ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-180/20 от 14.01.2021 Тимского районного суда (Курская область)

производство № 2- 5/2021

УИД 46RS0-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2021 г. п. Тим Курской области

Тимский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

при помощнике судьи Радзявичюсе И.В.,

с участием представителя истца пом. прокурора Тимского района Курской области Васильевой С.В.,

представителя ответчика МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному «Гниловская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тимского района Курской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гниловская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гниловская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ч.6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего высшего образования в сфере закупок либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа», в ходе которой установлено, что в нарушение требований 195.1 ТК РФ, ч.5 ст. 39 и ч.6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, н контрактный управляющий МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, что не позволяет ему на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также интересов неопределенного круга лиц.

Пом. прокурора Тимского района Курской области Васильева С.В. просила удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» директор РумянцеваТатьяна Федоровна в судебном заседании иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному «Гниловская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, признала в полном объеме, не возражала об удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Заслушав мнение истца, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Обсудив материалы дела, выслушав представителя истца пом. прокурора Тимского района Курской области Васильеву С.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных ) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса РФ

Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом - графиком закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачивается в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случае, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казанного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Из содержания ч. 4 ст. 161 бюджетного кодекса РФ казанное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

На основании п. 6 ст. 3 муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Типового положения о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям ч.2 и ч.6 ст. 38, ч. 5 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий). Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Судом установлено, что прокурором Тимского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ обязанности контрактного управляющего МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» возложены на ФИО1, которая имеет высшее профессиональное образование, но не в сфере закупок, при этом ДД.ММ.ГГГГ получила удостоверение о повышении квалификации в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» по программе: «Управление государственными и муниципальными закупками. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов.

Между тем, приказами Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N625н и N626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны в том, числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно ч. 6 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - не менее 250 часов.

До настоящего времени нарушения требований законодательства о закупках для муниципальных нужд ответчиком, не устранены

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации..

Из положений Устава МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» следует, что имущество казенного учреждения является муниципальной собственностью МО «<адрес>». Функции и полномочия собственника осуществляет администрация <адрес>.

Финансовое обеспечение деятельности МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» осуществляется в соответствии с ч. 2 ст. 161 БК РФ за счет средств бюджете муниципального образования «<адрес>» на основании бюджетной системы.

Проанализировав вышеизложенное, суд к приходит выводу, что МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» не исполняет установленные ч.6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N44-ФЗ требования к уровню образования контрактного управляющего, что создает угрозу неэффективного использования бюджетных средств, к нарушению действующего законодательства о контрактной системе и интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд находит обоснованными требования прокурора Тимского района Курской области и подлежащими удовлетворению, при этом сроки исполнения решения суда установлены ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тимского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, удовлетворить.

Возложить на МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» обязанность обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ч.6 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части наличия у контрактного управляющего высшего образования в сфере закупок либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Тимский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Горбунова С.В.