Дело № 2-180/2020 УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2020 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе
председательствующего судьи Суржиковой А.В.,
при помощнике судьи Гусейновой О.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Облученского района ЕАО ФИО1, помощника прокурора Облученского района ЕАО Эрлих,
представителя ответчика – муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г.Облучье» ФИО2,
представителя ответчика-муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» ФИО3,
представителя ответчика - администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с.Будукан», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п.Бира», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4 г.Облучье», муниципальному казенному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО в интересах неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с.Будукан», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п.Бира», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4 г.Облучье», муниципальному казенному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты.
14.04.2020 указанные иски прокурора Облученского района ЕАО объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Требования прокурора мотивированы тем, что действующими нормативными правовыми актами, регулирующими сферу правоотношений в области пожарной безопасности, предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», филиалов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» в с.Семисточный и в с.Будукан, МКДОУ «Детский сад с.Будукан», МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» не оборудованы устройствами молниезащиты с учетом требований СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Осуществление деятельности образовательных учреждений в отсутствие в зданиях устройств молниезащиты не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной безопасности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций.
В соответствии с Уставами образовательных учреждений их учредителем является муниципальное образование «Облученский муниципальный район» ЕАО в лице администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО.
Просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, п.Бира, ул.40 лет Победы, 13 устройством молниезащиты; обязать МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> устройством молниезащиты; обязать МКДОУ «Детский сад с.Будукан» до 01.08.2020 оборудовать задние образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> «а» устройством молниезащиты; обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» до 01.08.2020 оборудовать здание филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» в с.Семисочный по адресу: ЕАО, <...> и филиала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» в с.Будукан, расположенное по адресу: ЕАО, <...> а устройством молниезащиты; обязать МКДОУ «Детский сад п.Бира» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> устройством молниезащиты; обязать МКДОУ»Детский сад № 4 г.Облучье» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> а устройством молниезащиты; обязать МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> устройством молниезащиты; обязать МБОУ «СОШ № 2 г.Облучье» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> а устройством молниезащиты. Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКДОУ «Детский сад с.Будукан», МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ»Детский сад № 4 г.Облучье», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «СОШ № 2 г.Облучье», для выполнения вышеуказанных мероприятий.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор отказался от требований об обязании МКДОУ «Детский сад с.Будукан» до 01.08.2020 оборудовать здание образовательного учреждения по адресу: ЕАО, <...> «а» устройством молниезащиты и обязании администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование этого образовательного учреждения, поскольку данное дошкольное образовательное учреждение занимает только несколько помещений на первом этаже двухэтажного многоквартирного жилого дома. В остальной части исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковых заявлениях.
В судебном заседании представитель ответчика – МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» ФИО3 требования не признал. Из письменного отзыва представителя ответчика и его пояснений в судебном заседании следует, что в соответствии с таблицей № 1 Инструкции РД 34.21.122-87, обязательному обустройству молниезащитой на всей территории Российской Федерации, независимо от количества грозовых часов в году, подлежат объекты (сооружения, установки), создающие, согласно ПУЭ (6 издание) глава 7.3, взрывоопасную зону класса В-1г. Здания спортивных школ таковыми не являются, в связи с чем обязательному оборудованию молниезащитой не подлежат. Решение о необходимости оборудования устройств молниезащиты принимается специализированной проектной организацией путем проведения обследования. Обследование здания МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» не проводилось. МАУ «Спортивная школа» расположено в 1-этажном и 2-этажном здании, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные, деревянные, кровля шиферная на деревянной обрешетке, на здании частично имеются металлические конструкции крыши, здание оборудовано заземлением и автоматической пожарной сигнализацией. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, надежность обработки периодически проверяется. Здание спортшколы окружают 4-5 этажные жилые дома. С 1954 года постройки здания, проверяющие организации требований об оборудовании учреждения устройствами молниезащиты не предъявляли, случаев поражений молнией не было. Все необходимые требования пожарной безопасности МАУ «Спортивная школа» соблюдаются. Прокурором в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены заключения специалистов о необходимости оборудования здания школы устройством молниезащиты, материалы проведенной прокуратурой проверки, сведения об ожидаемом количестве поражений молний, а также доказательств того, что здание школы недостаточно оборудовано молниезащитой и отсутствие таких устройств нарушает права и законные интересы занимающихся, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Также обращает внимание, что с 2017 года МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» не относится к образовательной организации, подведомственной Отделу образования администрации МО «Облученский муниципальный район». Учреждение является физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей спортивную подготовку несовершеннолетних, в здании занимаются 244 несовершеннолетних воспитанника в возрасте с 7 до 18 лет. Учреждение имеет кредиторскую задолженность более пяти миллионов рублей, в связи с чем обязание обустроить здание молниезащитой еще более усугубит тяжелое финансовое положение учреждения, фактически исполнить решение суда будет невозможно.
