Дело №2-1807/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.к. Анапа 21 декабря 2020 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Долина И.О.
при секретаре Мензило В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» обратился с иском к ФИО2, в котором просит суд изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0401000:73 площадью 26400 кв.м., расположенный по адресу: (...), с(...), посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной в суммы в размере 21 880 рублей 00 копеек на банковский счет ФИО2 или на депозитный счет нотариуса; Зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м.; зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 441 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28.12.2018 № 4626-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край». Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 21.02.2019 № 452-р в наименование и пункт 1 распоряжения от 28.12.2018 № 4626-р внесены изменения, наименование объекта изложено в следующей редакции «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край». Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.10.2019 № 2898-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе земельного участка с кадастровым номером площадью 658 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., расположенного по адресу: (...), (...), принадлежащего на праве собственности ФИО2. Во исполнение распоряжения № 2898-р от 14.10.2019 был образован земельный участок с кадастровым номером 000. Земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м. попадает в зону строительства объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, (...)». Из пункта 2 распоряжения № 2898-р от 14.10.2019, что ФКУ Упрдор «Черноморье» необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 18.10.2019 за исх. № 12055/15 в адрес ответчика было направлено письмо, согласно которому ФКУ Упрдор «Черноморье» уведомляло о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., расположенного по адресу: (...), (...), попадает в зону строительства вышеуказанного объекта. Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права. В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Согласно ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно ч. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. На основании государственного контракта № 880 от 11.03.2020, заключенного между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «Сити-Консалт», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., размер убытков. Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке № 021820.01/6 от 21.04.2020 (далее – Отчет), подготовленного ООО «Сити-Консалт». В соответствии с Отчетом, денежная сумма подлежащая уплате Управлением ответчику составляет 21 880 руб. 00 коп., в том числе: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, составляет 21 530 руб. 00 коп; - размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, в целях обеспечения реализации проекта, составляет 350 руб. Согласно часть 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Вышеуказанный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение № 118/20-20 от 22.04.2020). В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное. Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 55.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», ФКУ Упрдор «Черноморье» был подготовлен проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в целях обеспечения реализации проекта. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества ФКУ Упрдор «Черноморье» подготовлен проект соглашения с ответчиком, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 21 880 рублей. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен ФИО2 письмом от 12.05.2020 исх. № 4796/15. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо направить указанному лицу уведомление об отказе в подписании соглашения или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса). В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса в случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Вместе с тем, на основании части 9 статьи 4 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости. До настоящего времени соглашение ответчиком не подписано, предложения о внесении изменения в соглашение им не представлены. В связи с тем, что ФИО2 не подписывает соглашение на условиях, содержащихся в проекте, ФКУ Упрдор «Черноморье» вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка в целях обеспечения реализации проекта. В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. № 1596 утверждена федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограмма «Дорожное хозяйство».
Целями указанной подпрограммы являются: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения. Так, 29.07.2019 между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «Дорожная Строительная Компания» заключен государственный контракт № 000 на выполнение дорожных работ по строительству: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край». Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край». (далее – Объект) в соответствии с утвержденным проектом, и надлежащим образом исполнить принимаемые по настоящему Контракту гарантийные обязательства, а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта. Кроме этого, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 9.1 Государственного контракта). Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание: - завершение строительно-монтажных работ – 31 октября 2024г.; - получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – декабрь 2024г. (конечный срок выполнения работ). Перенос сроков строительства не предусмотрен. Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство. ФКУ Упрдор «Черноморье» является бюджетным учреждением, полностью финансируемым из федерального бюджета. Исполняя государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере дорожного хозяйства, истец выступает в защиту государственных интересов, осуществляя изъятие земель для государственных нужд. Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Кодекса и глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации). Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик). Согласно уставу, учреждение осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществлению оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, входит в структуру Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины. Буквальное изложение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации для освобождения от уплаты государственной пошлины требует от истца или ответчика, обращающегося в суд, подтверждение только его статуса государственного органа или органа местного самоуправления. Оснований для ограничительного толкования указанной нормы и установления для применения льготы дополнительных признаков (в том числе цели обращения в суд) по смыслу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
Представитель истца ФКУ Упрдор «Черноморье» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, кроме того просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО2 надлежащим образом извещена о времени и месте проведения заседания, в судебное заседание не явилась, причин не явки суду не сообщила.
Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, причин не явки суду не сообщили.
Согласно ч.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных, причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
�����������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28.12.2018 № 4626-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск - Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край».
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 21.02.2019 № 452-р в наименование и пункт 1 распоряжения от 28.12.2018 № 4626-р внесены изменения, наименование объекта изложено в следующей редакции «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край».
