ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1806/19 от 30.07.2019 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты> <данные изъяты>

Дело № 2-1806/2019

Мотивированное решение суда изготовлено 30 июля 2019 года

( с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Первоуральский городской суд <адрес>

в составе: председательствующего Логуновой Ю.Г.

при секретаре Черновой К.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1806/2019 по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Ритуал» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Ритуал» /далее по тексту ПМКУ «Ритуал»/ о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по уборке территории городского кладбища, расположенного по адресу: <адрес> от мусора; в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести следующие работы: Обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести следующие работы: оборудовать территорию городского кладбища площадками для мусоросборников, ограждениями и твердым покрытием, а также установить урны для сбора мусора в местах наибольшего скопления мусора; обеспечить городское кладбище со стороны Первоуральской птицефабрики ограждениями.

При рассмотрении дела по существу истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по уборке территории городского кладбища от мусора:

-со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль ограждений городского кладбища ликвидировать 3 крупных несанкционированных свалки мусора;

-в 7 и 6 воротах городского кладбища вдоль дорог рядом с захоронениями на протяжении 200 метров ликвидировать небольшие несанкционированные свалки мусора, размещенные вне контейнерных баков;

- вблизи <адрес> вдоль ограждений городского кладбища ликвидировать 2 крупных несанкционированных свалки мусора, координаты: 56,9284 и 59,9166.

Также просил суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль лесного массива по периметру фактических захоронений протяженностью 500 метров установить ограждение (координаты: начало отсутствия ограждений- широта 56,9312, долгота 59,9067, конец отсутствия ограждений- широта 56,9345, долгота 59,9068. При этом на требованиях о возложении оборудовать территорию городского кладбища площадками для мусоросборников, ограждениями и твердым покрытием, а также установить урны для сбора мусора в местах наибольшего скопления мусора не настаивал, указав, что спор относительно оборудования территории городского кладбища площадками для мусоросборников, ограждениями и твердым покрытием, а также установкой урн для сбора мусора в местах наибольшего скопления мусора ранее являлся предметом рассмотрения в Первоуральском городском суде между теми же сторонами /л.д.96-97/.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Елисеев А.Н. уточненные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что прокуратурой <адрес> рассмотрено обращение Свердловской региональной общественной организации по защите прав, законных интересов граждан и предпринимателей «Наше дело» о несоблюдении должностными лицами ПМКУ «Ритуал» требований действующего законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства.

В ходе осуществления надзорных мероприятий, установлено, что на территории городского кладбища в местах общего пользования (на дорожках, вблизи территории кладбища) расположены многочисленные свалки мусора, часть из которых размещены прямо рядом с захоронениями, по периметру кладбища со стороны Первоуральской птицефабрики отсутствует ограждение.

Кроме того, установлено, что по периметру кладбища со стороны Первоуральской птицефабрики отсутствует ограждение.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> повторно был осуществлен выезд на территорию городского кладбища для уточнения мест расположения несанкционированных свалок и установления границы фактических захоронений, по периметру которых отсутствует ограждение. В рамках обследования установлены места расположения несанкционированных свалок мусора: со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль ограждений Городского кладбища расположено 3 крупных несанкционированных свалки мусора; в 7 и 6 воротах городского кладбища вдоль дорог рядом с захоронениями на протяжении 200 метров имеют места небольшие несанкционированные свалки мусора, размещенные вне контейнерных баков; вблизи <адрес> вдоль ограждений расположено 2 крупных несанкционированных свалки мусора, координаты: 56,9284 и 59,9166.

Также в ходе обследования установлено отсутствие ограждения со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль лесного массива по периметру фактических захоронений протяженностью 500 метров, координаты: начало отсутствия ограждений- широта 56,9312, долгота 59,9067, конец отсутствия ограждений -широта 56,9345, долгота 59,9068.

Наличие несанкционированных свалок мусора в местах общего пользования на территории городского кладбища свидетельствует о несвоевременном и ненадлежащем вывозе мусора с территории кладбища, свидетельствует об игнорировании ответчиком требований действующего законодательства, в том числе муниципальных правовых актов, а также влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия окружающей среды.

Кладбища на территории городского округа являются муниципальными и переданы в постоянное бессрочное пользование ПМКУ «Ритуал». Ответственность за санитарное состояние территории кладбищ возлагается на ответчика, который обязан обеспечить систематическую уборку территории кладбища и своевременный вывоз мусора

На основании вышеизложенного, ссылаясь на ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 2,3,8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 11.4,11.7 Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского округа Первоуральск, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Первоуральск № 1057от 03.05.2012, просит суд обязать ответчика ПМКУ «Ритуал» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по уборке территории городского кладбища от мусора: со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль ограждений городского кладбища ликвидировать 3 крупных несанкционированных свалки мусора; -в 7 и 6 воротах городского кладбища вдоль дорог рядом с захоронениями на протяжении 200 метров ликвидировать небольшие несанкционированные свалки мусора, размещенные вне контейнерных баков; вблизи <адрес> вдоль ограждений городского кладбища ликвидировать 2 крупных несанкционированных свалки мусора, координаты: 56,9284 и 59,9166. А также обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль лесного массива по периметру фактических захоронений протяженностью 500 метров установить ограждение (координаты: начало отсутствия ограждений- широта 56,9312, долгота 59,9067, конец отсутствия ограждений- широта 56,9345, долгота 59,9068.

Представитель ответчика ПМКУ «Ритуал» Афанасьева Н.В, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами /л.д.62/, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковое заявление /л.д.113-114/. Суду пояснила, что ПМКУ «Ритуал» является специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории городского округа Первоуральск. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» порядок деятельности общественных кладбищ определяется также органами местного самоуправления. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу ПМКУ «Ритуал» учреждение является получателем бюджетных средств и имеет лицевой счет получателя бюджетных средств в финансовом управлении Администрации городского округа. Все расходы и бюджет формуется в текущем году на будущий год, утверждается Администрацией городского округа и подлежит исполнению в рамках соответствующих статьей расходов.

Территорией городского кладбища заняты земельные участки с кадастровыми номерами и , которые находятся в обслуживании ПМКУ «Ритуал». При этом земельный участок находится в постоянном бессрочном пользовании ответчика, а права на земельный участок с прежнего предприятия ПМУП «Ритуал» на ПМКУ «Ритуал» не переоформлены. Данная территория обслуживается ПМКУ «Ритуал» на основании переданного по акту Перечня основных средств из оперативного управления МПАУ «Ритуал» в оперативное управление ПМКУ «Ритуал», являющегося Приложением к распоряжению Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ.

Между ПМКУ «Ритуал» и ООО ТБО «Экосервис» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ/ЮЛ с графиком вывоза мусора на городском кладбище 2 раза в месяц. За период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно ООО ТБО «Экосервис» вывезено мусора объемом более 1400 куб.м. При этом, вывоз мусора в основном осуществляется из оборудованных контейнеров и с расположенной рядом с ними территории. Несанкционированные свалки, как правило, расположены внутри территории кладбища между захоронениями в труднодоступном месте. Для их ликвидации необходимо задействовать ручной труд, для чего необходимы дополнительные денежные средства, которые в настоящее время отсутствуют.

Относительно уточненных требований истца представитель ответчика Афанасьева Н.В. пояснила, что указанные свалки со стороны Первоуральской птицефабрики размещены на земельном участке с кадастровым номером , права на который ответчиком не оформлены. В связи с этим считает, что ответчик не обязан ликвидировать данные свалки. Размещение свалок в 7 и 6 воротах городского кладбища прокурором не конкретизировано, в связи с чем невозможно понять, какие именно свалки необходимо ликвидировать. Свалки вблизи <адрес> с указанными координатами 56,9284 и 59,9166 фактически расположены за территорией городского кладбища (земельного участка с КН ), в связи с чем ответчик также не обязан ликвидировать данные свалки, несмотря на то, что они располагаются вблизи городского кладбища. Относительно требований об установлении ограждения со стороны Первоуральской птицефабрики полагает, что данные требования подлежат уточнению в части указания координат, по которым должно быть установлено ограждение. При этом в бюджет ДД.ММ.ГГГГ бывшим директорам ПМКУ «Ритуал» ФИО4 не была заложена статья расходования бюджетных средств на капитальный ремонт ограждений кладбища.