Представитель ответчика-МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье» ФИО2 исковые требования не признала. Из письменного отзыва и пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что здание дошкольного образовательного учреждения двухэтажное, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные пустотные плиты, кровля шиферная на деревянной обрешетке. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, здание оборудовано заземлением, окружено 5-этажными домами. Техническая возможность оборудовать здание устройством молниезащиты отсутствует. Обязательному обустройству молниезащитой на всей территории Российской Федерации подлежат объекты, создающие взрывоопасную зону класса В-1г. Здания детских дошкольных учреждений таковыми не являются, в связи с чем обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается специализированной проектной организацией путем проведения обследования. В данном случае обследование здания не проводилось. Со времен постройки здания требований об устройстве молниезащиты проверяющими организациями не предъявлялось. Все требования пожарной безопасности руководством ДОУ соблюдаются, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, проектно-сметная документация в ДОУ отсутствует. В акте проверки готовности МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье» к 2019-2020 учебному году недостатков от всех контролирующих служб выявлено не было. Прокурором в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, что отсутствие на здании учреждения устройств молниезащиты влечет за собой нарушение прав и законных интересов воспитанников.
Представитель ответчика - администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО ФИО4 заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что все здания образовательных организаций построены до введения Инструкции, имеют естественное заземление-металлические конструкции, стены, железобетонные перекрытия. Кроме того, МКДОУ «Детский сад с.Будукан» занимает несколько помещений на первом этаже двухэтажного жилого дома, обязанность выделять денежные средства для обустройства всего здания устройством молниезащиты у администрации отсутствует. Здание по адресу: ЕАО, <...> а состоит из здания школы и здания детского сада, соединенных между собой переходом. Здание детского сада оборудовано системой молниезащиты. Капитальный ремонт кровли здания школы, в том числе и оборудование устройством молниезащиты по информации директора образовательного учреждения запланировано в 2022 году. В с.Радде планируется строительство новой школы, в связи с чем нецелесообразно выделение бюджетных средств на оборудование молниезащитой старого здания. Согласно локальному сметному расчету стоимость работ по оборудованию молниезащитой одного здания образовательного учреждения составляет более трехсот тысяч рублей. В настоящее время судом уже принято решение, которым часть образовательных учреждений обязана оборудовать здания устройствами молниезащиты до 31.12.2021, а администрация профинансировать эти работы, денежные средства на производство этих работ в бюджет на 2020 год не заложены, бюджет района является дефицитным. В случае удовлетворения требований прокурора просит установить срок исполнения судебного акта до 31.12.2022.
В судебное заседание представители ответчиков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», МКДОУ «Детский сад с.Будукан», МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКОУ «основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались судом надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.
