ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-180/19 от 06.05.2019 Черняховского городского суда (Калининградская область)

Дело №2-180/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2019 года г.Черняховск

ФИО2 городской суд Калининградской области в составе

судьи Луниной С.В.,

при секретаре Болотовой Е.О.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МО МВД России «ФИО2» о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России «ФИО2», в котором ставит вопрос о взыскании с ответчика денежные средства в сумме 127731 рублей 14 копеек, составляющие денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год, денежные средства в сумме 85353 рубля 49 копеек, составляющие денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год, денежные средства в сумме 47434 рубля 79 копеек, составляющие денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год, а также просит возложить обязанность произвести все указанные выплаты с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В обоснование приводит доводы о том, что в период с 01.01.2016 года до 26.05.2018 года проходил службу в МО МВД России «ФИО2» на должности оперативного дежурного дежурной части. В этот период времени систематически привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Так за 2016 год его работа сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (переработка) составила 689 часов, за 2017 год - 464 часа, за 2018 год - 252 часа. 21.12.2018 года он обратился с рапортом на имя начальника МО МВД «ФИО2» с просьбой выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 года до 26.05.2018 года. В выплате вышеуказанной компенсации ему было отказано. 28.12.2018 года приказом начальника МО МВД России «ФИО2» №325л/с он уволен из органов внутренних дел на основании пункта 4 части 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 01.01.2016 года до 26.05.2018 года на дату увольнения ему выплачена не была. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред. Невыплата заработанных денежных средств, причинила ему глубокую моральную травму, боль от которой со временем не утихает. В периоды привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, он меньше времени мог посветить воспитанию своих несовершеннолетних детей. Надеясь на вышеуказанную выплату, планировал выезды с детьми для посещения развлекательных, образовательных мероприятий, в целях компенсации недостаточного внимания с его стороны. Стал излишне раздражительным, несобранным, часто не может сосредоточиться на домашних делах. С этими переживаниями связаны и его физические страдания. Он часто испытывает сильные головные боли, страдает бессонницей.

В судебном заседании истец исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ в части заявленного требования о возложении обязанности на ответчика произвести выплаты с уплатой процентов (денежной компенсации) в силу ст. 236 Трудового кодекса РФ уточнил. Просит взыскать с ответчика проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 28.12.2018 года по 13.02.2019 года в сумме 3167 рублей 73 копейки, составляющие проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год; 2116 рублей 77 копеек, составляющие проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год; 1176 рублей 38 копеек, составляющие проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год. Остальные заявленные исковые требования оставил без уточнения и просит удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МО МВД России «ФИО2» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В своем заявлении в адрес суда просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В письменных возражениях ответчик иск не признал, и ссылаясь на необоснованность требований, указал на пропуск истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч.4 ст.72 Федерального закона № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за разрешением служебного спора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016, 2017, 2018 годы.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы дела и оценивая в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч.1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (ч.2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

В соответствии со ст.66 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. (ч.1)

Согласно ч. ч. 2, 6 ст.53 указанного Федерального закона нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством РФ, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.

Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.6 ст.53 вышеназванного Закона, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В период с 08.09.2014 г. по 01.04.2018 г. действовал Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденный Приказом МВД России от 19.10.2012 г. № 961 (далее по тексту - Порядок). Данный Порядок утратил силу с 02.04.2018 г. в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.02.2018 г. № 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50).

В соответствии с п.8 Порядка, продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени при суммированном учете служебного времени определяется исходя из сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.

В силу положений п.9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Аналогичные положения установлены п.274 Приказа МВД России от 01.02.2018 г. № 50.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п. 10 Порядка, п. 285 Приказа МВД России от 01.02.2018 г. № 50).

Согласно п. 290 Приказа МВД России от 01.02.2018 г. № 50 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

В силу п. 293 Приказа МВД России от 01.02.2018 г. № 50 сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 г. № 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Порядка обеспечения денежным довольствием).

Согласно п.56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

При этом пунктом 58 Порядка обеспечения денежным довольствием, предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса РФ).

Учитывая изложенное, при решении вопроса о выплате денежной компенсации взамен дополнительных дней отдыха сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (то есть по табелю учетного служебного времени сотрудников органов внутренних дел РФ, а не по графику сменности), следует руководствоваться п. 56-59 Порядка обеспечения денежным довольствием.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что требования о выплате денежной компенсации взамен дополнительных дней отдыха сотрудникам, привлекаемым к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени носит заявительный характер.

В соответствии с Положением о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел РФ «ФИО2» утв. приказом УМВД России по Калининградской области №505 от 20 июня 2018 года, МО МВД России «ФИО2» является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения (п.19).

Начальник МО МВД России «ФИО2» в соответствии с подпунктами 20, 22, 23 пункта 12 Положения, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников; устанавливает в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на денежное довольствие, денежное содержание и заработную плату, дополнительные выплаты сотрудникам МО МВД России «ФИО2»; предоставляет в установленном порядке отпуска сотрудникам МО МВД России «ФИО2».

В силу приказа МВД России от 12.04.2013 №200 ДСП «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России» для сотрудников, с учетом специфики работы дежурной части, установлен трехсменный и четырехсменный режим работы. Продолжительность каждой смены установлена в 24 часа.

В соответствии с п.72 Регламента внутренней организации ОМВД России по Черняховскому району, утв. Приказом ОМВД России по Черняховскому району №122 от 31 марта 2017 года, для сотрудников и служащих, работников ОМВД России по Черняховскому району устанавливается общая продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается установление иной продолжительности рабочего времени.

При необходимости, в порядке, установленном законодательством РФ, сотрудники, служащие и работники могут быть привлечены к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени (п.73 Регламента внутренней организации ОМВД России по Черняховскому району). На определенных должностях в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России, может быть установлен сменный режим работы, а также ненормированное служебное (рабочее) время.

Согласно п.33 Положения о дежурной части ОМВД России по Черняховскому району утв. приказом начальника №119 от 17 мая 2016, продолжительность несения службы каждой дежурной смены составляет 24 часа. По окончании дежурства сотрудникам дежурной части предоставляется отдых продолжительностью 44 или 72 часа, в зависимости от трехсменного или 4-х сменного дежурства.

Судом установлено, что истец ФИО1 с 02.10.2002 по 28.12.2018 года проходил службу в органах внутренних дел РФ, уволен по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с должности заместителя начальника отдела - начальника отделения участковых уполномоченных полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «ФИО2» (приказ №325 л/с от 24.12.2018 года).

В период с 01.12.2013 по 26.05.2018 ФИО1 занимал должность оперативного дежурного дежурной части ОМВД России по Черняховскому району (с 01.08.2017 МО МВД России «ФИО2).

В 2016, 2017, 2018 году истец ФИО1 многократно привлекался к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Из представленных табелей учета служебного времени дежурной части и группы обслуживания СОГ ОМВД России по Черняховскому району (с 01.08.2017 МО МВД России «ФИО2), утвержденных начальником ОМВД России по Черняховскому району (МО МВД России «ФИО2) за 2016 год работа истца сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (переработка) составила 689 часов, за 2017 год - 464 часа, за 2018 год - 252 часа.

Из табелей учета служебного времени видно, что они составлены помесячно. Учетным периодом в данном случае является один год, т.е максимально установленный законодательством.

Истец представил суду копию рапорта на имя начальника ОМВД России по Черняховскому району от 12.01.2017 года, согласно которому ФИО1 просил предоставить дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в количестве 689 часов, а в случае невозможности предоставления дополнительных дней отдыха, просил выплатить денежную компенсацию в установленном размере, а также копию рапорта от 12.01.2018 года на имя начальника МО МВД России «ФИО2» о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2017 год в количестве 551 часа, либо выплаты денежной компенсации в установленном размере.

Свидетель ФИО4, <данные изъяты>, суду показала, что ФИО1 действительно через группу делопроизводства и режима подавал рапорты в 2017 и 2018 году о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Данные рапорты она не регистрировала, а передавала начальнику на рассмотрение в общей папке с почтой. Начальник мог поставить свою визу и вернуть рапорт, а мог и не возвращать. Рапорты ФИО1 помнит хорошо, так как это единственный сотрудник, который подавал такого рода рапорта. Отследить в дальнейшем движение рапорта она уже не могла.

В то же время, согласно письменной информации МО МВД России «ФИО2» на запрос суда, приказы руководителя о выплате денежной компенсации ФИО1 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели или путем присоединения дополнительных дней отдыха не издавались, ввиду отсутствия волеизъявления (рапорта) указанного сотрудника в установленные сроки.

По сведениям ОРЛС МО МВД России «ФИО2» в отделение по работе с личным составом МО МВД России «ФИО2» рапорты о предоставлении ФИО1 дополнительных дней отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 и 2018 год с резолюцией руководителя МО МВД России «ФИО2» не поступали.

Принимая во внимание, что представленные суду истцом копии рапортов от 12.01.2017 года и от 12.01.2018 отметки ответчика о поступлении и приеме не содержат, доказательств направления данных рапортов в адрес ответчика не представлено, в связи с чем, они не могут подтверждать обращение истца к работодателю в установленном порядке с данными рапортами.

Повторно истец обратился к руководству 21.12.2018 с рапортом о выплате ему компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016-2018 годы, однако, до настоящего времени компенсация ему не выплачена.

Так согласно копии представленного истцом суду рапорта, адресованного им начальнику МО МВД России «ФИО2 от 21.12.2018 (вход.№3/187807629563 от 26.12.2018), истец обратился к руководству о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в соответствии с табелями учета служебного времени, за следующие периоды службы: за 2016 год в количестве 689 часов, за 2017 год в количестве 551 часа, за 2018 год в количестве 252 часа.

Указанный рапорт сотрудника ФИО1 был рассмотрен как обращение в соответствии с приказом МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и уведомлением от 23.01.2019 ему сообщалось, что по результатам проверки оснований для произведения денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016-2018 годы не имеется.

Материалами дела, в частности табелями учета служебного времени, подтверждается, и не отрицается стороной ответчика, выполнение истцом в апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2016 года, в январе, апреле, мае, июне, августе, декабре 2017 года, в январе, феврале, марте, апреле, мае 2018 года служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

За период службы 2016-2018 годы ФИО1 использовал основной и дополнительный отпуска за каждый год, что подтверждается приказами.

Так приказом ОМВД России по Черняховскому району) №12 от 19 января 2017 года (по личному составу) ФИО1 был предоставлен отпуск основной (30 календарных дней) за 2016, дополнительный (10 календарных дней за стаж службы в органах внутренних дел) за 2016 год, дополнительный (7 календарных дней за ненормированный служебный день) за 2016 год с 29 января по 27 марта 2017 года включительно.

Приказом №74л/с от 31 марта 2017 ФИО1 продлен отпуск по 01 апреля 2017 года включительно.

Приказом МО МВД России «ФИО2» от 22 августа 2017 года (по личному составу) ФИО1 был предоставлен отпуск основной (30 календарных дней) за 2017, дополнительный (10 календарных дней за стаж службы в органах внутренних дел, 7 календарных дней за ненормированный служебный день) за 2017 год с 11 сентября по 6 ноября 2017 года включительно.

Приказом от 09 ноября 2017 года отпуск был продлен на 12 календарных дней, по 18 ноября 2017 включительно.

Приказом МО МВД России «ФИО2» №270 от 2 ноября 2018 года (по личному составу) ФИО1 был предоставлен отпуск основной (30 календарных дней) за 2018, дополнительный (5 календарных дней за стаж службы в органах внутренних дел) за 2017 год, дополнительный (15 календарных дней за стаж службы в органах внутренних дел, 9 календарных дней за ненормированный служебный день) за 2018 год с 20 октября по 27 декабря 2018 года включительно.

Суду представлены расчетные листки о составных частях заработной платы, причитающейся ФИО1 за период с января 2016 по декабрь 2018 года.

Нормативно-правовое регулирование выплаты требуемой истцом денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника - рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году.

Кроме того, дополнительные дни отдыха, предоставляемые за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, и присоединяемые по желанию сотрудника к ежегодному оплачиваемому отпуску, не являются отпуском. Поэтому ни положения специальных законов, регулирующих службу в органах внутренних дел, о выплате денежной компенсации за отпуск при увольнении, ни положения ст.127 Трудового кодекса Российской Федерации, в данном случае применяться не могут.

Для реализации дополнительных социальных гарантий, предусмотренных специальным законодательством в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации, необходимо не только наличие дополнительно отработанных дней, но и волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, и соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку дни отдыха, образовавшиеся в период ежегодного рабочего периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

О том, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также компенсация времени переработки дополнительными днями отдыха осуществляется только по заявлению сотрудника, истцу было известно и им не оспаривается.

Представитель ответчика по доверенности, в письменном заявлении в адрес суда заявила о пропуске ФИО1 срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями.

Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Учитывая, что вопросы предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также срок, в течение которого, сотрудник органов внутренних дел может обратиться в суд для разрешения служебного спора, не связанного с увольнением, применительно к спорным правоотношениям предусмотрены нормами специального права, связи с чем, при урегулировании спорных правоотношений не подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ.

Доводы истца ФИО1 о том, что срок им не пропущен, поскольку о том, что компенсация за 2016-2018 не будет выплачена, он узнал только после увольнения и получения полного расчета, суд находит несостоятельными.

В силу п.4 Порядка обеспечения денежным довольствием, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.

Получая ежемесячно денежное довольствие в 2016, 2017 годах, ФИО1 получал или имел возможность получить расчетные листки, следовательно, располагал информацией о количестве отработанных часов, часов переработки, размере оплаченной сверхурочной работы.

Таким образом, о нарушении своего права на получение компенсации по итогам календарного года в виде дополнительных дней отдыха истец должен был знать не позднее 25 января года, следующего за годом, в котором была допущена переработка. Имел право обращаться с рапортами о предоставлении таких дней отдыха, либо выплате компенсации и обжаловать отказ работодателя, в случае принятия им такого решения. При таких обстоятельствах, установленный законом срок истекал 26 апреля каждого года.

