Дело 2-1806/2022
32RS0027-01-2021-009599-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 13 июля 2022 года
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Ведмедера Т.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное), ГУ Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение страховой пенсии, обязании назначить выплату пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии, в обоснование которого указала, что она жила и работала в районах Крайнего Севера. В связи с работой в районах Крайнего Севера с 10.04.2020 года она являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При определении права на назначение указанного вида пенсии в 2020 году специалисты УПФР засчитали в ее общий стаж работы в районах Крайнего Севера 9 полных лет, что дало возможность назначить ей пенсию в 52 года 6 месяцев. С июня 2021 года выплата пенсии ей была приостановлена.
28.09.2021 года ею было получено письмо из УПФР с информацией о прекращении ей выплаты пенсии в связи с выявлением ошибки при исчислении стажа, дающего право на указанный вид пенсии и решение об отказе в установлении пенсии с 01.04.2020 года.
Из письма она узнала, что из стажа работы в районах Крайнего Севера были исключены периоды с по и с по - так как согласно ее лицевому счету работа в указанные периоды протекала в режиме не полного рабочего дня.
В связи с этим, ее стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 10.04.2020 г. составил 07 лет 02 месяца 12 дней, что не дает возможности получения ею пенсии с 01.04.2020 года.
Считает, что Управлением ПФР нарушены ее права на назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
она закончила Московский гидрометеорологический техникум по дальности радиотехник - аэролог.
С по она работала по специальности на полярной станции Уединение. Из этого стажа были исключены периоды отпусков без содержания (30 дней). Работа протекала в Таймырском (Долгано-Ненецком) районе Красноярского края Ненецком автономном округе Архангельской области, которые на основании Перечня регионов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. №1029, относятся к районам Крайнего Севера.
С по - работала в должности продавец-кассир Правления Кольского районного общества инвалидов в Кольском районном правлении Мурманского областного правления ВОН.
С по - она работала агентом по недвижимости, а потом коммерческим директором в ООО АН «Регион 51 плюс». Индивидуальные сведения представлены с указанием кода: территориальные условия РКС.
При исчислении стажа в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Управлением ПФР не засчитаны в стаж следующие периоды работы: с по (9 мес. 01 день), с по (01 год 08 месяцев 01 день) - работа в должности коммерческого директора в ООО АН «Регион 51 плюс», так как согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица работа протекала в режиме не полного рабочего дня. В указанные периоды она действительно работала полный рабочий день, подтверждением этому является запись в трудовой книжке без указания о переводе ее на неполный рабочий день. Какую именно информацию, и по какой причине она и сдана с заведомой ошибкой пояснить не может, так как сведения в Пенсионных фонд давала не она. Считает, что ее вины в некорректных действиях сотрудника, ответственного за предоставление в Пенсионный фонд сведений о льготных периодах работы, нет и это не должно повлечь нарушение ее прав на назначение и выплату указанного вида пенсии.
Причиной обращения в суд послужило то, что она не имеет возможности доказать в Пенсионном фонде, что в спорные периоды она действительно работала в районах крайнего Севера постоянно в течение полного рабочего дня.
Просила признать за ФИО1, рождения право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика назначить ей выплату пенсии с 10 апреля 2020 года.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2, допущенный в дело, в порядке статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку полагала, что у истца отсутствует необходимый стаж для назначения пенсии.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. По смыслу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При определении прав застрахованных лиц на назначение досрочной трудовой пенсии по старости применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
В соответствии с пунктом 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 01.04.2020 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением №... ФИО1 назначена пенсия по старости с 01.04.2020 года бессрочно в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 20.09.2021 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное) при рассмотрении данных, имеющихся в их распоряжении в отношении ФИО1 и выявил ошибку, допущенную при назначении страховой пенсии по старости с 01.04.2020 года в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении стажа дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по страсти, в стаж работы в районах Крайнего Севера необоснованно включены периоды работы, выполняемые в режиме неполного рабочего дня, в связи с тем, что право на назначение страховой пенсии по старости отсутствует, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произвести устранение данной ошибки с 10.04.2020 года.