В отзыве на исковое заявление прокурора представитель ответчика – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» ФИО8 указала о несогласии с заявленными требованиями. Здание образовательного учреждения двухэтажное, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные пустотные плиты, кровля над всем зданием школы из мателлопрофиля, над спортивным залом шиферная на деревянной обрешетке. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, здание оборудовано заземлением, напротив здания школы находятся кирпичные двухэтажные жилые дома. Согласно инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 при нормировании молниезащиты за исходное принято положение, что любое ее устройство не может предотвратить развитие молнии. На основании классификации зданий и сооружений по устройству молниезащиты объекты подразделяются на обычные и специальные. Школы относятся к обычным объектам. В таблице 2.1 данной инструкции приведены последствия, которые могут быть при ударе молнии. Это отказ электроснабжения (освещения), отказ системы пожарной сигнализации, потери средств связи и сбои компьютеров с потерей данных. Перечень последствий на этом исчерпывается. Комплекс средств молниезащиты зданий включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя). Внешняя молниезащита может быть изолирована от сооружения отдельно стоящие молниеотводы-стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов. Внешняя молниезащитная система состоит из молниеприемников, токоотводов, заземлений. В соответствии с п.3.2.1 Инструкции молниеприемниками могут быть конструктивные элементы защищаемого объекта и они называются естественными молниеприемниками. Это металлическая кровля, металлические конструкции крыши, трубы, резервуары, металлические водосточные трубы. В здании школы имеются металлические конструкции крыши, водосточные трубы, здание оборудовано заземлением. Обязательному обустройству молниезащитой на всей территории Российской Федерации в соответствии с таблицей I Инструкции РД 34.21.122-87 (независимо от количества грозовых часов в году) подлежат объекты (сооружения, установки), создающие, согласно ПУЭ (6 издание) глава 7.3, взрывоопасную зону класса В-1г. Здания образовательных учреждений таковыми не являются, в связи с чем обязательному оборудованию устройствами молниезащиты не подлежат. Решение о необходимости устройства молниезащитных мероприятий принимается специализированной проектной организацией путем проведения обследования. В данном случае никакого обследования не проводилось. Со времени постройки здания школы требований об устройстве в здании молниезащиты проверяющие организации не предъявляли. Все требования пожарной безопасности руководством школы соблюдаются, здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того, в акте готовности МБОУ СОШ № 24 п.Бира к 2019-2020 учебному году недостатков от всех контролирующих служб выявлено не было. По результатам последней внеплановой проверки ОНД по Облученскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по ЕАО 18.12.2019 нарушений не выявлено.
Из отзыва представителя ответчика МКДОУ «Детский сад п.Бира» ФИО9 следует, что здание детского сада расположено в двухэтажном здании, стены кирпичные, междуэтажные и потолочные перекрытия железобетонные пустотные плиты, кровля шиферная на деревянной обрешетке. Сгораемые конструкции кровли обработаны огнезащитным составом, делающем их трудногорючими, надежность обработки периодически проверяется. На здании частично имеются металлические конструкции: конек, вытяжки. Здание детского сада окружает деревянный забор. Требования Правил пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад п.Бира» выполняются.
Согласно отзыву представителя ответчика-МКДОУ «Детский сад п.Будукан» ФИО10, ответчик требования не признает. МКДОУ «Детский сад с.Будукан» расположено в многоквартирном жилом доме на первом этаже. Здание 2002 года постройки, фундамент-железобетонные блоки, стены и их наружная отделка-кирпичная, перегородки, перекрытия-железобетонные блоки, крыша-шиферная, имеется заземление и общедомовая защита электросетей жилого дома. В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад с.Будукан» учредителем учреждения и собственником его имущества является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район». Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не имеет правовой возможности устанавливать устройства молниещзащиты в здании жилого дома, так как не использует все здание и не обладает полномочиями собственника помещений в многоквартирном доме.