Также просит учесть, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> адрес Главы городского округа Первоуральск ФИО5 было вынесено представление об устранении нарушений федерального закона. Данное представление ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в присутствии директора ПМКУ «Ритуал» ФИО6, управляющего делами Администрации городского округа Первоуральск ФИО7, заместителя Главы Администрации по муниципальному управлению ФИО8, с участием представителя прокуратуры. По результатам рассмотрения директору ПМКУ «Ритуал» ФИО6 дано распоряжение подготовить и представить сметы, расчеты на устройство заборного ограждения городского кладбища со стороны Первоуральской птицефабрики для включения в мету расходов на 2020 год. В дальнейшем Главой городского округа будет принято соответствующее решение с указанием необходимых мероприятий, которые будут предприняты ПМКУ «Ритуал» с целью решения проблемы вывоза мусора и установкой ограждения. В связи с этим считает, что данные требования прокурора <адрес> заявлены преждевременно. На основании вышеизложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица -Администрации городского округа Первоуральск в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в деле имеются расписки /л.д.61,136/, заявлений, ходатайств, возражений на иск не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Администрации городского округа Первоуральск.

Суд, выслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры Российской Федерации возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.

В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Статьями 3, 13 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что основным принципом государственной политики в области обращения с отходами производств и потребления является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 8 Федерального закона30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с п.3.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 89 должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от правового статуса, формы хозяйственной деятельности в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить, в том числе и:

- своевременный вывоз с закрепленной территории отходов производства и потребления, не допуская сжигания отходов во дворах на территориях жилых кварталов, строительных площадках и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз, размещение и переработку отходов производства и потребления с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;

- регулярную уборку закрепленной уличной, дворовой, внутриквартальной и другой территории, мест общего пользования жилых и общественных зданий и сооружений, очистку территории от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенения, при этом организация рациональной системы сбора, временного хранения, обезвреживания отходов и уборки территории должна удовлетворять требованиям действующих нормативно-технических документов (Правил, СанПиН и др.).

Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск, в соответствии с которым под кладбищем понимается участок территории, расположенный в границах места погребения и содержащий земельные участки для погребения умерших (погибших) или праха после кремации. Кладбища на территории городского округа Первоуральск являются. муниципальными и переданы в постоянное бессрочное пользование ПМКУ «Ритуал».

Судом установлено и как следует из публичной кадастровой карты, размещенной в свободном доступе сети-Интернет земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> относятся к категории земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для размещения кладбищ/л.д.140а/.

Согласно Положению об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск, утвержденный Постановлением Администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, кладбища на территории городского округа Первоуральск являются муниципальными и числятся в казне городского округа Первоуральск. Кладбища на территории городского округа Первоуральск передаются в установленном порядке в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ПМКУ «Ритуал» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо является действующим, основным видом деятельности является организация похорон и представление связанных с ним услуг /л.д.8-13/.

Данные земельные участки переданы ПМКУ «Ритуал» на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основных средств ( п.6 Перечня основных средств, подлежащих передаче из оперативного управления МПАУ «Ритуал» в оперативное управление ПМКУ «Ритуал» /л.д.137-138/.

Таким образом, ответчик является лицом, ответственным за содержание кладбища, расположенного по адресу: <адрес>.

Доводы стороны ответчика о том, что земельный участок не принадлежит ПМКУ «Ритуал» на каком-либо праве, судом не могут быть приняты во внимание, учитывая, что в судебном заседании стороной ответчика не оспаривался факт использования и обслуживания ПМКУ «Ритуал» данной территории для размещения кладбища. При этом бездействие со стороны самого ответчика по не оформлению прав на земельный участок не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности по надлежащему содержанию кладбища.

В ходе осуществления прокуратурой <адрес> надзорных мероприятий по обращению Свердловской региональной общественной организации по защите прав, законных интересов граждан и предпринимателей «Наше дело», установлено, что на территории городского кладбища в местах общего пользования (на дорожках, вблизи территории кладбища) расположены многочисленные свалки мусора, часть из которых размещены прямо рядом с захоронениями, по периметру кладбища со стороны Первоуральской птицефабрики отсутствует ограждение.

Данные обстоятельства подтверждаются Актом обследования территории городского кладбища от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему /л.д.28,29-53/.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> повторно был осуществлен выезд на территорию городского кладбища для уточнения мест расположения несанкционированных свалок и установления границы фактических захоронений, по периметру которых отсутствует ограждение. В рамках обследования установлены места расположения несанкционированных свалок мусора: со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль ограждений Городского кладбища расположено 3 крупных несанкционированных свалки мусора; в 7 и 6 воротах городского кладбища вдоль дорог рядом с захоронениями на протяжении 200 метров имеют места небольшие несанкционированные свалки мусора, размещенные вне контейнерных баков; вблизи <адрес> вдоль ограждений расположено 2 крупных несанкционированных свалки мусора, координаты: 56,9284 и 59,9166.

Также в ходе обследования установлено отсутствие ограждения со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль лесного массива по периметру фактических захоронений протяженностью 500 метров, координаты: начало отсутствия ограждений- широта 56,9312, долгота 59,9067, конец отсутствия ограждений -широта 56,9345, долгота 59,9068.

Данные обстоятельства подтверждаются Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей привязкой к местности /л.д.98,99-112/.

В соответствии с п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Согласно п. 11.1 «Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск» территория кладбищ оборудуется, в том числе: урнами для сбора мелкого мусора вдоль пешеходных дорожек; огороженной территорией для складирования и временного хранения мусора (мусоросборником); контейнерами для складирования мусора на пересечении межквартальных дорожек, установленными на специальных площадках.

Таким образом, исходя из вышеизложенных правовых норм и норм, содержащихся в локальных нормативных актов, следует, что размещение несанкционированных свалок на территории кладбища не допускается.

В соответствии с п. 11.4. «Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск» ответственность за организацию похоронного обслуживания и санитарное состояние территории кладбищ возлагается на специализированную службу, которая обязана обеспечить: систематическую уборку территории кладбища (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора (кроме мест захоронений); систематическую уборку территории кладбища (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора (кроме мест захоронений).

Согласно п. 11.2 вышеуказанного Положения прилегающая к кладбищу территория должна быть благоустроена и иметь место для стоянки автотранспорта.

Таким образом, ответственность за санитарное состояние территории кладбища и прилегающей к нему территории возлагается на ПМКУ «Ритуал», которая обязана обеспечить систематическую уборку территории кладбища и своевременный вывоз мусора.

Факт наличия несанкционированных свалок на территории городского кладбища и прилегающей к нему территории стороной ответчика не оспаривался.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ПМКУ «Ритуал» и ООО ТБО «Экосервис» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ/ЮЛ, предметом которого является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами/л.д.67-72/. Согласно указанному договору и графиком вывоза мусора вывоз мусора в соответствии с условиями договора осуществляется два раза в месяц.

В силу п. 11.7.1 «Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск» текущее содержание кладбищ включает в себя уборку мусора и его складирование ручным и механизированным способом.

Вместе с тем, судом установлено, в рамках данного договора вывоз мусора осуществляется только из оборудованных контейнеров и с расположенной рядом с ними территории. Вместе с тем, несанкционированные спорные свалки, исходя из представленных фотографий, размещены на территории городского кладбища и представляют собой многолетние свалочные массы, к ликвидации которых ответчик никаких мер не принимает на протяжении длительного времени. На момент рассмотрения дела спорные свалки не ликвидированы, что не оспаривалось ответчиком.

Доводы ответчика об отсутствии финансовых средств по организации ликвидации несанкционированных свалок, размещенных вне мусорных контейнеров, судом отклоняются, поскольку отсутствие у ответчика денежных средств само по себе не может являться основанием для освобождения его от обязанности по ликвидации свалок на территории кладбища, принимая во внимание наличие заключенного договора на уборку и вывоз мусора с территории кладбища.

Ссылка стороны ответчика об отсутствии у него обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, размещенных на земельном участке с КН на который права ответчика не зарегистрированы, и на прилегающей территории к земельному участку с КН , суд считает не состоятельными в силу вышеизложенных выводов суда о наличии у ответчика обязанности проводить систематическую уборку территории кладбища (кроме мест захоронений) и своевременный вывоз мусора, равно как и содержать в благоустроенном состоянии прилегающую к кладбищу территорию.

