Дело № 2-1808 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 13 мая 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.А.
при секретаре Гладковой ОВ,
с участием истца Лосенко ЕГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Лосенко ЕГ к ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Лосенко ЕГ первоначально обратилась в суд с иском к ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» о взыскании денежных средств в сумме 79 384 рубля, компенсации морального вреда в размере ..... рублей, указывая на то, что <дата> по интернету она купила ..... авиабилета по маршруту ..... на сумму ..... рубля. Авиаперелет должен был состоятся в <дата>. В связи с тем, что ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» прекратило свою деятельность, услуга компанией не была оказана. <дата> она (истец) оформила заявку на возврат денежных средств за авиабилеты, <дата> по электронной почте направила письмо в ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» о предоставлении информации по рассмотрению заявки. <дата> из ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» поступил ответ, согласно которому заявка принята и будет рассмотрена в ближайшее время. Однако до настоящего времени денежные средства за приобретенные авиабилеты не поступили, тогда как такие заявки рассматриваются в течение 30 дней. <дата> она (истец) направила в адрес ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» претензию с требованием вернуть уплаченные денежные средства за авиабилеты, до настоящего времени ответа на претензию не поступило. <дата> данная претензия была направлена повторно. В обоснование морального вреда указала, что своим бездействием по возврату денежных средств за не оказанную услугу ответчиком ей причинены нравственные страдания в виде душевных и нравственных переживаний.
На основании определения Березниковского городского суда Пермского края от <дата> производство по делу по иску Лосенко ЕГ к ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» о взыскании денежных средств за приобретенные авиабилеты в размере ..... руб. прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
<дата> от истца поступило уточненное исковое заявление о взыскании с ответчика на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсации морального вреда в размере ..... рублей, указывая на то, что она дважды подавала претензию в адрес ответчика о неоказанной услуге. Исходя из положений ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» и информации авиакомпании, размещенной в интернете, денежные средства в размере ..... руб. за неиспользованные авибилеты должны были поступить на ее (истца) счет в декабре <дата> Однако ответчик данные денежные средства перечислил на ее (истца) счет только в марте <дата>. Своим бездействием ответчик причинил ей (истцу) нравственные и физические страдания в виде ухудшения ее самочувствия, что нанесло вред ее здоровью. Ей пришлось обращаться в поликлинику за оказанием врачебной помощи, в период с <дата> по <дата> она (истец) прошла курс лечения и обследования, с <дата> по <дата> – прошла курс лечения в Центре эстетики и здоровья «.....». Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией, связанной с несвоевременной выплатой денежных средств за неиспользованные авиабилеты, ей (истцу) пришлось нести непредвиденные расходы на приобретение лекарств и лечение процедуры.
В судебном заседании истец на удовлетворения уточненных исковых требований настаивала.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, <дата>Лосенко ЕГ приобрела на официальном веб-сайте авиакомпании «Трансаэро» ..... авиабилета № и № на общую сумму ..... рублей, <дата> - ..... авиабилета № и № на общую сумму ..... рубля, по маршруту ..... с датой вылета <дата>, ..... - с датой вылета <дата> (л.д. 5-8,9-11, 12-14).
Установлено, что решением Росавиации Минтранса России с 26 октября 2015 года в соответствии с п. 2 ст. 10 Воздушного кодекса РФ аннулирован сертификат эксплуатанта ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» (л.д. 18).
В связи с прекращением деятельности авиакомпании <дата> истица направила в адрес ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» заявку на возврат денежных средств, уплаченных за авиабилеты (л.д. 15).
<дата> ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» был дан ответ, что заявка принята и будет обработана в ближайшее время (л.д. 17).
Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Правоотношения сложившиеся между сторонами регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Также в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
На основании ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Установлено, что <дата> истец обратилась в ОАО «АК «ТРАНСАЭРО» с претензией о возврате уплаченных за авиабилеты денежных средств, направив данную претензию повторно <дата>. Ответ на претензию от ответчика в установленный законом срок не поступил.
Требование истца о возмещении стоимости неиспользованных авиабилетов было удовлетворено ответчиком <дата>.
Доказательств наличия обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение обязательства, ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы закона, учитывая, что размер компенсации морального вреда, заявленный истцом, связан с тем, что ответчиком не были выплачены в установленный законом срок денежные средства за неиспользованные авибилеты, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, свидетельствующих о нарушении прав истца, суд признает за истцом право на компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нарушения прав потребителя, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере ..... рублей, что с учетом фактических обстоятельств данного дела и характера причиненных истцу нравственных страданий отвечает требованиям разумности и справедливости. Остальная сумма заявленных исковых требований в части компенсации морального вреда является несоразмерной, завышенной, в связи с чем, взысканию не подлежит. Истцом не представлено доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между имеющимся у нее заболеванием «Нейроциркуляторная дистония» и несвоевременной выплатой денежных средств за неиспользованные авибилеты, а также доказательств необходимости прохождения лечения в .....» в связи с неправомерными действиями ответчика.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
взыскать с Открытого акционерного общества «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» (ИНН №, ОГРН №, <адрес>) в пользу Лосенко ЕГ компенсацию морального вреда в размере ..... рублей.
Взыскать с ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» в доход муниципального образования «Город Березники» государственную пошлину в сумме ..... руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья