РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кореновск 13 февраля 2014 года
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А., с участием помощника прокурора Кореновского района ФИО1, представителей заинтересованных лиц МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» ФИО2, администрации Кореновского городского поселения Кореновский район – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кореновского городского поселения МО Кореновский район по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кореновского городского поселения МО Кореновский район по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа, ссылаясь на то, прокуратурой Кореновского района проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию сетей водоотведения города, проводят аварийные работы и текущий ремонт.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168.
Согласно п. 2.10.1 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с п. 2.10.20 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения к капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и т.д.
Авариями на водопроводной сети считаются повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на сети или нарушение их эксплуатации, вызывающие полное или частичное прекращение подачи воды абонентам, затопление территории (п. 2.10.21 Правил технической эксплуатации системы водоснабжения).
В силу 2.10.25 поврежденные трубопроводы подлежат немедленному выключению как при повреждениях, носящих бедственный характер, так и при повреждениях, не носящих бедственный характер, но вызывающих необходимость выключения трубопровода в целях прекращения утечки воды, хотя и без нарушения нормального водоснабжения.
Региональной энергетической комиссией Департамента цен и тарифов Краснодарского края установлен тариф на холодную воду для МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ». В целях установления данного тарифа РЭК - ДЦиТ КК размер неучтенных расходов и потерь воды определен исходя из величины, рассчитанной ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в размере 987, 47 тыс.куб.м. (2011 год), 1 047 куб.м. (2012 год), 846 тыс.куб.м. (2013 год). Согласно калькуляции ГУП КК «Кубаньводкомплекс» от 06.10.2008 доля нормативных потерь (утечек) воды из расчета 70% износа водопроводов составляет 32,1% воды поданной в сеть.
Согласно калькуляции ГУП КК «Кубаньводкомплекс», проведенной в 2013 году, доля нормативных потерь (утечек) воды из расчета 70% износа водопроводов составляет 27,64% воды поданной в сеть
Из расчета ГУП КК «Кубаньводкомплекс» следует, что для снижения потерь воды необходимо заменить все трубопроводы достигшие своего предельного износа.
По данным МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» 67% водопроводных сетей имеют 100 % износа.
МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию водопроводных сетей города, проводят аварийные работы и текущий ремонт.
В 2011 году на сетях водоснабжения, зафиксировано 509 аварийных порывов, в 2012 году - 764 порыва, за истекший период 2013 года - 463 порыва.
Таким образом, из-за значительного объема аварий на водопроводных сетях, требующих трудоемких и продолжительных по времени устранений, МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» не может обеспечивать в границах Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район круглосуточное бесперебойное водоснабжение населения холодной питьевой водой надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.
Таким образом, в настоящее время население г. Кореновска обеспечивается питьевой водой через разводящие сети водопровода, которые выработали свой ресурс. Изношенность водопроводных сетей приводит к частым порывам водопроводных сетей, следствием чего являются большие потери воды. Это влечёт за собой увеличение затрат на текущее содержание сетей, возобновление подачи воды, электроэнергию, провоцирует гидроудары в водопроводных сетях в результате чего опять появляются новые порывы и т.д.
Кроме того, как указано в определении кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 по делу № КАС07-660 правила предоставления коммунальных услуг гражданам не регулируют правоотношения, в случае если инженерные сети по своему техническому состоянию или характеристикам не соответствуют требованиям по обеспечению круглосуточного бесперебойного режима поставки воды.
В настоящее время отсутствуют иные источники питьевого водоснабжения надлежащего качества помимо водопроводных сетей МУП Кореновского городского поселения, ресурсы которых возможно использовать для снабжения населения Кореновского городского поселения питьевой водой МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» не имеет дополнительных источников подачи воды населению Кореновского городского поселения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.
При таких обстоятельствах значительные объемы неучтенных расходов воды безусловно влияют на бесперебойное водоснабжение населения города.
