ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181-23 от 21.06.2023 Ирафского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-181-23

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с.Чикола 21.06.2023 г.

Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 к администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания о признании отсутствующим права муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 кв.м., расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО3 исковые требования поддержала, пояснив, что нежилое здание МБОУ СОШ <адрес> расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, находится в муниципальной собственности МО <адрес> РСО-Алания. В подвальном помещении данного нежилого здания согласно сведениям, предоставленным ГКУ «Центр обеспечения деятельности по защите населения и территории РСО-Алания от ЧС», располагается убежище (противорадиационное укрытие). Данное сооружение по сведениям ГУ МЧС России по РСО-Алания учтено в журнале ЗС ГО ГУ МЧС России как убежище. Объекты в виде защитных сооружений гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища. Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) от ДД.ММ.ГГГГ № ИР р/12, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, оно введено в эксплуатацию в 1980 году, вместимость 1000 человек, общая площадь 600 м2, имеет 4 класс защиты, назначение убежища в мирное время - складское помещение. Следовательно, помещение, расположенное в здании школы по адресу: РСО-Алания, <адрес>, является объектом гражданской обороны, ограничено в обороте и отнесено к федеральной собственности. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Просит признать отсутствующим право муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 м., расположенное в нежилом здании 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Представитель лица, в интересах которого обратился прокурор - Территориального управления Росимущества в РСО-Алания ФИО4, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> ссылаясь на обстоятельства изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

Согласно письменному отзыву представителя Территориального управления Росимущества в РСО-Алания ФИО6, право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны возникают на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому объекты оборонного производства, в том числе, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Защитные сооружения ГО представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению не упомянуты. Защитные сооружения ГО, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Территориальное управление сообщает об исполнении поручения Президента Российской Федерации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-1918 и его особую важность реализации в условиях, сложившихся геополитической и экономической обстановок. В соответствии с указанным поручением Президента РФ Росимуществу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии органов местного самоуправления по согласованию с МЧС России на основании учетных сведений о защитных сооружениях гражданской обороны надлежало сформировать и утвердить перечни защитных сооружений, которые введены в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимые для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальных образований. Во исполнение поручения Президента РФ Росимуществом в установленном порядке издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны», согласно которому необходимо Территориальным органам Росимущества совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии органов местного самоуправления с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации на основании учетных сведений о защитных сооружениях гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ сформировать и утвердить перечень защитных сооружений по соответствующему субъекту Российской Федерации, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения и подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по форме согласно приложению к настоящему приказу. Перечень защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований утвержден ДД.ММ.ГГГГ главой Республики Северная Осетия- Алания, руководителем ТУ Росимущества в РСО-Алания, согласован начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания. В данный перечень, в том числе, вошло защитное сооружение гражданской обороны, указанное в иске. Моментом определения соответствующего собственника в соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в состава Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» становится утверждение вышеуказанного Перечня. С момента утверждения вышеуказанного перечня, защитные сооружения, указанные в нем, включая спорное защитное сооружение, расположенное в нежилом здании площадью 600 м., расположенное в нежилом здании 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>, перешли в собственность Республики Северная Осетия-Алания для дальнейшего перераспределения указанных в Перечне ЗСГО на иной уровень власти. Органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, уполномоченным в распоряжении государственным имуществом, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Министерстве государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания» является Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания. Спорный объект необходимо истребовать в собственность Республики Северная Осетия-Алания, а не Теру правления. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением издано распоряжение -р «Об утверждении Перечня защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований». В настоящее время осуществляется процесс перехода права собственности из собственности Российской Федерации в собственность Республики Северная Осетия-Алания согласно указанному Перечню, а также распоряжению Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ-р, в том числе, на защитные сооружения ГО, расположенные в <адрес> РСО-Алания.

Представитель ответчика - АМС <адрес> РСО-Алания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - МБОУ СОШ <адрес> РСО-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, ГУ МЧС России по РСО-Алания должным образом извещенные о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав представителя истца, представителя ТУ Росимущества в РСО-Алания ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что по адресу: РСО-Алания, <адрес> располагается нежилое здание с кадастровым номером 15:04:0060231:26, 1980 года строительства, общей площадью 3982,7 кв.м., с количеством этажей - 3, в том числе с 1 подземным этажом, находящееся на праве муниципальной собственности МО <адрес> РСО-Алания, (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> РСО-Алания.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание в целях осуществления образовательной деятельности передано МБОУ СОШ им.И. Хуадонти <адрес> РСО-Алания в оперативное управление (запись от ДД.ММ.ГГГГ за ).

Согласно письму начальника ГКУ «Центр обеспечения деятельности по защите населения и территории РСО-Алания от ЧС» ФИО8 16.11.2022г. , в подвальном помещении данного нежилого здания располагается убежище (противорадиационное укрытие).

Согласно журналу защитных сооружений ГО Главного управления МЧС России по РСО-Алания, убежище, расположенное в здании МБОУ СОШ им.И. Хуадонти <адрес> РСО-Алания учтено в нем.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Так, статья 1 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие п.2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ не упомянуты.

В связи с чем, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п.3 постановления ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне», порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в соответствии пунктом 2 которого к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) от ДД.ММ.ГГГГ № ИР р/12, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, оно введено в эксплуатацию в 1980 году, вместимость 1000 человек, общая площадь 600 кв.м., имеет 4 класс защиты, назначение убежища в мирное время - складское помещение, организация эксплуатирующая убежище – МОУ СОШ <адрес>.

Согласно справке АМС Чиколинского сельского поселения МБОУ СОШ им.И. Хуадонти находится по адресу: РСО-Алания, <адрес>

Таким образом, помещение, расположенное в здании по адресу: РСО-Алания, <адрес>, является объектом гражданской обороны, ограничено в обороте и отнесено к федеральной собственности, а Российская Федерация является собственником данного объекта.

В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Учитывая, что нежилое здание, подвальное помещение которого является убежищем, возведено в 1980 году, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

В силу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Руководствуясь Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом «О гражданской обороне», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», постановлением Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ст. 212 ГК РФ, ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 к администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания о признании отсутствующим права муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 кв.м., расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>, удовлетворить.

Признать отсутствующим право муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 кв.м., расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.Р. Батыров