ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1805/2018 от 05.04.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1805/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Казаковой О.В. с участием истца ФИО1, представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда России в г. Костроме ФИО2, представителя третьего лица Инспекции ФНС России по г. Костроме ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в г. Костроме об отмене решения о взыскании переплаты федерального пособия и возврате удержанных выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда России в г. Костроме (далее УПФР) по тем основаниям, что <дата> зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). <дата> подала декларацию, расчет по страховым взносам и заявление на прекращение трудовой деятельности как ИП. Ей было отказано, поскольку не успели обработать сведения. <дата> она подала налоговую декларацию о закрытии ИП и расчет страховых взносов от <дата>, <дата>, получила справку о задолженностях, числящихся за ней, и выплачивала их судебному приставу. В феврале 2016 года подала заявление на сбор документов для назначения пенсии по старости по достижению 55 лет, <дата> пенсия назначена в сумме 5247,71 руб. и федеральная доплата 3068,95 руб. <дата> ей прислали уведомление о проведении камеральной проверки в отношении ИП, по результатам проверки назначены штрафы по 1000 руб. за 2015 и 2016 годы. До принятия данных санкций состоялось решение УПФР об удержании с нее федеральной доплаты за период с <дата> по <дата> ввиду незаконной выплаты в размере 37577,47 руб., поскольку она была работающим ИП на пенсии. <дата> истец подала в налоговый орган декларацию о закрытии ИП за 2015, 2016, 2017 годы и расчет пенсионных платежей. <дата> принято решение о снятии ее с учета в налоговом органе в качестве ИП. По сданным декларациям понятно, что с 2013 по 2017 годы она не работала, но переплату до настоящего времени вычитают. Не согласна с решением УПФР, поскольку с <дата> по <дата> она фактически не работала, а только числилась в налоговом органе, поэтому имела право на федеральную доплату. До назначения пенсии <дата> не знала, что числится работающим ИП, т.к. уведомлений начиная с <дата> не получала и считала, что закрыла свою деятельность как ИП, декларацию о закрытии подала в налоговый орган <дата>. При принятии документов на назначение пенсии по старости ей не указали, что она является работающим ИП и федеральную доплату назначили. Если бы указали – она своевременно оформила бы свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности. Является малоимущей, ... Просила отменить решение УПФР о взыскании переплаты федерального пособия в сумме 37577,47 и вернуть удержанные выплаты.

В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования. Пояснила, что <дата> обратилась в Инспекцию ФНС России по г. Костроме (далее ИФНС) с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности, одновременно ею направлялены соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ. В январе 2013 года получила решение об отказе в регистрации прекращения деятельности, в котором не были указаны причины отказа. Для получения разъяснений она обратилась к сотрудникам ИФНС. Ей разъяснили, что отказано, поскольку не успели обработать документы. Сказали, что необходимо дополнительно произвести сверку задолженностей. Она выполнила данные указания, произвела сверку, дополнительно сдала налоговую декларацию в 2013 году с указанием кода налогового периода 50, который указывается в декларации при прекращении деятельности. После этого полагала, что ее регистрация в качестве индивидуального предпринимателя прекращена. О необходимости подачи повторного заявления о прекращении деятельности, необходимости получения свидетельства о снятии с учета, уточнения информации по вопросу снятия с учета в ИФНС – она не знала, ей никто не разъяснял. Фактически предпринимательскую деятельность не осуществляла. С 2013 по 2016 годы в ее адрес никаких требований, связанных с наличием статуса индивидуального предпринимателя, налоговыми органами не предъявлялось. При обращении с заявлением о назначении пенсии информация о наличии у нее статуса индивидуального предпринимателя пенсионным органом не выяснялась. В 2017 году ей пришло уведомление из налогового органа о проведении в отношении нее камеральной проверки. В рамках проверки ею сданы декларации с 2014 по 2017 год, подано заявление о прекращении деятельности, которое удовлетворено. Документально в налоговом органе она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя до <дата>, хотя фактически прекратила деятельность с <дата>. Просила признать ее неработающей с 2013 года и на этом основании отменить решение пенсионного органа.

Представитель ответчика УПФР ФИО2 исковые требования не признала. Полагала, что со стороны УПФР противоправных действий не усматривается. Сложившаяся ситуация обусловлена действиями самой ФИО1 Истцу была назначена пенсия, размер которой не достигал прожиточного минимума. В связи с этим назначена федеральная доплата к пенсии. В последующем в ходе межведомственного информационного обмена с ИФНС получена информация, что истец является индивидуальным предпринимателем, т.е. работает. При назначении федеральной доплаты к пенсии информация о наличии статуса индивидуального предпринимателя у пенсионера не выясняется.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица ИНФС ФИО3 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. <дата> обращалась с заявлением о прекращении деятельности, <дата> вынесено решение об отказе, поскольку не представлен документ о подаче сведений в пенсионный орган. <дата> истец повторно обратились с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, <дата> вынесено соответствующее решение. Регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется исключительно путем подачи заявления установленной формы. После вынесении решения об отказе необходимо обращаться с новым заявлением. Налоговые декларации рассматриваются другим отделом ИФНС и не могут являться основанием к рассмотрению вопроса о регистрации прекращения деятельности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», оказание государственной социальной помощи может осуществляться в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты).

В соответствии со ст. 12.1 указанного Федерального закона общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ» в субъекте Российской Федерации (ч. 1). Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (ч. 4). Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 10). Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 12).

