Принято в окончательной форме 13.10.2021 г.
Дело № 2-1802/2021 (УИД)76RS0024-01-2021-001415-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Семеновой О.О., при секретаре Бубновой А. С.,
с участием истца ФИО1, представителя истца по устному ходатайству ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Хартия» о защите прав потребителей,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику ООО «Хартия», с учетом уточнений (л.д. 47 – 54), о признании незаконным начисление ФИО1 платы за коммунальную услугу обращения с ТКО в р.<адрес>: с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (в период не оказания услуги по причине отсутствия контейнерной площадки сбора ТКО); октябрь 2019 г. - апрель 2020 г. (в период не проживания в доме, собственником которого является истец), обязании ООО «Хартия» провести перерасчет задолженности ФИО1 за услугу обращения ТКО, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., штрафа, расходов на юридические услуги в размере 35 000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец с октября 2019 года является потребителем услуги обращения с ТКО исполнителем которой является филиал «Ярославский» Общества с ограниченной ответственностью «Хартия». Данная услуга оказывается истцу, как собственнику жилого помещения по адресу: <адрес>. По указанному адресу проживает только в период с мая по октябрь месяцы, в остальное время проживает по месту постоянной регистрации: <адрес>
Однако, ООО «Хартия» выставляет счета за услугу обращения с ТКО и в те месяцы, когда ФИО1 не проживает по месту получения услуги.
Истцом направлены обращения в адрес ООО «Хартия» с просьбой не выставлять счета за месяцы не проживания по адресу получения услуги, однако ООО «Хартия», в ответе на обращение, отказала в удовлетворении требований, сославшись на отсутствие оснований. В счете на оплату в ноябре 2019 с учетом перерасчета, выставлен долг за услугу обращения с ТКО за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в размере 1380,67 руб. Однако, в указанный период услуга не предоставлялась, в связи с отсутствием контейнерной площадки до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается справкой от Администрации сельского поселения <адрес>.
О заключении договора в поселке не было каким-либо образом сообщено, как будет вывозиться мусор неизвестно, квитанции помесячно не предоставлялись.
Как можно было пользоваться услугой в период сентябрь 2018.г.- ноябрь 2019.г., когда о ней стало известно в ноябре 2019 г. и при отсутствии места сбора ТКО. Контейнерная площадка в р.<адрес> расположена на большой удаленности от дома около 500 м.
В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству ФИО2 поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ООО «Хартия» по доверенности ФИО3 не признал заявленные исковые требования, поддержал письменные возражения на исковое заявление Пояснил, что услуга по обращению с ТКО в г. Ярославле оказывается региональным оператором ООО «Хартия» надлежащим образом с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается письмом администрации сельского поселения <адрес> от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Согласно которого, администрация сельского поселения <адрес> сообщает, что услуга по обращению с ТКО в рабочем поселке <адрес> оказывается с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Накопление и складирование твердых коммунальных отходов жителями ул. Комсомольской, р.п. Бурмакино осуществлялась на контейнерных площадках по следующим адресам и со следующих дат: ул. Калинина, д. 27 с 13.09.2019 г., ул. Калинина, д. 2 с 13.09.2019 г., ул. Депутатская, д. 5 с 01.09.2018 г. Вывоз осуществляется без нарушения графика. Полномочия по определению мест накопления ТКО, включая определение удаленности таких мест от потребителей, возложены на органы местного самоуправления, а не на регионального оператора. В полномочия регионального оператора не входит организация и содержание мест накопления ТКО, а также полномочия по надзору за соответствие мест накопления ТКО требованиям санитарных норм.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: р.<адрес>.
ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области в соответствии с соглашением №17 от 23.05.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия».
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.6.3 решения муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306 «Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля» решение о создании мест (площадок) накопления ТКО принимается уполномоченным структурным подразделением мэрии города, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и оформляется муниципальным правовым актом.