Кроме того, в силу п. 1 Постановления Главы городского округа Первоуральск от 27.08.2008 N 1885 "О содержании в надлежащем санитарном состоянии городских лесов, примыкающих к территории коллективных садов, гаражей, кладбищ, участков, переданных в аренду, расположенных на землях городского округа Первоуральск" установлена 50 (пятидесяти-) метровая санитарная зона от границ коллективного сада, гаражей, кладбищ, участков, переданных в аренду и других объектов, непосредственно примыкающих к территории городских лесов. Ответственность за санитарное состояние несут председатели коллективных садов и гаражей, руководители кладбищ, арендуемых участков и других объектов.

Доказательств того, что несанкционированные свалки располагаются вне территории городского кладбища и за пределами его соответствующей санитарной зоны ответчиком не представлено.

При этом суд исходит из того, что истцом указаны конкретные несанкционированные свалки, определено их местоположение- на территории городского кладбища, в любом случае размещение на территории городского кладбища и прилегающей к нему санитарной 50-метровой зоны размещение свалок не допускается.

При таких обстоятельствах на ПМКУ «Ритуал» должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, указанных истцом.

В соответствии с п. 11.4 «Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа Первоуральск» на ПМКУ «Ритуал» возложена обязанность по содержанию в исправном состоянии зданий, сооружений, находящихся на территории кладбища, ограждения кладбища, его дорог, площадок и их ремонт.

Согласно п. 11.7.2 вышеуказанного Положения к капитальному ремонту кладбища относится восстановление, ремонт и замена ограждения кладбища.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что по периметру кладбища со стороны Первоуральской птицефабрики отсутствует ограждение протяженностью 500 метров (координаты указаны истцом).

В связи с этим на ответчика должна быть возложена обязанность по установке соответствующего ограждения кладбища.

Также суд считает необходимым отметить, что при наличии сомнений в определении местоположения свалок и ограждения, подлежащего установке, ответчик не лишен возможности обратиться за разъяснением решения суда.

Доводы стороны ответчика о преждевременности подачи данного иска ввиду направления прокурором <адрес> в адрес Главы г.о. Первоуральск ФИО5 представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранений нарушений федерального закона суд считает не состоятельными, поскольку направление в адрес Главы г.о. Первоуральска вышеуказанного представления не лишает прокурора права в соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд о привлечении виновного лица ( в данном случае юридического лица- ПМКУ «Ритуал») к гражданской ответственности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что выявленные прокуратурой <адрес> нарушения законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологическом благополучии, охране окружающей среды ответчиком до настоящего времени не устранены. Документов в опровержение представленных прокурором доводов ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок и установлению ограждения подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что бездействие ответчика создает угрозу загрязнения окружающей среды, причинение вреда здоровью гражданам, суд полагает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений. Вместе с тем, суд считает, что предлагаемый истцом срок для устранения выявленных нарушений будет являться недостаточным для исполнения решения суда с учетом того, что для устранения выявленных нарушений требуется значительный период времени, связанный с согласованием и выделением дополнительных денежных средств, принимая во внимание, что установление ограждения относится к капитальному ремонту, в связи с чем также необходимо составление предварительных смет, расчетов заборного ограждения для включения в смету расходов на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в части ликвидации несанкционированных свалок- до ДД.ММ.ГГГГ, в части установления ограждения- до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок полагает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.

Обязать Первоуральское муниципальное казенное учреждение «Ритуал» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по уборке территории городского кладбища по адресу: <адрес> от мусора:

-со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль ограждений городского кладбища ликвидировать 3 крупных несанкционированных свалки мусора;

-в 7 и 6 воротах городского кладбища вдоль дорог рядом с захоронениями на протяжении 200 метров ликвидировать несанкционированные свалки мусора, размещенные вне контейнерных баков;

- вблизи <адрес> вдоль ограждений городского кладбища ликвидировать 2 крупных несанкционированных свалки мусора, координаты: 56,9284 и 59,9166.

Обязать Первоуральское муниципальное казенное учреждение «Ритуал» в срок до ДД.ММ.ГГГГ со стороны Первоуральской птицефабрики вдоль лесного массива по периметру фактических захоронений протяженностью 500 метров установить ограждение (координаты: начало отсутствия ограждений- широта 56,9312, долгота 59,9067, конец отсутствия ограждений- широта 56,9345, долгота 59,9068).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий: <данные изъяты> Ю.Г. Логунова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>