РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года г. Усть-Илимск, Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Аман Н.А.,
представителя третьего лица Управления образования Администрации города Усть-Илимска - Зариповой И.Р., действующей на основании доверенности от 07.07.2022, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по 31.12.2022,
в отсутствие представителей ответчиков, представителя третьего лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1802/2022 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Усть-Илимск, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 14 «Колобок» о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Илимский межрайонный прокурор в обоснование иска указал, что в ходе проверки выявлены нарушения исполнения требований градостроительного законодательства при эксплуатации образовательными организациями зданий, преданных администрацией муниципального образования город Усть-Илимск в оперативное управление. В нарушение требований закона обследование технического состояния здания детский сад общеразвивающего вида № 14 «Колобок» с привлечением специализированной организации не проводилось, несмотря на то, что здание построено и введено в эксплуатацию в 1977 году. 11.06.2020 в адрес главы администрации г. Усть-Илимска вынесено представление об устранений нарушений закона. Однако до настоящего времени нарушения требований закона не устранены, в связи с отсутствием средств в бюджете города. С учетом уточнений просит суд обязать администрацию муниципального образования город Усть-Илимск обеспечить составление проекта бюджета муниципального образования город Усть-Илимск, с включением в него расходных обязательств для выполнения мероприятий по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ детский сад № 14 «Колобок», расположенного по адресу: , в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать МБДОУ детский сад № 14 «Колобок» в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания МБДОУ детский сад № 14 «Колобок, площадью 2236,1 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: , с привлечением специализированной организации.
В судебном заседании представитель истца Аман Н.А. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему. Дополнительно суду пояснила, что на сегодняшний день данному детскому саду 45 лет, в котором ни разу не проводилось обследование технического состояния здания.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования Администрации города Усть-Илимска Зарипова И.Р. поддержала письменные возражения.
Представитель ответчика администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности Тетеревская Л.В. письменно просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчикам, поддержала письменные возражения. Согласно доводам письменных возражений, Администрация города Усть-Илимска считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление образования самостоятельно определяет либо перераспределяет направления расходования средств бюджета города по подведомственным учреждениям. Исполнение требования прокурора в заявленный срок фактически не возможно, требуется срок не менее 9 месяцев со дня вступления в силу решения Городской Думы города Усть-Илимска «О бюджете города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Представитель ответчика МБДОУ детский сад № 14 «Колобок» в судебное заседание не явился. Представитель Муравьева И.С. письменно просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представила письменные возражения. В письменных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица комитета финансов Администрации города Усть-Илимска в судебное заседание не явился. Председатель комитета Шадрина О.Ф. письменно просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, представила письменный отзыв. Согласно доводов отзыва главный распорядитель бюджетных средств – Управление образования, участвует в формировании и исполнении бюджета города в части расходов на образование, в разработке местных нормативов финансирования сферы образования города Усть-Илимска. Управление образования в соответствии с утвержденными ассигнованиями и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств принимает соответствующие расходные обязательства. Планируемые расходы по проведению обследования технического состояния зданий должны представляться главным распорядителем и иметь обоснования. Полагает, что требование о включении в проект бюджета расходных обязательств для выполнения мероприятий по проведению обследования технического состояния зданий не подлежит удовлетворению, поскольку в настоящее время происходит формирование проекта бюджета города на 2023 и именно Управление образования до 01.09.2022 должны представить предварительные реестры расходных обязательств, объемы планируемых ассигнований и их обоснование. Администрация города не осуществляет финансирование вопросов местного значения, решение которых возложено на постоянно действующие исполнительные органы. Предъявление прокурором к администрации исковых требований предусмотреть расходы по обследованию технического состояния здания по существу является вторжением в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования город Усть-Илимск, нарушают их самостоятельность.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, учитывая письменную позицию сторон, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
«Конвенцией о правах ребенка» от 20 ноября 1989 года закреплено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (часть 1 ст. 3).
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ года «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 6).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28).
Согласно пункту 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ года «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (части 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Статьей 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния » (ГОСТ 31937-2011), который является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Настоящий стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункт 4.3).
В силу пункта 4.4 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
В соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт 5.1.19 указанного ГОСТ).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 14 «Колобок» является образовательным учреждением, основной деятельностью которого является создание условий для реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.
