ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-180/11 от 01.06.2011 Атяшевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-180/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2011 года с. Дубёнки

Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Байгушкиной Н.Н., при секретаре Юрташкиной Л.В.,с участием прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Сухова Д.А., представителя администрации Пуркаевского сельского поселения Дубенского района Республики Мордовия ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Дубёнского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Дубёнского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Дубёнского района Республики Мордовия проверкой соблюдения администрациями муниципальных образований района требований Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» выявлены нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Согласно части 6 статьи 52 вышеназванного закона проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.

Однако, администрацией Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия за первый квартал 2011 года сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание не опубликованы. В результате незаконного бездействия администрации поселения нарушается принцип прозрачности бюджета.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации поселения, обязать её в месячный срок опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года.

В судебном заседании прокурор Дубёнского района Республики Мордовия Сухов Д.А. требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.

Исполняющая обязанности главы администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 требования прокурора признала полностью.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым удовлетворить заявление прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Под бюджетом при этом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществление бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Согласно статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип прозрачности бюджета, который означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

В соответствии с части 6 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, годовой отчет об его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит официальному опубликованию.

Из справки, выданной заместителем главы администрации Пуркаевского сельского поселения Дубенского муниципального района Республики Мордовия, видно, что администрацией Пуркаевского сельского поселения ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года не опубликованы.

Это также подтверждено в судебном заседании исполняющей обязанности главы администрации Пуркаевского сельского поселения ФИО1.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В результате незаконного бездействия администрации Пуркаевского сельского поселения по исполнению бюджета нарушены права и свободы граждан на территории данного поселения, нарушается принцип прозрачности бюджета, расходования бюджетных средств, гарантированные им Конституцией Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Дубенского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействия администрации Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в не опубликовании ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года.

Обязать администрацию Пуркаевского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия в месячный срок опубликовать ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый квартал 2011 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия.

Судья Н.Н. Байгушкина

1версия для печатиДело № 2-180/2011 ~ М-183/2011 (Решение)