Удорский районный суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Удорский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-181/11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кослан 22 июня 2011 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фищева Д.А.,
при секретаре Скуратовой Г.А.,
с участием:
истицы Андреевой Н.А.,
представителей ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» Митина А.А., Бушеневой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Андреевой Н.А. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг,
установил:
Андреева Н.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что более 10 лет отработала педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях Республики Коми, расположенных в сельской местности. С педагогической работы была уволена по сокращению штата работников в связи с ликвидацией образовательного учреждения, встала на учет в службу занятости населения и вышла на пенсию, являясь безработной. Действующим законодательством Российской Федерации, Республики Коми для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, установлены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Ответчиком ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» (далее ГУ РК «Центр СЗН Удорского района») в назначении указанных мер социальной поддержки ей отказано. Считая отказ необоснованным, истица просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг с 01.01.2011.
В судебном заседании Андреева Н.А. требования иска и доводы в его обоснование полностью поддержала.
Представители ответчика ГУ РК «Центр СЗН Удорского района» Митин А.А., Бушенева Н.П. иск не признали. Возражения относительно заявленных в иске требований мотивировали тем, что на момент выхода на пенсию Андреева Н.А. педагогическим работником не являлась, установленными для данной категории граждан мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не пользовалась.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного дела №, суд пришел к следующему.
Согласно письменным материалам дела, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.А. работала воспитателем, позднее заведующей детским садом № . С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – занимала должности воспитателя и директора школы – сада, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем МОУ «Начальная школа – детский сад» (). Уволена из муниципального образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников по основанию п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.А. состояла на учете в ГУ РК «Центр занятости населения в Удорском районе» в качестве безработной. Снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением трудовой пенсии по старости.
С ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела судом Андреева Н.А. проживает в квартире , является собственником данного жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, вывозу мусора.
В период осуществления педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, и после увольнения из МОУ «Начальная школа – детский сад» () Андреева Н.А. пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Данные обстоятельства подтверждены сведениями трудовой книжки истицы, материалами пенсионного дела, справками органов местного самоуправления, счетами по оплате коммунальных услуг, и не оспаривались представителями ответчика в письменных возражениях на иск и в судебном заседании.
С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг Андреева Н.А. обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ РК «Центр СЗН Удорского района» от ДД.ММ.ГГГГ в признании права на меры социальной поддержки, установленные для вышедших на пенсию педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, истице отказано. Основанием к отказу явился вывод ответчика о том, что при выходе на пенсию истица педагогической деятельностью не занималась, мерами социальной поддержки не пользовалась.
Согласно Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности воспитателя, заведующей детским садом (ясли-садом), учителя, директора школ всех наименований, относится к педагогической деятельности.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона.
Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 10.05.2011.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Новая редакция нормы закона исключила право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для тех педагогических работников, которые вышли на пенсию после прекращения педагогической деятельности, в том числе с работы, не связанной с педагогической деятельностью, либо в статусе безработного.
Судом установлено, что истица имеет стаж педагогической деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, более 10 лет, проживает в поселке городского типа, вышла на пенсию по старости, являясь безработной, в период осуществления педагогической деятельности и после ее прекращения пользовалась мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
С учетом изменений в законодательстве Республики Коми, суд установил, что Андреева Н.А. имеет право на сохранение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с 1 января 2011 года по 9 мая 2011 года включительно. С 10.05.2011 сохранение за истицей права на указанные меры социальной поддержки законодательством Республики Коми не предусмотрено.
Ссылки истицы на действующие нормативные правовые акты бывшего СССР, сохраняющие право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за вышедшими на пенсию педагогическими работниками независимо от времени и оснований выхода на пенсию, а также выполняемой при выходе на пенсию работы или занимаемого социального статуса, суд находит несостоятельными.
Федеральным законом «Об образовании» полномочия по определению условий возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, переданы субъектам Российской Федерации.
На этом основании и в соответствии с положениями статьи 11 ГПК РФ, Закон Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ) имеет большую юридическую силу, чем действующие нормативные правовые акты бывшего СССР. В случае противоречий отдельных положений указанных нормативных правовых актов применению в разрешении рассматриваемого спора подлежат нормы Закона Республики Коми.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявленные в иске требования, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Андреевой Н.А. удовлетворить в части.
Признать за Андреевой Н.А. право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленные для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающих в поселках городского типа, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, с 01 января 2011 года до 09 мая 2011 включительно.
Требование иска Андреевой Н.А. в части сохранения права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с 10 мая 2011 года оставить без удовлетворения.
Составление мотивированного решения отложить до 14 час. 00 мин. 27 июня 2011 года.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Удорский районный суд.
Судья - Д.А. Фищев
Мотивированное решение составлено к 14 час. 00 мин. 27 июня 2011 года.
Судья - Д.А. Фищев