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.10.2019 № 2898-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе земельного участка с кадастровым номером площадью 658 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., расположенного по адресу: (...), 000, принадлежащего на праве собственности ФИО2.
Во исполнение распоряжения № 2898-р от 14.10.2019 был образован земельный участок с кадастровым номером 000.
Земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м. попадает в зону строительства объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край».
Из пункта 2 распоряжения № 2898-р от 14.10.2019, что ФКУ Упрдор «Черноморье» необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
18.10.2019 за исх. № 12055/15 в адрес ответчика было направлено письмо, согласно которому ФКУ Упрдор «Черноморье» уведомляло о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., расположенного по адресу: (...), 000, попадает в зону строительства вышеуказанного объекта.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
На основании государственного контракта № 880 от 11.03.2020, заключенного между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «Сити-Консалт», последний произвел оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., размер убытков.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании Отчета об оценке № 021820.01/6 от 21.04.2020 (далее – Отчет), подготовленного ООО «Сити-Консалт».
В соответствии с Отчетом, денежная сумма подлежащая уплате Управлением ответчику составляет 21 880 руб. 00 коп., в том числе:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 000, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, составляет 21 530 руб. 00 коп;
- размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка, указанного в пункте 1 статьи 1 настоящего Соглашения, в целях обеспечения реализации проекта, составляет 350 руб.
Согласно часть 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете. Особенности проведения экспертизы отчета об определении отдельного вида стоимости объекта оценки (в частности, кадастровой стоимости), в том числе в части подтверждения стоимости объекта оценки (далее - особенности проведения экспертизы отчета), устанавливаются федеральным стандартом оценки. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Вышеуказанный отчет прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов, и правил оценочной деятельности (на подтверждение стоимости объекта оценки) в СРО Региональная ассоциация оценщиков (экспертное заключение № 118/20-20 от 22.04.2020).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке не установлено иное.
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 55.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», ФКУ Упрдор «Черноморье» был подготовлен проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества ФКУ Упрдор «Черноморье» подготовлен проект соглашения с ответчиком, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 21 880 рублей.
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлен ФИО2 письмом от 12.05.2020 исх. № 4796/15.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо направить указанному лицу уведомление об отказе в подписании соглашения или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса в случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Вместе с тем, на основании части 9 статьи 4 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
До настоящего времени соглашение ответчиком не подписано, предложения о внесении изменения в соглашение им не представлены.
В связи с тем, что ФИО2 не подписывает соглашение на условиях, содержащихся в проекте, ФКУ Упрдор «Черноморье» вынуждено обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. № 1596 утверждена федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». В рамках данной федеральной целевой программы выделена подпрограмма «Дорожное хозяйство».
Целями указанной подпрограммы являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Реализация Программы позволит обеспечить увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения; обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог федерального значения.
Так, 29.07.2019 между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «Дорожная Строительная Компания» заключен государственный контракт № 000 на выполнение дорожных работ по строительству: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край».
Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск – Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край». (далее – Объект) в соответствии с утвержденным проектом, и надлежащим образом исполнить принимаемые по настоящему Контракту гарантийные обязательства, а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Кроме этого, заказчик обязан предоставить подрядчику строительную площадку (п. 9.1 Государственного контракта).
Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключения государственного контракта; окончание: - завершение строительно-монтажных работ – 31 октября 2024г.; - получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – декабрь 2024г. (конечный срок выполнения работ). Перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
ФКУ Упрдор «Черноморье» является бюджетным учреждением, полностью финансируемым из федерального бюджета. Исполняя государственные функции в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере дорожного хозяйства, истец выступает в защиту государственных интересов, осуществляя изъятие земель для государственных нужд.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Кодекса и глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно уставу, учреждение осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществлению оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, входит в структуру Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
Буквальное изложение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации для освобождения от уплаты государственной пошлины требует от истца или ответчика, обращающегося в суд, подтверждение только его статуса государственного органа или органа местного самоуправления. Оснований для ограничительного толкования указанной нормы и установления для применения льготы дополнительных признаков (в том числе цели обращения в суд) по смыслу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» к ФИО2 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа – удовлетворить.
Изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 000 площадью 658 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером 000 площадью 26400 кв.м., расположенный по адресу: (...), (...), посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор «Черноморье» денежной в суммы в размере 21 880 рублей 00 копеек на банковский счет ФИО2 или на депозитный счет нотариуса.
Решение суда в силу положений ст. 212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 856,40 (восемьсот пятьдесят шесть) рублей 40 копеек в федеральный бюджет Российской Федерации.
Ответчик вправе подать в Анапский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.О. Долина