Дело № 2-1803/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2013 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Малкова К.Ю., с участием
истцов ФИО15, ФИО16,
представителя ответчика ТСЖ «Берша-32» ФИО17, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретаре судебного заседания Шемякиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО15, ФИО16 к Товариществу собственников жилья «Берша-32» о признании незаконным бездействия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы - ФИО15, ФИО16 обратились в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Берша-32» о признании незаконным бездействия, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартиры № в доме № по <адрес>. На основании решения собственников жилых помещений, способом управления многоквартирным домом было выбрано ТСЖ «Берша-32». ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 отправил по электронной почте на адрес председателя ТСЖ «Берша-32» запрос о раскрытии информации, на что получил ответ в электронном виде, что запрашиваемую информацию можно получить на информационном сайте ТСЖ «Берша-32». Истцы считают, что данный ответ был отправлен в несоответствующей Стандарту раскрытия информации форме, на информационный сайт ТСЖ «Берша-32» отсутствует доступ к запрашиваемой информации (ФИО15 не регистрируют, а ФИО16 заблокирован доступ в качестве пользователя) и наличие либо отсутствие информации на данном сайте определить невозможно. Из положений ч.2 ст.165, п.10 ст.161 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами», следует, что на своем сайте ТСЖ «Берша-32» должно размещать всю необходимую информацию для собственников жилья. Однако в нарушение законодательства, право истцов на получение информации посредством сайта нарушено. С учетом изложенного, ФИО15, ФИО16 просят признать незаконными действия ТСЖ «Берша-32» о не предоставлении информации по управлению многоквартирным домом, взыскать с ТСЖ «Берша-32»: в соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг адвоката в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании ФИО15, ФИО16 исковые требования поддержали, пояснив, что ответ, данный ТСЖ «Берша-32» на запрос ФИО15 о предоставлении информации не соответствует Стандарту раскрытия информации, поскольку он не содержал запрашиваемой информации, к ответу не были приложены запрашиваемые документы. В ответе ТСЖ «Берша-32» на запрос ФИО15 были указаны общие фразы и ссылка на электронный сайт ответчика. Однако ФИО16 не имела доступа к разделу «тарифы», поскольку не относилась к группе пользователей, которые могут просматривать такую информацию. Поскольку ответчик является организацией управляющей многоквартирным домом, он обязан соблюдать требования ЖК РФ и Постановления «О стандарте раскрытия информации», и соответственно по требованию собственников предоставлять весь перечень документов относительно деятельности ТСЖ «Берша-32».
Представитель ответчика ТСЖ «Берша-32» ФИО18, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснив, что ответ, данный ТСЖ «Берша-32» на запрос ФИО15, является мотивированным и полным, содержит всю необходимую информацию по поставленным истцом вопросам. Кроме того, в ответе имеется ссылка на сайт ответчика, где содержится вся информация, касающаяся деятельности ТСЖ, данная информация является открытой, общедоступной и соответствует Стандарту раскрытия информации. Доводы истцов о том, что ответчиком был заблокирован доступ к запрашиваемой информации, какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд считает установленными следующие обстоятельства по настоящему делу.
ФИО16, ФИО15 являются собственниками по <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме № по <адрес> создано Товарищество собственников жилья «Берша-32».
ДД.ММ.ГГГГ (повторно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя правления ТСЖ «Берша-32» поступил запрос в электронном виде от ФИО15 кв.№ д.№ по <адрес> о предоставлении информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 следующего содержания:
- общая информация о товариществе;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности товарищества;
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
- реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- режим работы органов управления товарищества, в том числе часы личного приема граждан;
- фамилии, имена и отчества членов правления, председателя правления и членов ревизионной комиссии товарищества;
- годовая бухгалтерская отчетность товарищества, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
- сметы доходов и расходов товарищества на текущий год и год, предшествующий текущему году;
- отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за год, предшествующий текущему году;
- протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
- аудиторские заключения за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
- годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также описание содержания каждой работы (услуги);
- сведения о заключении товариществом договоров об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- перечень коммунальных ресурсов, которые товарищество закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым товарищество закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
Председателем ТСЖ «Берша-32» ФИО19 направлены ответы на адрес электронной почты ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ повторно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания:
ТСЖ «Берша-32» создано на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ С данным протоколом (как и со всеми остальными документами, в том числе отчетами ТСЖ, которые Вы запрашивайте) можно ознакомиться на сайте ТСЖ «<данные изъяты>». Свидетельство о постановке на учет в налогом органе № получено ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. На первом общем собрании собственников утвержден Устав Товарищества и выбраны счетная комиссия, ревизионная комиссия члены правления. Вносились извинения и дополнения в Устав ТСЖ в связи с изменениями в ЖК РФ. Протокол ОСС № от ДД.ММ.ГГГГ. Изменился состав членов ревизионной комиссии после подсчета голосов ОСС, проходившего с ДД.ММ.ГГГГ. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ
Ревизионная комиссия: ФИО, ФИО1, ФИО2.
Состав счетной комиссии менялся дважды: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
На данный момент счетная комиссия:
ФИО3, ФИО4, ФИО5.
В состав членов правления вносились изменения несколько раз, последний список членов правления утвержден на ОСС, проходившем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Члены правления:
ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12.
На оборотной стороне счетов-извещений печатается информация о режиме работы органов управления товарищества: с понедельника по пятницу с <данные изъяты> до <данные изъяты>. Также там располагаются необходимые номера телефонов для проживающих в доме: телефон аварийной службы, паспортиста, гл.бухгалтера и председателя. О личном приеме с председателем всегда можно договориться заранее. Паспортист и бухгалтер находятся в офисе ежедневно.
Всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлено собственникам помещений счетов-извещений на сумму <данные изъяты> рубля. Из них <данные изъяты> руб. выставлен за содержание и текущий ремонт (согласно смете тариф <данные изъяты> за кв.м.), охрану и обслуживание домофона. Остальная сумма выставлена согласно показаний индивидуальных и общих приборов учета на водо-, электро и теплоснабжение по тарифам, утвержденным РЭК УР. Так же ТСЖ ведет коммерческую деятельность на основании решения ОСС «Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.). на ДД.ММ.ГГГГ доход от этой деятельности составил <данные изъяты> руб.
ТСЖ за первую половину ДД.ММ.ГГГГ предъявлено к оплате счета на сумму <данные изъяты> рублей. В том числе авансовые отчеты заработная плата и налоги на нее.
По коммунальным ресурсам с к ТСЖ выставлены счета на суму <данные изъяты> руб. по концу года по начислениям за коммунальные ресурсы производится перерасчет по фактическим суммам, выставленным к ТСЖ и суммам, которые выставило ТСЖ к собственникам.
На ДД.ММ.ГГГГ просроченная задолженность собственников помещений составляет <данные изъяты> руб. в том числе и просроченная задолженность по квартире № (собственником которой Вы являетесь) составляет <данные изъяты> руб. с учетом начислений за ДД.ММ.ГГГГ долг по квартире № составляет <данные изъяты> руб.
Просроченная задолженность ТСЖ перед подрядчиками на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.
Денежные средства, которые остаются по концу года (экономия) тратятся согласно принятым решениям на ОСС. Экономия - разница между предъявленными суммами ТСЖ к собственникам и суммами, предъявленными подрядчиками к ТСЖ.
В обязанности ТСЖ входит обслуживание (содержание и ремонт) общего имущества в многоквартирном доме.
В обслуживание (содержание) входят: техническое обслуживание элементов дома и нежилого помещения; текущий ремонт дома и инженерного оборудования, капитальный ремонт дома, инженерного оборудования и нежилого помещения; санитарное обслуживание вспомогательных помещений дома и придомовой территории.
Техническое обслуживание – комплекс работ по поддержанию исправного состояния элементов здания и заданных параметров, а также режимов работы и его технических устройств.
Текущий ремонт – ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт – ремонт зданий с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшений эксплуатационных показателей.
Вывоз бытового мусора.
ТСЖ заключило договор на работы по содержанию и текущему ремонты МОП, а также на аварийную службу с ФИО13 стоимость работ по данному договору составляет <данные изъяты> в месяц. Работники ФИО13 совершают ежедневный обход МОП, подвалов, чердаков. В Штате ТСЖ есть диспетчер, который принимает по телефону или при личном визите заявки от жильцов. Данные заявки передаются работникам ФИО13 для дальнейшей работы. Если работы производятся на МОП (в том числе и система отопления, стояки с водой), то работы выполняются по заключенному договору с ТСЖ. Если заявка на работы на личном имуществе собственника, то стоимость рассчитывается согласно прайса ФИО13. Для проведения работ на личном имуществе собственник может приглашать любых подрядчиков.
На ДД.ММ.ГГГГ составлен план работы и утверждена смета в соответствии в данным планом. Он в себя включает:
№ п/п
Наименование
Ориентировочная стоимость, руб.