В связи с вышеизложенным, имеется необходимость произвести реконструкцию водопроводных сетей города, достигших предельного физического износа, в целях снижения потерь питьевой воды, обеспечения качества предоставляемых услуг по снабжению населения питьевой водой, уменьшения затрат на эксплуатацию водопроводного хозяйства, включаемых в тариф для населения.
Во исполнение подпункта «б» пункта 2 Перечня поручении Президента Российской Федерации по итогам проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие, от 17 марта 2011 г. № Пр-701 Министерство регионального развития Российской Федерации разработало методику определения технического состояния систем коммунальной инфраструктуры и определению показателей фактического износа (письмо от 26 апреля 2012 г. № 9905-АП/14).
Деятельность по водоснабжению Кореновского городского поселения Кореновского района осуществляет МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» на основании договора от 05.03.2009 о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения «Жилищно-коммунального хозяйства».
МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» является единственной организацией осуществляющей водоснабжение потребителей Кореновского городского поселения, включая население, социально значимые объекты, объекты жизнеобеспечения, медицинские учреждения, органы власти и органы, осуществляющие функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
При этом, в силу ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Однако необходимое финансирование данных работ бюджетом муниципального образования не предусмотрено.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее Правил пользования системами водоснабжения), централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения.
В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, а также стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.
Вследствие бездействия администрации Кореновского городского поседения муниципального образования Кореновский район нарушаются права граждан поселения на бесперебойное получение коммунальной услуги водоснабжения и доступный тариф на эту услугу.
Просил суд признать бездействие администрации Кореновского городского
поселения Кореновского района по надлежащему выполнению ремонтно-
восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского
поселения, достигших предельного технического износа, незаконным. Обязать МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» провести техническое обследование системы водоотведения Кореновского городского поселения. Обязать администрацию Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район устранить допущенные нарушения закона путем выполнения ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район достигших предельного износа, путем прокладки отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб.
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района поддержал доводы своих заявленных требований и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» в судебном заседании доводы заявления прокурора Кореновского района признала частично, пояснив, что водопроводные сети переданы в ведение ЖКХ от администрации Кореновского городского поселения, которая является собственником сетей. Оплата за водоснабжение и водоотведение лишь частично погашает расходы на ремонт водопроводных сетей. Водоснабжение является для них убыточной сферой деятельности и они не имеют прибыли от нее. Администрация Кореновского городского поселения в недостаточной мере осуществляет выделение денежных средств на ремонт этих сетей.
Представитель администрации Кореновского городского поселения в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и просил в удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168 установлено, что эксплуатация систем и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства осуществляется организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года 167.
Согласно пункта 1.1.6 Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет эксплуатацию и обеспечивает санкционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с договором, заключенным между собственниками этих систем и организацией.
В функции организации водопроводно-канализационного хозяйства входит содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования (пункт 1.1.28 Правил). Пунктом 3.2.3 Договора предприятие обязано своевременно производить текущий и капитальный ремонт имущества.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил, одной из основных задач служб эксплуатации систем водоснабжения является: обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов системы водоснабжения.
На территории Кореновского городского поселения Кореновского района организацией, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения является Муниципальное унитарное предприятие Кореновского городского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство», имущество которому передано ими в хозяйственное ведение, по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 5 марта 2009 года.
В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Бремя содержания имущества, согласно статьи 210 ГК РФ, несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание, упомянутое в данной статье, включает расходы на текущий и капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии.
В статье 210 ГК РФ предусматривается возможность перенесения собственником бремени содержания имущества на других лиц. Так, все расходы по поддержанию в работоспособном состоянии имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия, несет указанное предприятие.
Муниципальное унитарное предприятие в соответствии со статьей 294 ГК РФ владеет, пользуется и распоряжается имуществом, преданным ему на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 Договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство» предприятие обязано своевременно производить текущий и капитальный ремонт имущества.
Суд, выслушав доводы участников процесса, допросив специалиста – главного бухгалтера МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» - ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Прокуратурой Кореновского района была проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию сетей водоотведения города, проводят аварийные работы и текущий ремонт.
