ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1807/2016 от 24.08.2016 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-1807/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2016 года город Сокол,

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Закутиной М.Г.,

при секретаре Янгосоровой Е.В.,

с участием:

- истца ФИО5, ее представителя ФИО6,

- представителя ответчика ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее – КУ ВО «Центр социальных выплат») о возложении обязанности обеспечить получение единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка,

у с т а н о в и л:

ФИО5 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3 (л.д. 9-13).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17 июня 2011 года, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФИО5 имеет в собственности 1/2 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 14).

В соответствии со справкой от 27 апреля 2016 года, выданной Администрацией сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района, ФИО5, ее несовершеннолетние дети и муж ФИО4 зарегистрированы по месту жительства в вышеуказанной квартире.

В ответ на обращения ФИО5, направленные Губернатору Вологодской области ФИО8, по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб., Департамент социальной защиты населения Вологодской области письмом от 15 марта 2016 года сообщил ФИО5 о том, что наличие гражданства Российской Федерации на дату рождения третьего ребенка является обязательным условием для получения единовременной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в размере 100 000 руб. Поскольку ФИО5 не являлась гражданкой Российской Федерации при рождении третьего ребенка, она не имеет права на получение указанной денежной выплаты, в том числе в случае установления гражданства Российской Федерации в последующем (л.д. 15).

27 апреля 2016 года ФИО5 обратилась в Управление социальной защиты населения Сокольского муниципального района с просьбой дать письменные пояснения, на каком основании она лишена права на получение единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в размере 100 000 руб. (л.д. 17).

ФИО5 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Сокольского муниципального района о возложении обязанности обеспечить получение единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка. В обоснование указала, что при устном обращении в органы социальной защиты ей было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка ввиду отсутствия у нее гражданства Российской Федерации. Считает, что имеет право на получение данной единовременной денежной выплаты, поскольку на момент рождения третьего ребенка проживала и была зарегистрирована на территории Вологодской области в собственной квартире по адресу: <адрес>, имела вид на жительство до 07 июня 2018 года, третий ребенок, рожденный ДД.ММ.ГГГГ, имел статус гражданина Российской Федерации, российский паспорт ею получен ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от 18 июля 2016 года с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района на надлежащего ответчика Казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» (далее также – КУ ВО «Центр социальных выплат»).

В судебном заседании истец ФИО5 и ее представитель по доверенности ФИО6 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика КУ ВО «Центр социальных выплат» по доверенности ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что ФИО5 в установленном порядке с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты и необходимыми для назначения выплаты документами не обращалась, решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты не принималось. На дату рождения ребенка (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО5 являлась гражданкой Украины и не имела гражданства Российской Федерации, поэтому право на предоставление единовременной денежной выплаты у нее не возникло.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Вологодской области, извещенного о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на исковое заявление просит о рассмотрении дела без его участия и отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей устанавливается единовременная денежная выплата в размере 100 тысяч рублей.

Данная выплата в соответствии с главой II указанного Закона является мерой социальной поддержки семьи.

Согласно ст. 1 Закона Вологодской области от 24 октября 2015 года № 3755-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения области и внесении изменений в закон области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области» в соответствии со ст. 11 закона области от 17 декабря 2007 года № 1718-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области» прекращено осуществление отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, в том числе с 1 марта 2016 года - в части полномочий по обеспечению мер социальной поддержки граждан.

Таким образом, с 01 марта 2016 года прекращены полномочия Управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района в части полномочий по предоставлению единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в размере 100 000 руб.

В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 14 декабря 2015 года № 1100 создано КУ ВО «Центр социальных выплат», определены предмет и цели его деятельности в соответствии с приложением к настоящему постановлению, согласно которому предметом деятельности КУ ВО «Центр социальных выплат» являются оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере социальной защиты населения путем осуществления видов деятельности, отраженных в уставе учреждения, целью деятельности КУ ВО «Центр социальных выплат» является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Вологодской области полномочий Департамента социальной защиты населения области по предоставлению социальной поддержки граждан.

Таким образом, КУ ВО «Центр социальных выплат» уполномочен с 01 марта 2016 года рассматривать обращения граждан о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в размере 100 000 руб.

Как следует из письма КУ ВО «Центр социальных выплат» от 20 мая 2016 года , адресованного ФИО5, рассмотрено её обращение, сообщено, что право на получение единовременной денежной выплаты возникает только у граждан Российской Федерации при рождении ребенка (детей).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» право на получение единовременной денежной выплаты возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих категорий граждан Российской Федерации, имеющих место жительства или временно проживающих на территории Вологодской области и не имеющих места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации:

1) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей (без учета мертворожденных детей).

2) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей.

В силу ч. 7 ст. 14 указанного Закона лица, указанные в части 2 настоящей статьи, могут реализовать свое право на получение единовременной денежной выплаты при условии постоянного проживания на территории Вологодской области на день обращения в течение восемнадцати месяцев после:

1) достижения ребенком (детьми), в связи с рождением которого (которых) возникло право на получение единовременной денежной выплаты, возраста полутора лет;

2) истечения полутора лет со дня усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на получение единовременной денежной выплаты.

Единовременная денежная выплата предоставляется однократно (ч. 8 ст. 14 Закона).

Порядок предоставления установленной настоящей статьей выплаты утверждается Правительством области (ч. 9 ст. 14 Закона).

Из материалов дела следует, что на дату рождения третьего ребенка (24 июня 2013 года) ФИО5 являлась гражданкой Украины, гражданства Российской Федерации не имела (л.д. 7-8).

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что у истца ФИО5 не имеется права на единовременную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка в размере 100 000 руб., поскольку таким правом часть 2 ст. 14 Закона Вологодской области от 16 марта 2015 года № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» наделяет только лиц, имевших гражданство Российской Федерации при рождении (усыновлении) третьего ребенка. Аналогичное условие было закреплено и в редакции указанного Закона, действовавшей на дату рождения у ФИО5 третьего ребенка (24 июня 2013 года): право на получение выплаты возникало только у граждан Российской Федерации.

При этом суд полагает, что поскольку на момент рождения третьего ребенка ФИО5 не являлась гражданкой Российской Федерации, правового значения не имеет, проживала она временно или постоянно на территории Вологодской области, а также то обстоятельство, что после рождения ребенка она получила гражданство Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО5 к Казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» о возложении обязанности обеспечить получение единовременной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Г. Закутина

Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2016 года.