Дело № 2-1802/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Ондар А.К., с участием представителя ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии и восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с названным иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Минтруд РТ), Министерству финансов Республики Тыва (далее –Минфин РТ), указав, что ей была назначена доплата к трудовой пенсии по старости в связи с замещением государственной должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента РТ от 24 января 2001 года № 821 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РТ от 03 сентября 1977 года № 78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих РТ». Ежемесячная доплата в размере <данные изъяты> рублей к государственной пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей была определена исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере <данные изъяты> рублей, составляющей <данные изъяты> месячного денежного содержания.
С принятием Указа Председателя Правительства РТ от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» и постановления Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года № 60 «О реализации Указа Председателя Правительства РТ от 12 ноября 2007 года № 205 ей продолжали выплачивать доплату к пенсии по старости с учетом индексации пенсии и соответственно доплаты к ней.
Указанные нормативные акты устанавливали ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с федеральным законодательством: при наличии стажа на государственной должности до 3-х лет в размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к не составляла 55 % месячного денежного содержания; при стаже свыше 3-х лет 75 месячного денежного содержания. При этом общая сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не могла быть ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости.
Указ Главы – Председателя Правительства РТ от 04 мая 2012 года № 145 и постановление Правительства РТ от 18 сентября 2012 года № 511 приняты в нарушение закона РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». На основании указанных нормативно-правовых актов Минтруд РТ прекратило ей выплату доплаты с ДД.ММ.ГГГГ и не сообщили о причинах прекращения ее выплаты. Считает действия Минтруда РТ по прекращении выплат доплаты к трудовой пенсии незаконными в силу ст. 4 ГК РФ, а также в силу того, что Указ Председателя Правительства РТ не является Законом. Считает, что действие Указа может распространяться только на лиц, которым первоначально устанавливается доплата к государственной пенсии, а не на лиц, которые к моменту издания Указа уже получали указанную доплату.
В результате незаконного распространения Указа от 04 мая 2012 года № 145 на правоотношения по доплате к пенсии, возникшие до их принятия, Минтруд РТ нанесло ей материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей.
Просит обязать Минтруд РТ восстановить ей доплату к пенсии из казны РТ с ДД.ММ.ГГГГ; возместить задолженность по доплате к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей; возобновить ежемесячную доплату к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики ФИО4, с иском не согласилась, просила отказать в связи с пропуском срока исковой давности. По существу иска она также выразила несогласие, пояснив что указанные доплаты были установлены законодателем как поддержка лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва, и выплачивалась за счет средств регионального бюджета, что негативно сказывалось на бюджете республики при ее невысоком уровне, дотационности. Поскольку законодателем была установлена эта доплата, то и прекращать выплату этой доплаты он также вправе. Считает, что выплата указанных доплат ущемляет права и законные интересы других категорий, таких как дети-сироты и другие. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в без его участия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ занимала должность <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должноти <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность <данные изъяты>, что подтверждается трудовой книжкой истицы.
Решением Министерства труда и социальной политики РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2, замещавшей государственную должность <данные изъяты>, в соответствии с Указом Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года № 841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 3 сентября 1997 года № 78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва» и на основании решения Аппарата Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ определена государственная пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей в месяц, ежемесячную доплату в размере <данные изъяты> рублей в месяц, исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере <данные изъяты> рублей, составляющей <данные изъяты> месячного содержания.
С ДД.ММ.ГГГГ выплата доплаты к пенсии стала регулироваться Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 «О некоторых социальных гарантиях, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва (далее - Указ № 205), который отменил действие прежнего Указа».
Указом № 205 установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 1).
Приведенный выше Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12.11.2007 № 205 утратил силу в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» (далее – Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145), которым установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 1).
При этом ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливалась в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Тыва от одного до трех лет- 55 %, свыше 3 лет – 75 % их месячного денежного вознаграждения.
Данный Указ № 205 утратил силу в связи с изданием нового Указа Главы – Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», пунктом 1 которого установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Тыва на постоянной основе не менее десяти лет, имеющие государственные награды РФ и (или) государственные награды РТ и получавшие денежное вознаграждение за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ».
В целях реализации положений Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012 № 145 Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 № 511 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва (далее – Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности)), где имеются нормы аналогичного содержания.
Как указал истец с ДД.ММ.ГГГГ прекращена доплата к государственной пенсии в связи с вступление в силу Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 ст. 25 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 N 1739 ВХ-1 (ред. от 22.06.2015) "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22.06.2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" ).
Совместное ведение деятельности касается и определения условий осуществления материально-финансового обеспечения, предоставляемого им в течение срока их полномочий (ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др.), и в связи с прекращением полномочий.
В силу подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионномобеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим должности государственных служащих в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
То есть с учётом бюджетных возможностей субъект РФ вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъектов РФ правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и ФИО2
Ссылка истца на то, что Указ № 145 не должен распространяться, поскольку в нём отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, не основана на законе.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением государственных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет государственным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом государственной власти правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших должности государственных служащих данного субъекта РФ независимо от момента назначения им указанной пенсии.
В контексте выше приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации исходит из того, что применение Указа № 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило: старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.
С 12.07.2015 года Указ № 145 утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Тыва от 24.06.2015 N 108 (публикация в газете "Тувинская правда", N 70, 02.07.2015 года).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по день окончания действия Указа № 145 у Минтруда РТ имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии, ранее установленной Указом № 205, следовательно, нет обязательств перед истцом по выплате задолженности по доплате к государственной пенсии, так как ФИО2 не имеет достаточного стажа государственной гражданской службы и государственных наград.
Что касается требований истца о возобновлении доплаты к пенсии, судтакже суд исходит из того, что право субъекта РФ на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определённые ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.
Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально- экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.
При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного кодекса и означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.
Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.
Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций изфедерального бюджета).
Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, приведённые выше обстоятельства являются тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, и их размера после прекращения государственной службы.
Из законов об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанные периоды расходы республиканского бюджета превышали доходы.
Бюджет ежегодно формируется с предельно допустимым по бюджетному законодательству дефицитом. Источником дефицита планируется привлечение кредитов. Социально ориентированная структура доходов и расходов бюджета республики не позволяет планировать средства на погашение ранее взятых долговых обязательств.
Согласно выписке из Государственной долговой книги Республики Тыва за период с ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> имеет задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по бюджетным кредитам всего на сумму <данные изъяты> тыс. рублей.
При таких обстоятельствах, требования истца о восстановлении доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплате к пенсии, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплате к пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ).
Судья А.Е. Сат