Региональной энергетической комиссией Департамента цен и тарифов Краснодарского края установлен тариф на холодную воду для МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ». В целях установления данного тарифа РЭК - ДЦиТ КК размер неучтенных расходов и потерь воды определен исходя из величины, рассчитанной ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в размере 987, 47 тыс.куб.м. (2011 год), 1 047 куб.м. (2012 год), 846 тыс.куб.м. (2013 год). Согласно калькуляции ГУП КК «Кубаньводкомплекс» от 06.10.2008 доля нормативных потерь (утечек) воды из расчета 70% износа водопроводов составляет 32,1% воды поданной в сеть.
Согласно калькуляции ГУП КК «Кубаньводкомплекс», проведенной в 2013 году, доля нормативных потерь (утечек) воды из расчета 70% износа водопроводов составляет 27,64% воды поданной в сеть
Из расчета ГУП КК «Кубаньводкомплекс» следует, что для снижения потерь воды необходимо заменить все трубопроводы достигшие своего предельного износа.
По данным МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» 67% водопроводных сетей имеют 100 % износа.
МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию водопроводных сетей города, проводят аварийные работы и текущий ремонт.
В 2011 году на сетях водоснабжения, зафиксировано 509 аварийных порывов, в 2012 году - 764 порыва, за истекший период 2013 года - 463 порыва.
Таким образом, из-за значительного объема аварий на водопроводных сетях, требующих трудоемких и продолжительных по времени устранений, МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» не может обеспечивать в границах Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район круглосуточное бесперебойное водоснабжение населения холодной питьевой водой надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям. В связи с чем, прокурор Кореновского района был вынужден обратиться в суд.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168 (далее Правила технической эксплуатации системы канализации).
Согласно п.3.1.1 Правил технической эксплуатации системы канализации одной из основных задач служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.
В соответствии с п. 3.2.41 Правил технической эксплуатации системы канализации капитальный ремонт сети включает: устройство новых или реконструкцию действующих колодцев (камер); перекладку или реновацию участков трубопроводов с заменой труб или их санацию (чулок); ремонт или замену отдельных сооружений и устройств, задвижек, затворов, шиберов, вантузов, другой арматуры и оборудования.
Авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению, (п. 3.2.43 Правил технической эксплуатации системы канала. По данным МУПКореновского городского поселения «ЖКХ» 72% водопроводных сетей имеют 100 % износа.
Допрошенная в суде, в качестве специалиста главный бухгалтер МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» - ФИО4, пояснила, что в тарифы на воду закладывается только текущий ремонт и аварийный ремонт. При производстве этих работ, затраты фактически больше, чем сумма полученная за водоотведение. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (порывов водопроводных сетей)они составляют акты и администрация, в этом случае, выделяет средства. Они направляют доходы от других видов деятельности на покрытие этих расходов. В 2013 году по программе им выделяли деньги на ремонтно-восстановительные работы по водопроводу 90 процентов край и 10 процентов администрация города, это все проводилось через аукцион, а, непосредственно, субвенции и субсидии им не выделялись. Администрация является собственником водопроводных линий, а им они переданы только в хозяйственное ведение.
Суд считает необходимым согласиться с доводами прокурора Кореновского района о том, что администрации Кореновского городского поселения Кореновского района не в полной мере осуществляет свои полномочия по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа. Об этом свидетельствуют акты проверки прокурора Кореновского района, а также сведения о ненадлежащем финансировании администрации города на устранение имевших место аварий сетей водоотведения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Кореновского района обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа, незаконным.
Обязать МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» провести техническое обследование системы водоотведения Кореновского городского поселения, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, исполнить в течение трех календарных месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район устранить допущенные нарушения закона путем выполнения ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район достигших предельного износа, путем прокладки отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб.
Решение суда в данной части в соответствии со ст. 206 ГПК РФ исполнить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца
Судья Кореновского районного суда Швецов С.И.