В отзыве представитель ответчика МБОУ СОО «Школа № 2» ФИО11 при разрешении дела по существу просила учесть факт наличия молниезащиты на части здания, в котором находятся группы дошкольного образования.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Из пункта 2 части 6 статьи 28 указанного Федерального закона следует, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 названного Федерального закона предусмотрено, что исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться, в том числе, устройством молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденная Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987, устанавливает комплекс мероприятий и устройств для обеспечения безопасности людей (сельскохозяйственных животных), предохранения зданий, сооружений, оборудования и материалов от взрывов, пожаров, разрушений при воздействии молнии. Инструкция обязательна для всех министерств и ведомств.
Пунктом 1.1 указанной Инструкции предусмотрено, что в соответствии с назначением зданий и сооружений необходимость выполнения молниезащиты и ее категория, а при использовании стержневых и тросовых молниеотводов – тип зоны защиты определяются по табл. 1 в зависимости от среднегодовой продолжительности гроз в месте нахождения здания или сооружения, а также от ожидаемого количества поражений его молнией в год. Устройство молниезащиты обязательно при одновременном выполнении условий, записанных в графах 3 и 4 табл. 1.
Согласно строке 15 таблицы 1 Инструкции РД 34.21.122-87, общественные здания III-V степеней огнестойкости, в том числе детские дошкольные учреждения и школы, в местностях со средней продолжительностью гроз 20 часов в год и более, расположенные в зоне защиты типа «Б», относятся к III категории молниезащиты.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно п.66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»». Разделы 1,3,4.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*, в котором указаны здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, внешкольные учреждения (школьников и молодежи), спортивно-адаптированные школы и центры адаптивного спорта.
В пункте 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003, утвержденная Приказом Минэнерго России № 280 от 30.06.2003, распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
Согласно п. 2.1 указанной Инструкции (СО 153-34.21.122-2003), устройство молниезащиты – это система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства. В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства.
В соответствии с п. 2.2 указанной Инструкции непосредственное опасное воздействие молнии представляет собой пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов – радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов.
В таблице 2.1 Инструкции СО 153-34.21.122-2003 в качестве возможных последствий удара молнии в здание школы указаны: отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий; в здание детского сада: отказ электроснабжения (например, освещения), способный вызвать панику, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий, потери средств связи, сбои компьютеров с потерей данных.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий детских дошкольных учреждений и школ, внешкольных учреждений (школьников и молодежи), спортивные школы с учетом требований Инструкции СО 153‑34.21.122-2003.
В судебном заседании установлено, что предметом деятельности МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье, является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Предметом деятельности МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад с.Будукан», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье» является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» является физкультурно-спортивной организацией, предметом деятельности которой является осуществление спортивной подготовки и проведение занятий по физической культуре и спорту на основании утвержденного Учредителем муниципального задания.
Согласно техническим паспортам здание МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» расположено по адресу: <адрес> одноэтажное, 1972 года постройки, общей площадью 460,80 кв.м.
Здание МКДОУ «Детский сад п.Бира», расположено по адресу: <адрес>, двухэтажное, общей площадью 687,7 кв.м.
Здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» расположено по адресу: ЕАО, <адрес>, двухэтажное, общей площадью 1760,6 кв.м., 1972 года постройки.
Согласно Уставу МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» имеет филиал учреждения в <адрес> по адресу: ЕАО, <адрес> (здание одноэтажное, общей площадью 465,8 кв.м., 1955 года постройки), а также филиал в <адрес> по адресу: ЕАО, <адрес> (здание одноэтажное, общей площадью 472,7 кв.м.).
Здание МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье» расположено по адресу: ЕАО, <адрес> «а», двухэтажное, 1982 года постройки, общей площадью 2311,9 кв.м.
Здание МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» расположено по адресу: ЕАО, <адрес>, состоит из двухэтажного и одноэтажного здания, 1954 года постройки, общей площадью 954,7 кв.м.
Здание МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» расположено по адресу: ЕАО, <адрес>», 1967 года постройки, трехэтажное, общей площадью 3994,8 кв.м.
Из Уставов образовательных учреждений следует, что их учредителем и собственником зданий, указанных выше, является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район».
Материалами дела также подтверждается, что вышеобозначенные здания закреплены собственником имущества за МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад с.Будукан», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» на праве оперативного управления.
Из информации отделения надзорной деятельности по Облученскому району УНД и ПР Главного Управления МЧС России по ЕАО следует, что в ходе проведения обследования государственным инспектором Облученского района по пожарному надзору совместно с помощником прокурора Облученского района выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здания МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье», МАУ «Спортивная школа» не оборудованы устройствами молниезащиты.
Согласно сведениям ФГБУ «Дальневосточное УГМС» от 17.02.2020 на территории Еврейской автономной области расположено 5 метеорологичееских станций «Дальневосточного УГМС». За период обобщений с 1966-2016 среднегодовая продолжительность гроз в часах: в г. Биробиджан – 62 часа, в п. Биракан – 57 часов, в с. Екатерино-Никольском – 38 часов, в с. Ленинское – 43 часа, в г. Облучье – 36 часов, в п. Смидович – 47 часов.
В соответствии с информацией ПАО «Ростелеком» в зданиях расположенных по адресам: <адрес> «а», <адрес>, имеются сети связи.
Опрошенный в судебном заседании специалист-начальник ремонтно-ревизионного участка Облученской дистанции электроснабжения ФИО12 пояснил, что грозовое перенапряжение, проникая по трубопроводам, железобетонным перекрытиям, разогревает эти конструкции, вызывая разрушение здания, а также может вызвать поражение человека, находящегося внутри здания, электрическим напряжением. Любые естественные заземлители уменьшают воздействие грозового перенапряжения, но не исключают его попадание в здание и не могут служить основными средствами защиты при угрозе перенапряжения. При попадании молнии в здание может возникнуть пожар даже при обработке его чердачных перекрытий огнезащитным составом. Обработка чердачных перекрытий здания огнезащитным составом также не защищает находящихся в нем людей от грозового перенапряжения. Многоэтажные здания могут принять на себя первичное перенапряжение грозового разряда, однако это не может исключить попадание грозового перенапряжения в рядом стоящее малоэтажное здание и его повреждение. Здания образовательных учреждений необходимо оборудовать специальными устройствами молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции.
Ответчиками в судебное заседание не представлено доказательств, что здания МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» и его филиалов, а также здание МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» оборудованы устройствами молниезащиты с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003, утвержденной Приказом Минэнерго России № 280 от 30.06.2003.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности с правовыми норами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что отсутствие в зданиях образовательных учреждений и спортивной школы устройств молниезащиты нарушает требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников, поскольку способствует возникновению пожара и других неблагоприятных ситуаций, в связи с чем требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд отклоняет доводы ответчиков о том, что в зданиях образовательных учреждений имеется естественное заземление (металлические конструкции здания), здания окружены многоэтажными жилыми домами, чердачные перекрытия зданий оборудованы огнезащитным составом, поскольку указанные обстоятельства не исключают обязанность учреждений оборудовать здания также и устройствами молниезащиты.
Суд отмечает, что ответчиками МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» и администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» не оспаривалась необходимость оборудования здания школы по адресу: ЕАО, <адрес>, устройством молниезащиты при том, что часть здания по этому адресу, в котором расположены помещения детского сада, таким устройством оборудована.
Доводы представителя администрации Облученского района о строительстве в с.Радде Облученского района ЕАО нового здания школы ничем не подтверждены, поэтому также не могут быть приняты судом во внимание при разрешении настоящего спора.
В соответствии с Уставами МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье» финансирование учреждений осуществляется учредителем.
Согласно Уставу МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» (п.3.2, п.3.3) источниками формирования финансового и имущественного обеспечения учреждения являются субсидии, получаемые из районного бюджета. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Уставами МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» определено, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов в том числе являются бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, бюджетные поступления в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.