Согласно Уставу МБДОУ д/с № 14 «Колобок» учредителем учреждения является муниципальное образование город Усть-Илимск. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования г. Усть-Илимск осуществляет Администрация города Усть-Илимска в лице Управления образования Администрации города Усть-Илимска, а полномочия собственника имущества учреждения – Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска.
Согласно п. 6.3 Устава финансовое обеспечение содержания зданий и сооружений Учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального образования город Усть-Илимск.
Из учредительных документов следует, что МБДОУ д/с № 14 «Колобок» осуществляет свою деятельность в нежилом здании, расположенном по адресу: .
Из выписки из ЕГРН от 21.04.2022 следует, что МБДОУ д/с № 14 «Колобок» на праве оперативного управления владеет нежилым зданием, расположенным по адресу: , площадью 2236,1 кв.м., кадастровый №. Собственником здания значится муниципальное образование город Усть-Илимск.
В ходе проведенной прокурором проверки установлен факт отсутствия проведения специализированными организациями в порядке, предусмотренными приведенными выше частями 1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений», пунктами 4.1., 4.3., 4.4. ГОСТа 31937-2011 обследования технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений в соответствии с требованиями законодательства и государственных стандартов.
Указанные обстоятельства, а именно: отсутствие комплексного обследования технического состояния здания с привлечением специализированной организации, не оспаривались ответчиками.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации города Усть-Илимска 11.06.2020 внесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, выявленные нарушения не устранены, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете города Усть-Илимска.
Таким образом, учитывая приведенные доказательства, положения законодательства, позицию сторон, суд приходит к выводу, что на день разрешения настоящего спора МБДОУ д/с № 14 «Колобок» осуществляют эксплуатацию здания по указанному адресу в отсутствие проведенных в установленном порядке, с участием специализированных организаций и в нормативные сроки, установленные ГОСТ 31937-2011, обследований его технического состояния. Тем самым требования законодательства ответчиком не исполняются.
Указанное обстоятельство нарушает приведенные выше положения пунктов 2 и 15 части 3, части 7 статьи 28, пункта 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений» и непосредственно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, обучающихся детей, работников образовательных учреждений, не обеспечивая тем самым безопасность их жизни и здоровья в случае возникновения аварийной ситуации.
Таким образом, предъявление данного иска прокурором в защиту приведенного выше неопределенного круга лиц, направлено на предупреждение причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу, а, следовательно, связанно с гражданско-правовыми отношениями, возникающими у образовательных учреждений по поводу использования ими имущества, переданного им учредителем и собственником для осуществления уставных задач. Кроме того, обязанность провести обследование технического состояния зданий и сооружений является составной частью бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, на ответчика МБДОУ д/с № 14 «Колобок», на основании абзаца 8 ст. 12 ГК РФ должна быть возложена обязанность к исполнению в натуре обязанности провести обследование технического состояния здания образовательного учреждения, с привлечением специализированной организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1874-ст.
Суд учитывает, что спорное здание построено и введено в эксплуатацию в 1977 и на день рассмотрения дела эксплуатируется 45 лет, в течение которых обследование технического состояния здания, с привлечением специализированной организации не проводилось.
Как следует из актов визуального осмотра за 2016-2022 спорному зданию и территории необходим комплексный капитальный ремонт с привлечением проектной организации для составления проектно-сметной документации. Даны рекомендации провести техническое обследование состояния строительных конструкций здания в проектной организации.
Вместе с тем, доказательств проведения планового капитального ремонта в отношении указанного здания, их сроках, не представлено.
При решении вопроса о возложении на администрацию муниципального образования город Усть-Илимск обязанности обеспечить составление проекта бюджета муниципального образования город Усть-Илимск, с включением в него расходных обязательств для выполнения мероприятий по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ д/с № 14 «Колобок», суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 Устава муниципального образования город Усть-Илимск, к компетенции администрации города относится, в том числе разработка бюджета города, обеспечение его исполнения и подготовка отчета о его исполнении.
Согласно ст. 56 Устава, администрация города Усть-Илимска осуществляет разработку проекта бюджета города. Порядок и сроки разработки проекта бюджета города, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением о бюджетном процессе.
Бюджет города рассматривается и утверждается Городской Думой по представлению мэра города (ст.57 Устава).
Исполнение бюджета города производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.58 Устава).