При исчислении стажа в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитаны в стаж периоды работы: с по (5 месяцев) – продавец-кассир Правления Кольского районного общества инвалидов, так как в документах архивного фонда Мурманской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», в приказах по личному составу, лицевых счетах, личных карточках уволенных работников за 1995 год сведений о работе ФИО1 в Кольском районном правлении фонда Мурманской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», не имеется.
С – (9 месяцев 01 день), с по (1 год 08 месяцев 01 день) – коммерческий директор в ООО АН «Регион 51 плюс», так как согласно сведеньям индивидуального лицевого счета застрахованного лица работа протекала в режиме не полного рабочего дня. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
по (10 дней), с по (20 дней), с по (3 месяца), с по (1 месяц 28 дней), с по (6 месяцев 07 дней) – периоды отпусков без сохранения заработной платы, поскольку данные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516.
Стаж работы в районах Крайнего Севера, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на 10.04.2020 года составляет 07 лет 02 месяца 12 дней.
Протоколами о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от 24.09.2021 года № 23/05, выявлен факт излишне выплаченной пенсии в размере 129974.64 руб.
Приказом ГУ Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области от 27.09.2021 года № 226 признана безнадежным к взысканию и списана сумма 129974.64 руб.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих доводы истца о ее работе, в спорный период, полный рабочий день, при этом, указанные доводы опровергаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в котором указано, что в период с 2013 по 2015 год истец работала на половину ставки.
Доводы истца о том, что в ее стаж подлежат включению период работы: с по (5 месяцев) – продавец-кассир Правления Кольского районного общества инвалидов, судом отклоняются как необоснованные и недоказанные, поскольку из копии трудовой книжки невозможно установить, что в указанный период времени истец осуществляла свою трудовую деятельность постоянно в течение полного рабочего дня. В судебном заседании истец не отрицала того факта, что документы о ее работе в данный период времени не сохранились по причине пожара. Иных доказательств, с достоверностью подтверждающих доводы истца, не представлено.
Судом отклоняются доводы истца относительно того, что в ее стаж необходимо включить период времени регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с 1995 года по 2009 года, как необоснованные.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 4 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На момент спорных отношений действовала Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации утвержденная Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 258.
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, плательщиком взносов в ПФР являются граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
В силу пункта 11 данной инструкции, регистрация граждан в качестве плательщиков взносов осуществляется по представлении паспорта, заявления о регистрации (Приложение 2) и заверенных копий следующих документов: свидетельства о государственной регистрации (удостоверения предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица).
В соответствии с разделом II пункта 13 указанной Инструкции, заявление плательщика взносов регистрируется в журнале, полученные от плательщика взносов документы подшиваются в дело, на котором проставляется регистрационный номер, определяемый в порядке, установленном Правлением ПФР.
В соответствии с пунктом 60 Инструкции граждане, в том числе иностранные, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, частные детективы, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (15 июля; 15 августа; 15 ноября).
В силу пункта 63 Инструкции платежи осуществляются по безналичному расчету либо наличными средствами на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов.
Согласно пункту 67 Инструкции плательщики взносов обязаны вести учет расчетов по средствам ПФР.
В порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказано, что она была зарегистрирована в пенсионных органах в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
При этом, как следует из справки ОПФР по Мурманской области от 01.06.2022 года № 433-ВН, истец в ОПФР по Мурманской области в качестве индивидуального предпринимателя, плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не зарегистрирована. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный период не может быть включен в специальный стаж.
Представленные истцом копии квитанций от 15.11.1996 года, 30.03.1998 года, 15.11.1996 года, 31.07.1998 года не свидетельствуют о регистрации истца в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и уплате указанных взносов, из них следует, что истец оплачивала подоходный налог в пользу налоговой службы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у истца отсутствует необходимый стаж для признания за ней права на назначение страховой пенсии, назначении выплаты пенсии.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 (СНИЛС №...) к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Брянска (межрайонное), ГУ Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (ИНН/КПП <***> / 325701001) о признании права на назначение страховой пенсии, обязании назначить выплату пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Решение принято в окончательной форме 19.07.2022 года