В суд ФИО1 с иском обратился лишь 13 февраля 2019 года. Следовательно, истец пропустил срок обращения с иском в суд, предусмотренный ч.4 ст. 72 Федерального закона №342-ФЗ для взыскания компенсации за 2016, 2017 годы.

Объективных обстоятельств, связанных с личностью истца и препятствующих своевременному обращению в суд за защитой своего нарушенного права, судом не установлено.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016, 2017 годы следует отказать.

О том, что компенсация за часы, отработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени за 2018 год по его рапорту от 21.12.2018 выплачена не будет, ФИО1 узнал только после увольнения из письменного уведомления ответчика от 23.01.2019, следовательно, срок обращения для взыскания компенсации за 2018 год им не пропущен.

Вместе с тем, размер компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не должен превышать установленную трудовым законодательством продолжительность сверхурочной работы за год, т.е не более 120 часов в год (120:8=15 дней).

Таким образом, требования истца о взыскании денежной компенсации за сверх установленную нормальную продолжительность служебного времени в размере, превышающим 120 часов в год не основаны на законе.

В соответствии с п.59 Порядка обеспечения денежным довольствием размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12. В 2018 году оно составляет 30,42 (365 календарных дней/12 месяцев).

Согласно справки МО МВД России «ФИО2», в период с января по май 2018 года установленное ФИО1 ежемесячное денежное довольствие составляло 46532 рубля.

Соответственно, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с января по май 2018 года составила 22944 рубля 77 копеек (46532 руб. : 30,42 х 15 дней).

Следовательно, требования ФИО1 о взыскании с МО МВД России «ФИО2» денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год подлежат частичному удовлетворению в размере 22944 рубля 77 копеек.

Истец просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Частью 2 статьи 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» суд, в силу статей 21 и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требования работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействиями работодателя, в том числе, и, при нарушении его имущественных прав.

Учитывая, что ответчиком были нарушены права истца на получение денежной компенсации, руководствуясь положениями ст.237 ТК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера, причиненных ФИО1 нравственных страданий, степени вины ответчика, принципа разумности и справедливости, суд полагает подлежащей взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей. В удовлетворении остальной части требования следует отказать.

ФИО1 заявлено требование о взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 28.12.2018 года по 13.02.2019 года в сумме 3167 рублей 73 копейки, составляющие проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год; 2116 рублей 77 копеек, составляющие проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год; 1176 рублей 38 копеек, составляющие проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год.

Поскольку в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 и 2017 годы отказано, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о взыскании компенсации за несвоевременную выплату в порядке ст.236 ТК РФ за указанные периоды.

Решая вопрос о взыскании процентов за несвоевременную выплату денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год, суд исходит из следующего.

Частью 8 статьи 89 Федерального закона № 342-ФЗ установлено, что увольняемому со службы в органах внутренних дел сотруднику уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет в последний день службы.

При этом в силу общих принципов права под окончательным расчетом понимается выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя на день увольнения.

Следовательно, в законодательстве имеется специальная норма, устанавливающая срок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени при увольнении сотрудника органов внутренних дел.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должна была быть выплачена ФИО1 в день увольнения.

Поскольку компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год ФИО1 не выплачена, то есть нарушен срок, установленный частью 8 статьи 89 Федерального закона № 342-ФЗ, а ответственность органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за неосуществление с сотрудником органа внутренних дел окончательного расчета в день его увольнения специальными нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел, не предусмотрена, при разрешении данного спора в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ и частью 2 статьи 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» подлежит применению статья 236 Трудового кодекса РФ, которой установлена материальная ответственность работодателя за нарушение им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, в виде обязанности работодателя выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Истец просит взыскать проценты за период с 28.12.2018 года по 13.02.2019 года.

Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации в указанный период составляет 7,75 % годовых.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Определяя размер подлежащих взысканию в пользу истца процентов за период задержки выплаты ему компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с 29 декабря 2018 года, то есть со следующего дня после увольнения истца, по 13.02.2019 года (47 дней), суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере 557 руб. 18 коп. (22944,77 х 7,75%: 1/150 х47).

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет.

Поскольку судом удовлетворены требования материального характера в размере 23501,95 рублей, то на основании п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины от указанной суммы составит 905,06 руб. (800+105,06 (3% суммы, превышающей 20000 руб.) + 300 рублей (по требованию неимущественного характера (моральный вред)), всего 1205 руб. 06 коп.

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с МО МВД России «ФИО2» в пользу ФИО1 компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в размере 22944 рубля 77 копеек, компенсацию за задержку выплаты компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 557 руб. 18 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей 00 копеек, итого 24501 рубль 95 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с МО МВД России «ФИО2» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1205 рублей 06 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через ФИО2 городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Черняховского городского суда С.В.Лунина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 мая 2019 года

Судья Черняховского городского суда С.В.Лунина