Поскольку выполнение обязанности по оборудованию устройствами молниезащиты зданий, используемых МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» и его филиалов, МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» направлено на обеспечение пожарной безопасности неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних воспитанников, их учредителем и собственником данных зданий является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, суд также считает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование данных учреждений для выполнения мероприятий по оборудованию зданий МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» и его филиалов, МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» устройствами молниезащиты.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока для устранения имеющихся нарушений действующего законодательства суд принимает во внимание, что разрешение заявленных требований не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, однако учитывает срок и порядок формирования бюджета муниципального образования «Облученский муниципальный район», который в настоящее время является дефицитным, то обстоятельство, что оборудованию устройствами молниезащиты по данному судебному акту подлежат восемь зданий, при этом стоимость таких работ в отношении одного здания согласно локальному сметному расчету, представленному администрацией района, составляет более 300 000 тысяч рублей, а также количество неисполненных ответчиком администрацией МО «Облученский муниципальный район» решений суда на сумму 76 616 225,39 рублей, в связи с чем полагает необходимым установить срок до 31 декабря 2022 года. Указанный срок, по убеждению суда, отвечает требованиям разумности и реальной возможности исполнить судебное решение.
Статьей 39 ГПК Российской Федерации истец вправе отказаться от заявленных им требований, а ответчик признать иск.
На основании части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании установлено, что МКДОУ «Детский сад с.Будукан» расположен на первом этаже двухэтажного жилого дома.
Поскольку согласно СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» обязательному оборудованию устройствами молниезащиты подлежат здания, а не отдельные помещения в здании, отсутствуют основания, предусмотренные статьями 39 и 45 ГПК РФ, по которым суд не вправе принять отказ прокурора от иска.
Учитывая изложенное, гражданское дело по заявленным требованиям прокурора Облученского района к МКДОУ «Детский сад с.Будукан» об обязании оборудовать устройством молниезащиты здание по адресу: ЕАО, <адрес> в срок до 01 августа 2020 года, а также к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» произвести финансирование МКДОУ «Детский сад с.Будукан» для выполнения вышеуказанных мероприятий подлежит прекращению в связи с отказом прокурора от иска в названной части и принятием такого отказа судом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
На основании вышеизложенного, в местный бюджет с ответчиков МКДОУ «Детский сад п.Бира», МКДОУ «Детский сад № 4 г.Облучье», МАУ «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» и его филиалов, МБОУ СОШ «Школа № 2 г.Облучье» устройствами молниезащиты, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, по 50 рублей с каждого из ответчиков.
.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п.Бира», муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 4 г.Облучье», муниципальному казенному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к исполнению действий по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» по адресу: ЕАО, <адрес>, здание филиала по адресу: ЕАО, <адрес> «а», здание филиала по адресу: ЕАО, <адрес> устройствами молниезащиты.
Обязать муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» по адресу: ЕАО, <адрес>, устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п.Бира» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п.Бира» по адресу: ЕАО, <адрес> устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г.Облучье» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г.Облучье» по адресу: ЕАО, <адрес> устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» по адресу: ЕАО, <адрес> устройством молниезащиты.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» в срок до 31.12.2022 оборудовать здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье» по адресу: ЕАО, <адрес> устройством молниезащиты.
Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира», муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район», муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п.Бира», муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г.Облучье», муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г.Облучье», для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Производство по делу в части требований прокурора к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с.Будукан» об обязании оборудовать устройством молниезащиты здание по адресу: ЕАО, <адрес> а в срок до 01 августа 2020 года, а также к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» произвести финансирование МКДОУ «Детский сад с.Будукан» для выполнения вышеуказанных мероприятий, прекратить в связи с отказом прокурора от иска.
Разъяснить сторонам, что после принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24 п.Бира» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» муниципального образования «Облученский муниципальный район» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п.Бира» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 г. Облучье» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Густава Ивановича Радде» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения среднего общего образования «Школа № 2 г. Облучье» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 50 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Суржикова
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020
Судья А.В. Суржикова