Срок выполнения
Примечание
1
Замеры электрооборудования
<данные изъяты>
По нормативу не реже чем 1 раз в три года
2
Ревизия насосного оборудовании
<данные изъяты>
В летний период
3
Ревизия циркуляционного трубопровода ГВС
<данные изъяты>
В летний период
Поступают жалобы на низкую температуру ГВС
4
Устройство тротуаров, пандусов, площадки под крупногабаритный мусор
<данные изъяты>
В летний период
Стоимость работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД определяется сметой. На ДД.ММ.ГГГГ тариф на содержание и ремонт составил <данные изъяты> руб. с кв.м.
Аудиторские проверки ТСЖ «Берша-32» до настоящего времени не проводились. Жилищный кодекс РФ не содержит обязанности ТСЖ проводить аудиторские проверки, тем не менее, в целях обеспечения эффективного и обоснованного использования денежных средств собственников помещений в МКД, на основании решения общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении аудиторской проверки.
Копии доходов и расходов можете получить у бухгалтера ТСЖ ФИО14
Примечание: при возникновении вопросов, замечаний просим дополнительно обратиться в ТСЖ «Берша-32» для выяснения все обстоятельств (место расположения: <адрес> помещение консьержа первого подъезда).
Из ответа Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данного на обращение ФИО15, следует, что по результатам проведенной проверки установлено, что ТСЖ «Берша-32» допущены нарушения требований установленных Постановлением Правительства РФ №731, а именно не обеспеченно надлежащее раскрытие информации потребителям посредством сети Интернет. В связи с указанным, председателю ТСЖ «Берша-32, внесено представление об устранении нарушений закона.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> составлен акт, которым установлено, что информация по запросу ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащая раскрытию в рамках п.3 Стандарта, товариществом раскрыта не в полном объеме, в адрес ТСЖ «Берша-32» выдано предписание об устранении нарушений, путем предоставления информации (ответа) на обращение ФИО15 в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по обращениям ФИО15, поступивших через <данные изъяты> проведена проверка соблюдении ТСЖ «Берша-32» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731. В результате проверки установлено, что ответы от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. ТСЖ «Берша-32» не содержат в полном объеме информации на запрос от ДД.ММ.ГГГГ
Данные обстоятельства установлены из содержания иска, объяснений истца, ответчика, объективно подтверждаются материалами дела.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО15, ФИО16 к Товариществу собственников жилья «Берша-32» о признании незаконным бездействия, компенсации морального вреда, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии состандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными вчасти настоящего Кодекса, впорядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РА от 23.09.2010 г. №731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 9 (1) Стандарта установлено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность товарищества или кооператива, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сметы доходов и расходов товарищества или кооператива на текущий год и год, предшествующий текущему году;
в) отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества или кооператива за год, предшествующий текущему году;
г) протоколы общих собраний членов товарищества или кооператива, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества или кооператива, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
д) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества или кооператива по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества или кооператива за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
е) аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества и кооператива) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.
В рамках информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме товариществом или кооперативом раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);
б) отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг;
в) сведения о заключении товариществом или кооперативом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;
г) сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
д) сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. (Пункт 11.1 Стандарта).
В силу п.14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные впункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренныхПоложениемоб установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с п.5.1 Стандарта Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
В соответствии с п.18 Стандарта информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней - товариществом и кооперативом.
Применительно к указанным нормам судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (повторно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя ТСЖ «Берша-32» поступил запрос в электронном виде от ФИО15 о предоставлении информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации. Председателем ТСЖ «Берша-32» отправлены ответы на адрес электронной почты ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ., повторно ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ т.е. с нарушением установленного п.18 Стандарта 5-ти дневного срока.
Изучив данные ТСЖ «Берша-32» ответы, а также сайт товарищества по адресу «<данные изъяты>», учитывая вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что информация по запросу ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ подлежащая раскрытию в рамках п.3 Стандарта, товариществом раскрыта не в полном объеме, а именно в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества отсутствуют: смета доходов и расходов товарищества на текущий год и год, предшествующий текущему году; отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за год, предшествующий текущему году; протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году, заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за текущий год и 2 года предшествующих текущему году (п.п. «б», «в», «г», «д» п.9.1 Стандарта).
В рамках информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме отсутствует отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг; отсутствуют сведения о заключении товариществом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п.п. «б», «в», «г», «д» п.11.1 Стандарта).
В рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы отсутствует информация о перечень коммунальных ресурсов, которые, товарищество закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым товарищество закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых товарищество закупает коммунальные ресурсы. При этом товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные впункте 16 Стандарта. (п.п. «а», «б» п.14 Стандарта).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку действия ТСЖ «Берша-32», в отношении истца ФИО15 по раскрытию информации не соответствуют Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731, соответственно право истца на получение информации о деятельности товарищества, ответчиком нарушены.
