом к участию в деле в качестве ответчика и третьего лица, но каких-либо притязаний в отношении спорного строения не высказали.

 Доводы ответчиков о том, что ст. 225 Гражданского кодекса РФ не возлагает на органы местного самоуправления императивной обязанности по принятию на учет бесхозяйных вещей, а лишь предоставляет право на это, несостоятельны и основаны на неправильном толковании закона, поскольку из нормы, установленной ст. 225 Гражданского кодекса РФ, следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.

 Предъявление иска прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованно, так как данные требования направлены на защиту прав граждан на безопасное получение качественных коммунальных услуг, услуг по водо-, тепло- и электроснабжению жилья, имеет цель устранение причин, при которых может возникнуть вред жизни и здоровью граждан.

 На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Довод ответчика КУиЗО г. Челябинска о том, что прокурором заявлен иск в интересах лиц, зарегистрированных в спорном строении, то есть в интересах определенного круга лиц, является несостоятельным, поскольку регистрация граждан по месту жительства является мерой временного характера, круг лиц, зарегистрированных в том или ином жилом помещении, может изменяться как в сторону увеличения, так и сокращения. Право граждан на свободу передвижения не может быть ограничено иском в интересах определенного круга лиц.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Советского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска, КУиЗО г. Челябинска, ТУ Росимущество о принятии мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, удовлетворить частично.

 Обязать администрацию города Челябинска принять меры к постановке бесхозяйного недвижимого имущества – дома контейнерного типа с инвентарным номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

 В удовлетворении исковых требований к КУиЗО г. Челябинска, ТУ Росимущество прокурору Советского района г. Челябинска отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в а апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска.

 Председательствующий: <данные изъяты> Самойлова Т.Г.

 <данные изъяты>