Аналогичные положения о порядке назначения федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрены Правилами обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденными Приказом Минтруда России от 07.04.2017 N 339н (далее Правила).

В соответствии с пп. 3, 4, 6, 7 п. 4 Правил в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда РФ: принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии; производит начисление и выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с п. п. 5 и 6 настоящих Правил; ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; производит приостановление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15. 12.2001 № 167-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п. 14 Правил, в заявлении о назначении федеральной социальной доплаты должно содержаться обязательство гражданина безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

Пунктом 37 Правил предусмотрено, что гражданин обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий выплату федеральной социальной доплаты к пенсии, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В силу системного толкования приведенных норм действующего законодательства, регулирующего основания и порядок осуществления социальной доплаты к пенсии, правовым основанием для удержания излишне выплаченных пенсионеру сумм является неуведомление пенсионером органа, осуществляющий выплату, об обстоятельствах, влекущих изменение размера доплаты или прекращение выплаты.

Из материалов дела следует, что ФИО1 <дата> обратилась в УПФР с заявлением о назначении пенсии по старости и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в заявлении указала, что не работает. В заявлении указано, что заявитель предупрежден о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты (пп. «г» п. 5 заявления).

Решением УПФР от <дата> ФИО1 назначена пенсия по старости в размере 5247,71 руб.

Решением УПФР от <дата> ФИО1 установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от <дата> № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации – 8736 руб., установленной на 2016 год, исходя из общей суммы материального обеспечения пенсионера. Федеральная социальная доплата установлена в размере 3488,29 руб. с <дата> бессрочно.

Распоряжениями УПФР размер федеральной социальной доплаты ФИО1 пересматривался: в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера с <дата> - 3362,40 руб., с изменением материального обеспечения пенсионера с <дата> - 3072,24 руб.

Начальник отдела взаимодействия со страхователями УПФР <дата> направил в отдел социальных выплат информацию о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по настоящее время.

Письмом УПФР от <дата> ФИО1 приглашена в УПФР, предложено представить свидетельство о регистрации и прекращении индивидуального предпринимателя (при наличии).

ФИО1 <дата> обратилась в УПФР с заявлением об удержании образовавшейся переплаты ФСД из пенсии в размере 10 %, в котором указала, что ИП не закрыто документально, не работает с <дата>.

Распоряжением УПФР с <дата> ФИО1 приостановлена выплата федеральной социальной доплаты.

Решением УПФР о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (иных социальных выплат) от <дата> установлены удержания из страховой пенсии по старости с <дата> в размере 10 % ежемесячно в целях взыскания излишне выплаченной в период с <дата> по <дата> суммы ФСД 37577,47 руб. в связи с установлением факта работы.

ФИО1 <дата> обратилась с заявлением о возобновлении выплаты федеральной социальной доплаты, представив уведомление ИФНС России по <адрес> о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии ФИО1 с учета в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>.

Распоряжением УПФР от <дата> ФИО1 возобновлена выплата федеральной социальной доплаты в размере 3072,24 руб. с <дата>.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 при назначении страховой пенсии по старости и федеральной социальной доплаты к пенсии не уведомила пенсионный орган о наличии статуса индивидуального предпринимателя, а соответственно, об отсутствии у нее основания для получения социальной доплаты к пенсии, УПФР при выявлении данного факта правомерно сделан вывод о наличии оснований для удержания произведенных выплат.

Доводы истца о незнании процедуры прекращения регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также о фактическим неосуществлении предпринимательской деятельности не являются основанием к удовлетворению ее требований к УПФР.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от <дата> N 329-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Обладая статусом индивидуального предпринимателя, ФИО1 вне зависимости от фактического осуществления деятельности подлежала обязательному социальному страхованию в соответствии с положениями Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а соответственно, не имела права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии.

Из материалов, представленных ИФНС, усматривается, что <дата> ФИО1 действительно обращалась с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение ИНФС от <дата> отказано в государственной регистрации на основании непредставления определенных ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а именно документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В представленных материалах содержится протокол проверки на предмет наличия документа, подтверждающего представление в орган ПФР сведений в соответствие с федеральными законами № 27-ФЗ и № 56-ФЗ по ИП, согласно которому по данным ПФР по состоянию на <дата> сведения не представлялись.

Решением ИНФС от <дата> получено ФИО1 в январе 2013 года, как следует из ее пояснений.

В последующем ФИО1 обратилась в налоговый орган с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя <дата>. ИФНС <дата> принято решение о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; документа об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Решение налогового органа от <дата> вынесено в установленном порядке, ФИО1 не обжаловано и имеет правовые последствия.

Получив в январе 2013 года после подачи заявления о прекращении деятельности <дата> решение налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, при должной осмотрительности ФИО1 могла и должна была обладать информацией, что за ней сохраняется статус индивидуального предпринимателя, а также соответствующие права и обязательства.

Непринятие мер налоговым органом по факту непредоставления налоговой отчетности ФИО1 в период с 2014 по 2016 годы не является обстоятельством, освобождающим ее от обязательств и правовых последствий, связанных с наличием статуса индивидуального предпринимателя.

На основании изложенного суд не находит основания к удовлетворению искового заявления ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда России в г. Костроме об отмене решения о взыскании переплаты федерального пособия и возврате удержанных выплат оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина