ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1809/20 от 11.12.2020 Ростовского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0010-01-2020-002123-94

мотивированное решение

изготовлено 11.12.2020г.

Дело № 2-1809/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

02 декабря 2020 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,

при секретаре Крепышевой А.Н.,

с участием истца – Иваняна Сейрана Алешовича, представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) действующей по доверенности Анохиной Ольги Игоревны (л.д.26),

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове гражданское дело по иску Иваняна Сейрана Алешовича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) о включении в общий страховой стаж периодов работы и о признании права на назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) от 16 сентября 2020 года, Иваняну С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) необходимой для назначения страховой пенсии по старости.

Пенсионным органом не была принята к рассмотрению трудовая книжка истца серия от 14 сентября 1976 года содержавшая сведения о периодах работы в 1976 – 1992 годах поскольку записи полностью дублируют записи представленной 26 июня 2019 года трудовой книжки серии , бланк которой изготовлен в 2003 году.

Страховой и общий трудовой стаж Иваняна С.А. на дату обращения составил 6 лет 05 месяцев и 22 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент составил 4,392.

Не согласившись с отказом, Иванян С.А. обратился в суд с иском к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) об установлении факта принадлежности диплома об образовании, об обязании включить в страховой и общий трудовой стаж периоды работы, и о признании права на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 сентября 2020 года.

В судебном заседании истец – Иванян С.А., требования об установлении факта принадлежности диплома не поддержал, настаивал на удовлетворении заявленных требований о включении в общий страховой стаж периодов работы в качестве оператора котельной с 14 сентября 1976 года по 10 ноября 1977 года, и с 10 декабря 1979 года по 19 июня 1992 года, по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) действующая по доверенности Анохина О.И., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Иваняна С.А. подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу ст. 35 «Переходные положения» Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (п. 1). Пунктом 2 этой статьи предусмотрено ежегодное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (п. 3).

Пенсионный возраст, необходимый для установления страховой пенсии по старости в соответствующем году, установлен в Приложении к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

В ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Иванян С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, считая, что имеет право на получение пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», 03 сентября 2020 года обратился в Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного фонда от 16 сентября 2020 года, истцу было отказано ввиду недостаточности общего и страхового стажа.

В 2019 году необходимая продолжительность страхового стажа составляет 10 лет, а величина ИПК 16,2.

В подсчет страхового и общего стажа истицы, на дату обращения, включен период службы в армии по призыву с 12 ноября 1977 года по 11 ноября 1979 года (в календарном исчислении – 2 года), и период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 2005 года по 22 июня 2009 года( в календарном исчислении - <данные изъяты> дня), при требуемом 10 лет.

Из подсчета общего и страхового стажа исключены периоды работы: с 14 сентября 1976 года по 10 ноября 1977 года и с 10 декабря 1979 года по 19 июня 1992 года в должности оператора котельной № 16 Карачинарского сельского совета.

Отказывая Иваняну С.А. в назначении страховой пенсии по старости, пенсионный орган не принял представленную истцом трудовую книжку (л.д. 33-34), указывая на то, что записи в данной трудовой книжке полностью дублирует записи ранее представленной трудовой книжки серии , бланк которой изготовлен в 2003 году. По данным основаниям трудовая книжка истца серия признана ничтожной и не принята к производству.

Судом установлено, что 14 сентября 1976 года заполнена трудовая книжка на имя Иваняна С.А. серия .

Трудовая книжка истца содержит запись, заверенную печатью работодателя и подписью должностного лица.

Согласно записи в трудовой книжке истец 14 сентября 1976 года принят на работу на должность оператора котельной № 16 Карачинарского сельского совета, уволен 10 ноября 1977 года в связи с призывом в армию. 10 декабря 1979 года принят на работу в Карачинарский сельский совет на должность оператора котельной, уволен 19 июня 1992 года. Все записи содержат указания на номер и дату соответствующих приказов.

Факт работы истца в Карачинарском сельском совете в указанные периоды, ответчиком не опровергнут.

Согласно абзацу 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. N 162, заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.

Таким образом, законодатель обязанность по предоставлению бланка и заполнению трудовой книжки возлагал на работодателя.

Ответчик в решении от 16 сентября 2020 года указывает то, что записи в трудовой книжке истца серия полностью дублирует записи ранее представленной трудовой книжки серии бланк которой изготовлен в 2003 году.

Оценивая возражения представителя ответчика в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что наличие бланка трудовой книжки серии с записями аналогичным записям в выданной Карачинарским сельским советом трудовой книжке серия не свидетельствует о ее ничтожности. Данный вывод следует из представленных суду доказательств.

Так, в судебном заседании свидетель Балаян Г.В. пояснила, что с 15 августа 1968 года до 13 июня 1992 года она работала бухгалтером в Карачинарском сельском совете, была уволена в связи с депортацией. Иванян С.А. также работал в Карачинарском сельском совете оператором котельной.

Исходя из пояснений истца в судебном заседании, бланк трудовой книжки серии был заполнен уже в России бывшим председателем сельского совета, в связи с потерей оригинала. Соответственно суд считает, что наличие ненадлежащим образом оформленного дубликата трудовой книжки, не должно влиять на пенсионные права истца.

Таким образом, факт трудовой деятельности Иваняна С.А. в спорные периоды, суд считает установленным.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», правительства государств - участников данного Соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о том, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР ими до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Вместе с тем Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, т.е. Республика Азербайджан участником данного соглашения не является.

Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6).

В настоящее время в Российской Федерации действует ряд международных договоров, по вопросам пенсионного обеспечения, заключенных как Правительством Советского Союза во время его существования, в отношении которых Россия выступает как правопреемник СССР, так и Правительством России. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджана о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное 5 ноября 1999 г. в г. Баку, до настоящего времени не ратифицировано Россией, соответственно, не вступило в силу и не является действующим.

Из п. 8 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств-республик бывшего СССР», следует, что, поскольку отсутствует указанное выше Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан, где работал истец в период с 01 января 1992 года по 19 июня 1992 года, и не представлены сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы за период работы с 01 января 1992 года по 19 июня 1992 года, оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.

В Решении Экономического Суда СНГ от 07.04.2005 года N 01-1/6-04 по делу о толковании применения п. 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.

После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.

Такой же правовой позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 г. N 1011-О-О указавший, что разрешение вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики после 1 декабря 1991 года в страховой стаж гражданина, не являвшегося в этот период застрахованным в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона. В настоящее время какие-либо международные Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения отсутствуют.

Таким образом, в общий трудовой стаж Иваняна С.А. подлежат включению периоды работы с 14 сентября 1976 года по 10 ноября 1977 года, и с 10 декабря 1979 года по 31 декабря 1991 года, что в календарном исчислении составляет <данные изъяты>

Исходя из того, что пенсионным фондом в страховой стаж истца засчитано <данные изъяты> дня, в календарном исчислении данные периоды составляют <данные изъяты> дней, при требуемом 10 лет, а величина ИПК более 16,2.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Иванян С.А. достиг пенсионного возраста 12 апреля 2019 года, что с учетом Приложения 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» является достаточным для назначения пенсии с даты обращения – 03 сентября 2020 года, соответственно за Иваняном С.А. должно быть признано право на назначение страховой пенсии по старости на основании ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 сентября 2020 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Иваняну С.А. должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), включить в страховой и общий трудовой стаж Иваняна Сейрана Алешовича периоды работы: с 14 сентября 1976 года по 10 ноября 1977 года, с 10 декабря 1979 года по 31 декабря 1991 года в должности оператора котельной Карачинарского сельского совета

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), на основании ст. 8 Федерального закона РФ № 400 – ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», назначить Иваняну Сейрану Алешовичу страховую пенсию по старости с 03 сентября 2020 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Иваняну Сейрану Алешовичу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Отрывин