Дело № 2-181-23
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с.Чикола 21.06.2023 г.
Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 к администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания о признании отсутствующим права муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 кв.м., расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО3 исковые требования поддержала, пояснив, что нежилое здание МБОУ СОШ №<адрес> расположенное по адресу: РСО-Алания, <адрес>, находится в муниципальной собственности МО <адрес> РСО-Алания. В подвальном помещении данного нежилого здания согласно сведениям, предоставленным ГКУ «Центр обеспечения деятельности по защите населения и территории РСО-Алания от ЧС», располагается убежище (противорадиационное укрытие). Данное сооружение по сведениям ГУ МЧС России по РСО-Алания учтено в журнале ЗС ГО ГУ МЧС России как убежище. Объекты в виде защитных сооружений гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища. Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) от ДД.ММ.ГГГГ № ИР р/12, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, оно введено в эксплуатацию в 1980 году, вместимость 1000 человек, общая площадь 600 м2, имеет 4 класс защиты, назначение убежища в мирное время - складское помещение. Следовательно, помещение, расположенное в здании школы по адресу: РСО-Алания, <адрес>, является объектом гражданской обороны, ограничено в обороте и отнесено к федеральной собственности. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Просит признать отсутствующим право муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 м., расположенное в нежилом здании 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>.
Представитель лица, в интересах которого обратился прокурор - Территориального управления Росимущества в РСО-Алания ФИО4, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> ссылаясь на обстоятельства изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Согласно письменному отзыву представителя Территориального управления Росимущества в РСО-Алания ФИО6, право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны возникают на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому объекты оборонного производства, в том числе, защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Защитные сооружения ГО представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению № не упомянуты. Защитные сооружения ГО, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Территориальное управление сообщает об исполнении поручения Президента Российской Федерации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-1918 и его особую важность реализации в условиях, сложившихся геополитической и экономической обстановок. В соответствии с указанным поручением Президента РФ Росимуществу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии органов местного самоуправления по согласованию с МЧС России на основании учетных сведений о защитных сооружениях гражданской обороны надлежало сформировать и утвердить перечни защитных сооружений, которые введены в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимые для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальных образований. Во исполнение поручения Президента РФ Росимуществом в установленном порядке издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны», согласно которому необходимо Территориальным органам Росимущества совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии органов местного самоуправления с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации на основании учетных сведений о защитных сооружениях гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ сформировать и утвердить перечень защитных сооружений по соответствующему субъекту Российской Федерации, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения и подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по форме согласно приложению № к настоящему приказу. Перечень защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований утвержден ДД.ММ.ГГГГ главой Республики Северная Осетия- Алания, руководителем ТУ Росимущества в РСО-Алания, согласован начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания. В данный перечень, в том числе, вошло защитное сооружение гражданской обороны, указанное в иске. Моментом определения соответствующего собственника в соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в состава Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» становится утверждение вышеуказанного Перечня. С момента утверждения вышеуказанного перечня, защитные сооружения, указанные в нем, включая спорное защитное сооружение, расположенное в нежилом здании площадью 600 м., расположенное в нежилом здании 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>, перешли в собственность Республики Северная Осетия-Алания для дальнейшего перераспределения указанных в Перечне ЗСГО на иной уровень власти. Органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, уполномоченным в распоряжении государственным имуществом, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о Министерстве государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания» является Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания. Спорный объект необходимо истребовать в собственность Республики Северная Осетия-Алания, а не Теру правления. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением издано распоряжение №-р «Об утверждении Перечня защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований». В настоящее время осуществляется процесс перехода права собственности из собственности Российской Федерации в собственность Республики Северная Осетия-Алания согласно указанному Перечню, а также распоряжению Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в том числе, на защитные сооружения ГО, расположенные в <адрес> РСО-Алания.
Представитель ответчика - АМС <адрес> РСО-Алания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - МБОУ СОШ №<адрес> РСО-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, ГУ МЧС России по РСО-Алания должным образом извещенные о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав представителя истца, представителя ТУ Росимущества в РСО-Алания ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что по адресу: РСО-Алания, <адрес> располагается нежилое здание с кадастровым номером 15:04:0060231:26, 1980 года строительства, общей площадью 3982,7 кв.м., с количеством этажей - 3, в том числе с 1 подземным этажом, находящееся на праве муниципальной собственности МО <адрес> РСО-Алания, (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> РСО-Алания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание в целях осуществления образовательной деятельности передано МБОУ СОШ № им.И. Хуадонти <адрес> РСО-Алания в оперативное управление (запись от ДД.ММ.ГГГГ за №).
Согласно письму начальника ГКУ «Центр обеспечения деятельности по защите населения и территории РСО-Алания от ЧС» ФИО8 16.11.2022г. №, в подвальном помещении данного нежилого здания располагается убежище (противорадиационное укрытие).
Согласно журналу защитных сооружений ГО Главного управления МЧС России по РСО-Алания, убежище, расположенное в здании МБОУ СОШ № им.И. Хуадонти <адрес> РСО-Алания учтено в нем.
Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Так, статья 1 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие п.2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не упомянуты.
В связи с чем, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п.3 постановления ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне», порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, в соответствии пунктом 2 которого к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.
Согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) от ДД.ММ.ГГГГ № ИР р/12, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, оно введено в эксплуатацию в 1980 году, вместимость 1000 человек, общая площадь 600 кв.м., имеет 4 класс защиты, назначение убежища в мирное время - складское помещение, организация эксплуатирующая убежище – МОУ СОШ №<адрес>.
Согласно справке АМС Чиколинского сельского поселения МБОУ СОШ № им.И. Хуадонти находится по адресу: РСО-Алания, <адрес>
Таким образом, помещение, расположенное в здании по адресу: РСО-Алания, <адрес>, является объектом гражданской обороны, ограничено в обороте и отнесено к федеральной собственности, а Российская Федерация является собственником данного объекта.
В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Учитывая, что нежилое здание, подвальное помещение которого является убежищем, возведено в 1980 году, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
В силу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Руководствуясь Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом «О гражданской обороне», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», постановлением Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», ст. 212 ГК РФ, ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 к администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания о признании отсутствующим права муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 кв.м., расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>, удовлетворить.
Признать отсутствующим право муниципальной собственности администрации местного самоуправления <адрес> РСО-Алания на защитное сооружение гражданской обороны 4 класса защиты, площадью 600 кв.м., расположенное в нежилом здании с кадастровым номером 15:04:0060231:26 по адресу: РСО-Алания, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Батыров