Согласно статьи 6 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Усть-Илимск, утвержденного решением Городской Думы от 28.03.2012 № 39/241, администрация города обеспечивает составление проекта бюджета города и направляет его с необходимыми документами в Городскую Думу и в Контрольно-ревизионную комиссию. В связи с чем довод представителя ответчика Администрации города Усть-Илимска о том, что они являются ненадлежащим ответчиком, суд находит несостоятельным.
Согласно статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно статьи 8 Положения о бюджетном процессе, главный распорядитель бюджетных средств бюджета города обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования средств бюджета города в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимита бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
По правилам части 4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из системного толкования п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию г. Усть-Илимска, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
Отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникли в данном случае не в связи с обязательствами последнего либо в связи с возмещением ущерба, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.
Таким образом, учитывая, что к полномочиям администрации города Усть-Илимска относится составление проекта бюджета города, а также отсутствие доказательств по фактическому проведению ответчиком МБДОУ д/с № 14 «Колобок» обследования технического состояния здания, с привлечением специализированной организации, ввиду отсутствия финансирования, суд приходит к выводу о необходимости включения в проект бюджета города расходных обязательств для выполнения мероприятий по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ д/с № 14 «Колобок», в связи с чем исковые требования прокурора к администрации муниципального образования города Усть-Илимск подлежат удовлетворению.
Довод стороны ответчика о том, что без понуждения Управления образования к представлению необходимых документов расходных обязательств и их обоснования, решение суда в части включения в проект бюджета расходных обязательств для выполнения мероприятий по проведению обследования технического состояния неисполнимо, суд находит несостоятельным, поскольку согласно разделу III Положения об Управлении образования Администрации города Усть-Илимска, утвержденного решением Городской Думы от 22.06.2011 № 28/180 к функциям Управления относится, в том числе участие в формировании и исполнении бюджета города, осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета в отношении подведомственных муниципальных образовательных организаций и учреждений, определение формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, муниципального задания подведомственных учреждений, порядка осуществления отчета о поступлении и расходовании финансовых средств.
Как установлено в судебном заседании Управлением образования ведется работа по включению в бюджет денежных средств, необходимых для комплексного обследования технического состояния зданий, имеются сведения о коммерческих предложениях от специализированных организаций, предлагающих свои услуги по техническому обследованию зданий.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Определенный истцом срок исполнения судебного решения, учитывая бюджетную систему финансирования, признается судом достаточным для устранения выявленных нарушений. Возражений по сроку представителями ответчиков не заявлено.
Доводы представителей ответчиков о том, в настоящее время денежные средства, необходимые для выполнения указанных мероприятий не запланированы в бюджете, который имеет дефицит, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей.
Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований законодательства об образовании в части проведения проверок технического состояния зданий, используемых образовательными учреждениями, от финансовых возможностей, а так же от сроков реализации принятых ими муниципальных программ.
Кроме того, согласно распоряжению администрации города Усть-Илимска от 31.01.2022 № 24-р при исполнении бюджета в 2022 первоочередными являются расходы, в том числе, связанные с оплатой по принятым и вступившим в законную силу судебным актам, исполнительным документам.
Значительное отдаление срока обследования зданий, находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений, с учетом значимости последних как объектов особой охраны в виду пребывания в них детей, не может быть признано обоснованным.
Вместе с тем, суд принимает во внимание длительность проведения бюджетного процесса, значительность объема денежных средств на каждый из объектов и их совокупности, необходимость осуществления органом местного самоуправления иных полномочий и задач, средства на выполнение которых выделены в 2022 году.
Учитывая объем и сроки реализации соответствующих мероприятий в отношении всех образовательных учреждений, наличия дефицита бюджета муниципального образования города Усть-Илимска, требующего его корректировку в следующем финансовом году, а так же принципа недопустимости решения общих целей и задач в отношении одного такого учреждения в ущерб другим аналогичным учреждениям, суд находит, что обязанность провести обследование технического состояния здания образовательного учреждения объективно может быть исполнена ответчиками в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом, отдаление обследования технического состояния здания этого образовательного учреждения на значительное время, нельзя признать обоснованным.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Усть-Илимск обеспечить составление проекта бюджета муниципального образования город Усть-Илимск, с включением в него расходных обязательств для выполнения мероприятий по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ д/с № 14 «Колобок», расположенного по адресу: , в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 14 «Колобок» в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния нежилого здания МБДОУ д/с № 14 «Колобок», площадью 2236,1 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: , с привлечением специализированной организации.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шушина
Мотивированное решение изготовлено 05.09.2022