ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1804/13 от 31.08.2013 Белогорского городского суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес> городской суд в составе

председательствующего судьи Факеевой Л.Е.,

при секретаре Катеринич И.Г.,

с участием представителя истца М*,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лексина В. В.ича к Администрации <адрес>, Администрации <адрес> Сельсовета о признании пострадавшим в чрезвычайной ситуации,

у с т а н о в и л:

Лексин В.В. обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что проживает в <адрес><адрес> в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором он произвел посадку овощей, попал под затопление. Просит суд признать его потерпевшим от наводнения, включить в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации.

Представитель истца Лексина В.В.М* в судебном заседании пояснила, что её отец Лексин В.В. на праве совместной собственности с матерью, ею и братом владеет квартирой <адрес> и является собственником земельного участка возле этой квартиры. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок возле дома был затоплен талыми водами и посадить овощи на этом земельном участке было невозможно, поэтому Лексин В.В. с согласия сельсовета произвел посадки на соседнем земельном участке, на котором раньше стоял дом и сейчас он разрушен. Эти посадки в результате наводнения пострадали, все овощи сгнили. Просит суд признать истца пострадавшим в чрезвычайной ситуации и включить в список пострадавших в ЧС.

Представитель ответчика Администрации <адрес> в письменном отзыве на иск указал, что при наличии акта обследования, подтверждающего причинение истцу ущерба, заявленные требования могут быть удовлетворены.

Представитель ответчика Администрации <адрес> по телефону пояснил, что с согласия сельсовета Лексину В.В. был предоставлен для посадки овощей пустующий земельный участок в <адрес>, расположенный по соседству с домом истца. На этом участке истец произвел посадки, которые пострадали в результате наводнения.

В судебное заседание не явились истец, представители ответчиков, третьих лиц, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.

Изучив доводы иска и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Лексин В.В. проживает в <адрес>.

Распоряжением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на территории <адрес> с 20 часов ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации.

П.5 распоряжения Главному управлению МЧС России по <адрес> и министерству пожарной безопасности и гражданской защиты области предписано представить предложения об экстренном выделении средств из резерва Правительства <адрес> для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства <адрес>, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес> введен в связи с прохождением юго-западного циклона через территорию <адрес> в большинстве районов области. Согласно распоряжению, по информации филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> сохранится неустойчивая погода с дождями разной интенсивности, в отдельных районах области возможны сильные ливни с грозами, подъем уровней воды в реках области, превышение нормального подпорного уровня воды в водохранилищах Зейской и Бурейской ГЭС, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ. Главой муниципального образования <адрес> принято Распоряжение «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального района <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ».

Согласно Распоряжению, основанием для введения режима ЧС явилось установление на территории муниципального образования <адрес> неблагоприятных погодных условий: ливневые дожди, затопление сельскохозяйственных угодий, затопление и размыв участков автодорог, подтопление приусадебных участков в населенных пунктах, угроза подтопления населенных пунктов разливами <адрес>.

В соответствии со ст.1 Закона РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зоной чрезвычайной ситуации является территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (ст.1).

Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» «Термины и определения основных понятий» п.2.1.1. чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В соответствии с ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Природные чрезвычайные ситуации» п.3.1.2 источник природной чрезвычайной ситуации – это опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Согласно п.3.1.5 ГОСТа опасным природным явлением является событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

К опасным природным явлениям относятся в силу п.3.3 ГОСТа относится наводнение.

Ст.18 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994г., ст.16 Закона <адрес> «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 151-ОЗ от 06.07.1997г. предусмотрено, что граждане РФ, кроме прочего, имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу ст.4 ЗАО № 151-ОЗ от 06.07.1997г. целями Закона является, в частности, снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Судом установлено, что Лексин В.В. проживает в <адрес>, то есть в зоне чрезвычайной ситуации. Из искового заявления усматривается, что в результате проливных дождей затоплен огород, пострадал урожай овощей, в том числе картофеля.

Представитель истца в судебном заседании пояснила, что Лексин В.В. производил посадки овощей не в огороде по месту своего жительства, а в по соседству, на пустующем земельном участке, с согласия местной администрации.

Представитель Ловицкого сельсовета указанные представителем истца обстоятельства подтвердил.

Согласно п.2.1.15 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» «Термины и определения основных понятий» пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

По смыслу приведенной нормы обстоятельством, имеющим значение для определения лица как пострадавшего в чрезвычайной ситуации, является наличие или отсутствие у лица повреждений, убытков в результате ЧС.

В соответствии со ст.81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций (ч.1).

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ч.4).

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (ч.5).

Согласно ч.6 статьи порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства <адрес>, утвержденным Постановлением Правительства <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ, средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов и мероприятий, которые не могли быть предусмотрены заранее при утверждении областного бюджета на текущий финансовый год и не могут быть отложены до утверждения областного бюджета на очередной финансовый год, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В силу п.3 Порядка основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение <адрес>, в котором указываются размер, форма выделения средств, получатель, цель и источник выделяемых средств.

Основанием для подготовки распоряжения <адрес> о выделении средств из резервного фонда на финансирование мероприятий, направленных на ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в силу п.5 Порядка является поручение губернатора области управлению гражданской защиты и пожарной безопасности области по обращению заинтересованных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленному не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств (далее - обосновывающие документы). При выделении средств для финансирования аварийно-восстановительных работ указывается их пообъектное распределение.

В обращении или обосновывающих документах указываются данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.

Постановлением Главы МО <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации <адрес>, согласно п.5 которого средства резервного фонда, предусматриваемые в составе расходов финуправления района, направляются на финансирование (софинансирование) мероприятий муниципального значения; финансирование иных мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления администрации <адрес>.

Судом установлено, что Лексин В.В. с семьей проживает в <адрес>.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается право собственности Лексина В.В. и Л*Н, Л*А, Л*К на <адрес>.

Свидетельство о праве пользования на землю для приусадебного участка от ДД.ММ.ГГГГ. выдано Лексину на основании постановления Администрации <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец высадил овощи на пустующем земельном участке на территории <адрес> с согласия сельсовета, эти посадки в результате ливневых дождей пострадали.

При таких обстоятельствах следует считать установленным, что Лексин В.В. на момент чрезвычайной ситуации – наводнения в ДД.ММ.ГГГГ – проживал в <адрес>, и его имуществу – посадкам на земельном участке, расположенном на территории <адрес>, в результате стихийного бедствия причинен ущерб.

Истец в исковом заявлении просил суд обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая, что <адрес>, в котором проживает истец, расположено в зоне чрезвычайной ситуации, при которой исполнение решения суда может оказаться невозможным, заявление истца подлежит удовлетворению.

Согласно ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Пленум ВС РФ в п.11 Постановления № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении» разъяснил, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Наличие чрезвычайной ситуации, её характер, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, объективная нуждаемость в ней свидетельствуют о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 212 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Лексина В. В.ича к Администрации <адрес>, Администрации <адрес> Сельсовета о признании пострадавшим в чрезвычайной ситуации удовлетворить.

Признать Лексина В. В.ича пострадавшим в чрезвычайной ситуации – наводнении на территории <адрес><адрес> сельсовета <адрес><адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.

Включить Лексина В. В.ича в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес><адрес> сельсовета <адрес><адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Е.Факеева