Согласно п.3 Постановления мэрии г. Ярославля от 10.06.2019 N 664 «О согласовании размещения контейнерных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления» согласование места размещения контейнерных площадок на городских земельных участках осуществляется территориальными администрациями мэрии города Ярославля и оформляется соглашением о размещении контейнерной площадки по форме, установленной приложением 1 к Порядку (далее - Соглашение). Соглашение содержит обязательства заинтересованного лица о содержании контейнерной площадки, размещенной на городском земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из указанных норм, вопросы создания, территориального размещения и содержания контейнерных площадок (мест накопления ТКО) относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с п.4 Правил №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ, обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Исходя из указанных норм, в предмет коммунальной услуги по обращению с ТКО включаются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354).
В соответствии с п.2 Правил N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «а» п.148 (22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.В соответствии с п.148 (45) Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно п.9 Правил N 354, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема) и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
По смыслу положений Правил N 1156, при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Из представленных истцом счетов на оплату за обращение с ТКО видно, что исполнителем данной услуги по отношению к жилому дома истца является ООО «Хартия».
Услуга по обращению с ТКО в р.п. Бурмакино оказывается региональным оператором ООО «Хартия» надлежащим образом с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, что подтверждается письмом администрации сельского поселения Бурмакино Некрасовского района Ярославской области от 05.08.2021 г. Согласно которого, администрация сельского поселения Бурмакино Некрасовского района Ярославской области сообщает, что услуга по обращению с ТКО в рабочем поселке Бурмакино Некрасовского района оказывается с 01.09.2018 г. Накопление и складирование твердых коммунальных отходов жителями ул. Комсомольской, р.п. Бурмакино осуществлялась на контейнерных площадках по следующим адресам и со следующих дат: ул. Калинина, д. 27 с 13.09.2019 г., ул. Калинина, д. 2 с 13.09.2019 г., ул. Депутатская, д. 5 с 01.09.2018 г.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 14 декабря 2018 года № 70-Н «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Ярославской области», жителями ул. Комсомольской р.п. Бурмакино с 01.09.2018 года для накопления ТКО использовалась контейнерная площадка по адресу: Некрасовский р-н, р.п. Бурмакино, ул. Депутатская, д.5. С 13.09.2019 года складирование ТКО также осуществлялось на контейнерных площадках, расположенных у д. 2 и <...> р.п. Бурмакино, Некрасовского района. Данная информация также подтверждается письмом администрации сельского поселения Бурмакино Некрасовского района от 05.08.2021 года № 670.
Тот факт, что вывоз мусора, размещенного на данных площадках, осуществляется ООО «Хартия», стороной истца не оспаривался.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что у истца, в период проживания в р.п. Бурмакино на ул. Комсомольская, д. 30 а с 01.09.2018 г.имелась фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя оборудованную контейнерную площадку по адресу: <адрес>, а с 13.09.2019 г. контейнерные площадки по адресам: <адрес>.
Исходя из вышеуказанных норм, региональный оператор не несет ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилых домов контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок. Предметом самой услуги по обращению с ТКО, как указано выше, являются непосредственно сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Каких-либо нарушений нормативных требований при вывозе отходов с вышеуказанных мест их размещения судом не установлено, доказательств обратного истцом вопреки требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено. В этой связи оснований считать, что истцу не оказывается услуга по обращению ТКО, у суда не имеется.
В связи с этим ссылки истца на несоблюдение предусмотренных п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домам истца не свидетельствуют о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100м расстоянии от жилых домов.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сам по себе факт несогласия истца с местом размещения контейнерной площадки по мотиву отдаленности места ее расположения относительно жилого дома по <адрес>, основанием для удовлетворения требований, по существу направленных на освобождение от оплаты спорной коммунальной услуги, не является. Данное обстоятельство не свидетельствует о том, что услуга по обращению с ТКО истцу не оказывается либо оказывается ненадлежащим образом.
Доказательств заключения самостоятельного договора на вывоз мусора с иной организацией в спорный период по жилому дому истца, суду также не представлено.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N 299.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предусматривая порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, Правила в пункте 93 устанавливают открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете.
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
При обращении истца к ответчику с требованием о выполнении перерасчета платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: р.<адрес>, не было представлено сведений, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства.
При указанных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.О. Семенова