ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-180/2022 от 05.05.2022 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Дело № 2-180/2022

31RS0016-01-2021-009717-57

Решение

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г.Белгород

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:

председательствующего судьи Ковригиной М.В.,

при секретаре Шевцовой Е.М.,

с участием истца, его представителя, представителей ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «ДНС Ритэйл» о защите прав потребителя, расторжении договора купли-продажи, взыскании денежных средств,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «ДНС Ритэйл», в котором просит расторгнуть договор купли-продажи от 17.10.2020, заключенный между ФИО1 и ООО «ДНС Ритэйл» на приобретение Монитор LG34 34 WK95U-W (60Гц, АМD FreeSync, ZF, IPS, 5120х2160, 1200:1, 5мс, 450 кд/м2, 5 Вт, 178/178, Thunderbolt, HDMI (2 шт), DisplayPort, US; взыскать с ООО «ДНС Ритэйл» в пользу ФИО1 93599 рублей- сумму, уплаченную в счет стоимости монитора, 93599 рублей- неустойку, 10000 рублей- компенсацию морального вреда, штраф, 20000 рублей- расходы по оплате услуг представителя.

В обоснование указано, 17.10.2020 истец купил в ООО «ДНС Ритэйл» Монитор LG34 34 WK95U-W (60Гц, АМD FreeSync, ZF, IPS, 5120х2160, 1200:1, 5мс, 450 кд/м2, 5 Вт, 178/178, Thunderbolt, HDMI (2 шт), DisplayPort, US. На товар установлен гарантийный срок два года. Стоимость товара составила 93599 рублей. В процессе эксплуатации монитора проявились существенные недостатки, в связи с которыми стала невозможна его нормальная эксплуатация в связи с заявленными характеристиками, а именно: остаточное изображение при переходе от яркой картинки к темной (при статичном показе яркой картинки более 10 минут) монитор не всегда включается с первого раза (для включения требуется вынуть вилку из розетки и снова включить); ненадежное соединение с монитором по кабелю thunderbolt (пропадает изображение при регулировке монитора); от внешней вибрации монитор может терять соединение; задняя стенка монитора очень сильно греется при его работе от часа и более; монитор не всегда включается в разрешении 5120х2160 и требуется его перезагрузка. 28.05.2021 и 05.06.2021 истец обратился к продавцу с письменной претензией, в которой перечислены обнаруженные существенные недостатки и заявлено требование о расторжении договора купли-продажи некачественного товара, возврате денежных средств, уплаченных за товар. В магазине отказались вернуть денежные средства, приняли товар для проведения гарантийного ремонта. По результатам диагностики выдано техническое заключение №КГ6-039518 от 02.06.2021, содержащее выводы об отсутствии дефекта. 05.06.2021 года согласно заказа №АХЗ-000425 монитор снова был сдан в сервисный центр ДНС с повторной заявкой на указанные и не обнаруженные при первой диагностике недостатки. По результатам повторной диагностики выдано техническое заключение №КГ6-040021 от 10.06.2021, содержащее выводы об отсутствии дефекта.

В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали.

Представители ответчика возражали против удовлетворения иска, указывая, 28.05.2021 истец обратился с целью проведения гарантийного ремонта с заявленной неисправностью-остаточное изображение при переходе от яркой картинки к темной, при статичном показе яркой картинки более 10 минут, монитор не всегда включается с первого раза, ненадежное соединение с монитором по кабелю, пропадает изображение при регулировки монитора, монитор не всегда включается в разрешении 5120х2160 и требуется его перезагрузка. Согласно акта выполненных работ КГ6-039518 от 02.06.2021 произведена функциональная проверка, дефект не выявлен. 05.06.2021 товар выдан. При повторном обращении 05.06.2021 по причине несогласия с заключением авторизованного сервисного центра, товар продиагностирован, согласно акта выполненных работ КГ6-040021 от 10.06.2021 дефект не обнаружен.

Исследовав доказательства, представленные в судебное заседание, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

В соответствии со ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Данный закон недостаток товара (работы, услуги) определяет как несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В соответствии со ст.18 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В соответствии со ст.19 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В пункте 10 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 указаны телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

В соответствии с п.2 ст. 475 ГК РФ под существенным нарушением требований к качеству товара понимается обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков.

В п.13, п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" даны разъяснения о том, что исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

В судебном заседании подтвержден доказательствами факт приобретения 17.10.2020 истцом ФИО1 у ответчика ООО «ДНС Ритэйл» монитора LG34 34 WK95U-W (60Гц, АМD FreeSync, ZF, IPS, 5120х2160, 1200:1, 5мс, 450 кд/м2, 5 Вт, 178/178, Thunderbolt, HDMI (2 шт), DisplayPort, US LG 34, стоимостью 93599 рублей.

На монитор предоставлен гарантия 24 месяца.

В период гарантийного срока истец заявил о наличии в мониторе недостатков, а именно остаточное изображение при переходе от яркой картинки к темной (при статичном показе яркой картинки более 10 минут) монитор не всегда включается с первого раза (для включения требуется вынуть вилку из розетки и снова включить); ненадежное соединение с монитором по кабелю thunderbolt (пропадает изображение при регулировке монитора); от внешней вибрации монитор может терять соединение; задняя стенка монитора очень сильно греется при его работе от часа и более; монитор не всегда включается в разрешении 5120х2160 и требуется его перезагрузка.

С целью установления факта наличия в товаре указанных истцом недостатков и причин их возникновения судом по ходатайству сторон спора назначена судебная эксперта, проведение которой поручено ООО «Экспертцентр».

Из заключения эксперта ООО «Экспертцентр» следует, что монитор имеет недостатки: вход гнезда «Thunderbolt» смещен относительно центра отверстия в задней крышке монитора, в результате чего требуются дополнительные усилия при подключении кабеля, приходится «доталкивать». Этот дефект может привести к выходу из строя монитора или подключаемого устройства при плохом контакте кабеля и гнезда. На матрице монитора при просмотре статичного изображения, картинки, текст, в течение 5 и более минут остается силуэт этого изображения при смене отображаемой картинки на другую. Остаточный силуэт остается видимым даже после включения и отключения монитора. Этот недостаток является производственным, неустранимым, так как в данном мониторе используется определенный тип матрицы экрана и заменить на экран другой модели не представляется возможным по причине несовместимости монитора с другими типами матриц. Матрица отсутствует в розничной продаже и недоступна для заказа.

При проведении экспертизы ООО «Экспертцентр» монитор не разбирался, исследование проведено исключительно органолептическим, визуальным методом.

Выводы ООО «Экспертцентр» о том, что «остаточный силуэт» является производственным браком, неустранимым не обоснованы, не мотивированы указанием на то, какая деталь, программа и т.д. не отвечает предъявляемым к ней обязательным требованиям, в чем это несоответствие выражается. Эксперты не установили каким обязательным требованиям не соответствует матрица монитора.

В ходе дальнейшего рассмотрения гражданского дела по существу установлено, что экспертиза проведена по неполным материалам гражданского дела, поскольку экспертом не исследовались информационное письмо ООО «ЛГ Электроникс РУС», договор о техническом обслуживании №С2019034728, заключенный между ООО «ЛГ Электроникс РУС» и ООО «ДНС Ритейл», руководство пользователя LED LCD-МОНИТОР. Эти документы представлены стороной ответчика в материалы гражданского дела после проведения судебной экспертизы ООО «Экспертцентр», в связи с чем судом по ходатайству ответчика назначена повторная судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Центр судебных экспертиз и независимой оценки».

Согласно заключению эксперта №024/2-2022 ООО «Центр судебных экспертиз и независимой оценки» экспертом была произведена диагностика устройства при помощи визуального и инструментального осмотра, способом частичной разборки устройства, экспериментальным методом и обследования его деталей на наличие каких-либо повреждений, а также сверки серийных номеров устройства. Произведено вскрытие изделия и внутренний осмотр.

В ходе проведения экспертизы установлено, при подключении монитора к ноутбуку Acer через кабель HDMI, работа монитора в разрешении 3840х2160, 60 Гц, оставляли экран на 30 минут с ярким изображением в статическом положении изображения. В данных условиях при переключении экрана на серый или черный фон остаточного изображения от прошлой картинки не оставалось. При подключении монитора к ноутбуку Apple Macbook через кабель Thunderbolt работа монитора в разрешении 5120х2160, 6о Гц, проявляется остаточной статическое изображение, при переключении картины на экране монитора во время его работы, примерно через 30-40 минут после включения. Остаточное изображение проходит примерно через 15-20 минут, либо после повторного включения монитора. Дефект-ненадлежащее соединение с монитором по кабелю Thunderbolt (пропадает изображение при регулировке монитора); от внешней вибрации монитор может терять соединение в ходе проведения экспертизы не подтвердились.

В соответствии с руководством пользователя монитора, стр.12 в разделе Эксплуатация монитора, имеется информация под восклицательным знаком : «ВНИМАНИЕ! НЕ выводите на экран неподвижное изображение в течение длительного времени. Это может привести к эффекту остаточного изображения. Если возможно используйте экранную заставку ПК». Также имеются сведения о том, что : «отображение неподвижного изображения в течение длительного времени может привести к повреждению экрана и появлению остаточного изображения. Чтобы продлить срок службы монитора используйте хранитель экрана. При работе устройства экрана могут появляться точки (красные, зеленые, синий, белые и черные). Это нормально для жидкокристалических дисплеев. Точки не свидетельствуют о неисправности и не связаны с рабочими характеристиками монитора.

Эффект остаточного изображения вызван при работе Nano IPS матрицы монитора, при долгой работе монитора, сто статическим изображением происходит нагрев матрицы в одном месте, что приводи к остаточному статическому изображению. Для того чтобы избежать эффекта остаточного изображения заводом изготовителем рекомендуется использовать хранитель экрана, динамические изображения.

Штекер кабеля Thunderbolt в гнезде фиксируется плотно, при незначительном сотрясении монитора изображение на нем не пропадает.

Эксперт пришел к выводу, недостатков устройства не обнаружено. Выявлен эффект остаточного статического изображения при длительной работе монитора, который допускается заводом изготовителем IPS матриц данного типа. Допускается непродолжительное время присутствия остаточного статического изображения, на которое могут влиять следующие факторы: время использования монитора, место( температурный режим, условия вентиляции).

Экспертом не установлено недостатков и дефектов в работе монитора.

Выводы эксперта ООО «Центр судебных экспертиз и независимой оценки» не опровергнуты и не поставлены под сомнение допустимыми доказательствами.

Оба экспертных учреждения и ООО «Экспертцентр, и ООО «Центр судебных экспертиз и независимой оценки» пришли к одному выводу, что «остаточное изображение» является следствием работы матрицы монитора. При этом выводы ООО «Экспертцентр» о том, что такая работа матрицы является производственным недостатком не мотивированы, не указано, что установленная в мониторе матрица при отсутствии в ее работе дефектов не должна способствовать проявлению «остаточного изображения» на экране монитора. Не установлено, какой дефект имеется в работе матрицы монитора. Не установлена причина возникновения дефекта в работе матрицы монитора при его наличии. При таких обстоятельствах суд признает обоснованными выводы эксперта ООО «Центр судебных экспертиз и независимой оценки» о том, что «остаточное изображение» является следствием особенности работы матрицы монитора, о чем покупатель был предупрежден в Инструкции по эксплуатации монитора.

Иных доказательств, свидетельствующих, что истцу продан товар ненадлежащего качества, материалы дела не содержат.

На момент продажи монитора он являлся товаром надлежащего качества и не содержал дефектов производственного характера до передачи потребителю.

Заявленные истцом основания требований не подтверждены допустимыми доказательствами.

Ответчик при рассмотрении гражданского дела понес расходы по оплате услуг эксперта в сумме 14000 рублей, которые подлежат взысканию с истца в соответствии с положениями ст. ст. 88,94,98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 к ООО «ДНС Ритэйл» о расторжении договора купли-продажи от 17.10.2020, заключенного между ФИО1 и ООО «ДНС Ритэйл» на приобретение Монитора LG34 34 WK95U-W (60Гц, АМD FreeSync, ZF, IPS, 5120х2160, 1200:1, 5мс, 450 кд/м2, 5 Вт, 178/178, Thunderbolt, HDMI (2 шт), DisplayPort, US; взыскании с ООО «ДНС Ритэйл» в пользу ФИО1 93599 рублей- сумму, уплаченную в счет стоимости монитора, 93599 рублей- неустойку, 10000 рублей- компенсацию морального вреда, штраф оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ДНС Ритэйл» 14000 рублей- судебные расходы.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Судья

Решение15.07.2022