Таким образом, требование истца ФИО15 о признании незаконными действий ответчика в части не предоставления информации по управлению многоквартирным домом, является обоснованным и подлежащим удовлетворению, в связи с чем, суд признает незаконным бездействие ТСЖ «Берша-32» в части не предоставления ФИО15 в полном объеме информации об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731 «Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Основанием для взыскания компенсации морального вреда истцом ФИО15 указан Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", что является обоснованным.
Так, согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Изготовитель (исполнитель, продавец) несут ответственность за причинение потребителю морального вреда в результате своих собственных действий (бездействия), при этом для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается, причинитель вреда может быть освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.
Причинённый моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1101 ГК РФ). Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом, согласно статье 151 ГК РФ, принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований.
В обоснование своих требований о возмещении морального вреда истец ФИО15 ссылается на то обстоятельство, что моральный вред выразился в переживаниях, которые он испытал, поскольку почувствовал себя ущемленным ответчиком в части получения полной и достоверной информации об управлении домом, где он проживает и владеет имуществом на праве собственности.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что указанным бездействием ответчика в части не предоставления истцу полной и достоверной информации об управлении домом были нарушены права истца ФИО15, как потребителя услуг ответчика, гарантированные Законом N 2300-1 «О защите прав потребителей», что безусловно повлекло причинение истцу ФИО15 морального вреда в виде нравственных страданий, перенесенных им в связи с неполучением полной и достоверной информации об управлении домом, а также в связи с тем, что истец вынужден был тратить свое личное и рабочее время для того, чтобы подготовиться к обращению в суд.
Для восстановления своих нарушенных прав истец был вынужден обратиться с исковым заявлением в суд, что также свидетельствует о перенесённых им нравственных страданиях.
С учётом изложенного, а также на основании статьи 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", статей 151, 1099 ГК РФ, истец ФИО15 вправе требовать компенсации морального вреда.
Согласно заявленных истцом требований о компенсации морального вреда, истец ФИО15 просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, составляющую в денежном выражении сумму в размере 1 000 рублей.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причинённых истцу нравственных страданий, степень вины причинителя вреда - ответчика ТСЖ «Берша-32», требования разумности и справедливости, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства, и полагает, что размер компенсации морального вреда заявленный истцом является завышенным и оценивает размер компенсации морального вреда, причиненного истцу в денежном выражении в размере <данные изъяты> рублей, которые суд считает адекватными понесённым истцом ФИО15 нравственным страданиям.
Уменьшая сумму компенсации морального вреда, суд исходит также из того обстоятельства, что истцом ФИО15 не представлены в суд достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что действиями ответчика причинён моральный вред, подлежащий компенсации в размере <данные изъяты> руб.
Одновременно, суд считает необходимым в полном объеме отказать в удовлетворении исковых требований истцу ФИО16 в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.3 ГПК РФ, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Иначе говоря, обращаясь в суд с иском, истец должен доказать, что в результате удовлетворения исковых требований будут восстановлены какие-либо нарушенные права истца.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец ФИО16 самостоятельно, либо совместно со ФИО16 к ответчику с запросом о предоставлении информации не обращалась, доказательств того, что доступ на официальный сайт ответчика ей был заблокирован, не представила, суд приходит к выводу, что оснований для судебной защиты прав ФИО16 не имеется.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом ФИО15 при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается чеком-ордером № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что исковые требования ФИО15 признаны судом обоснованными, с ответчика в его пользу подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем, требование ФИО15 о взыскании с ответчика расходов на услуги адвоката в размере <данные изъяты> руб., удовлетворению не подлежит, поскольку квитанция № об оплате ФИО15 <данные изъяты> рублей за составление искового заявления к ТСЖ «Берша-32» датирована ДД.ММ.ГГГГ, при этом с исковым заявлением истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, суду не представляется возможным установить, что именно за составление настоящего искового заявления понесены данные судебные расходы, а не за составление какого-либо иного заявления.
Поскольку исковые требования ФИО16 признаны судом необоснованными, судебные расходы по оплате госпошлины <данные изъяты> руб., возмещению за счет ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 320 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО15 ФИО16 к Товариществу собственников жилья «Берша-32» о признании незаконным бездействия, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья «Берша-32» в части не предоставления ФИО15 в полном объеме информации об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №731 «Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Берша-32» в пользу ФИО15 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Берша-32» в пользу ФИО15 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО16 к Товариществу собственников жилья «Берша-32» о признании незаконным бездействия, компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Товарищества собственников жилья «Берша-32» судебных расходов по оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Устиновский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 01 ноября 2013 года.
Судья – К.Ю. Малков