ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1810/2016 от 04.05.2016 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2-1810/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кушнаревой И.К. при секретаре Дугаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» к ФИО1 о взыскании средств безвозмездной субсидии,

установил:

Обращаясь в суд с иском, истец Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» (далее – ЦЗН) просил взыскать с ответчика ФИО1 безвозмездную субсидию, выделенную на организацию собственного дела в сумме ... руб.

Требования мотивированы тем, что на основании договора ... от ***, заключенного между сторонами, ФИО1 была выделена безвозмездная субсидия в сумме ... руб. на организацию самозанятости. В нарушение условий договора ответчик в срок, установленный п. 2.1.4. договора, не предоставила документы, подтверждающие целевое использование субсидии в соответствии с технико-экономическим обоснованием, в связи с чем, в соответствии с п. 3.1 договора ответчик обязана возвратить сумму финансовой помощи.

Представитель истца ЦЗН по доверенности ФИО2 в суде исковые требования поддержал, просил удовлетворить, суду пояснил, что ответчиком представлены товарные чеки, подтверждающие ее расходы в неполном размере и не отвечающие требованиям, установленным для такого вида платежных документов, и целям на которые денежные средства выделены.

Ответчик ФИО1 иск не признала, суду пояснила, что на выделенную субсидию приобрела оборудование для осуществления печати текстов, светокопирования и изготовления копий, однако, полагая, что данная деятельность не будет приносить дохода, на оставшуюся сумму приобрела фотоаппарат и технические средства для изготовления фотографий. Также приобрела настольную лампу, которая необходима для дополнительного освещения. В основном при приобретении товаров ей выдавались товарные чеки, поскольку многие предприниматели не применяют кассовые аппараты для расчетов с населением. Платежные документы она предоставила специалисту ЦЗН, которая отказала в их принятии в связи с отсутствием кассовых чеков. С заявлением о внесении изменений в технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта она не обращалась, так как ни при заключении договора, ни в дальнейшем, ей не разъяснили о такой возможности.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в РФ» полномочия Российской Федерации по разработке и реализации мер активной политики занятости населения, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из ст. 7.1-1 Закона, п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (далее – Правила) следует, что средства на мероприятия, направленные снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, предоставляются уполномоченным органам на условиях софинансирования из средств федерального и регионального бюджетов региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации

Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что при нецелевом расходовании средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, указанные средства подлежат взысканию в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.05.2011 N 223 утверждена Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия на 2011 год, которая включает в себя содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, является расходным обязательством Республики Бурятия и осуществляется в пределах субсидий, перечисляемых из федерального бюджета, и средств республиканского бюджета.

На момент предоставления ответчику субсидии условия предоставления безвозмездной субсидии на организацию собственного дела в 2011 г. были определены Постановлением Правительства РБ от 09.03.2011 г. N 97 "Об утверждении Порядка и Условий предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета в 2011 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия" (далее – Порядок).

В соответствии с ч. 2 раздела VIII Порядка с гражданином, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, при условии положительного решения экспертной комиссии центр занятости заключает договор, в соответствии с которым гражданин обязуется организовать собственное дело.

В договоре предусматриваются, в том числе обязанность гражданина по представлению в Центр занятости документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, осуществленных в соответствии с технико-экономическим обоснованием (п. 2.4).

В рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия, из средств федерального и республиканского бюджетов выделяются безвозмездные субсидии на организацию собственного дела гражданам, стоящим на учете в качестве безработных в ГУ ЦЗН.

Согласно п. 2.6 названного раздела Порядка безвозмездная субсидия выдается в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, установленного Постановлением Правительства РФ, на организацию собственного дела без учета районного коэффициента путем безналичного перечисления на его счет, открытый безработным гражданином в кредитной организации, или на счет, открытый в кредитной организации для осуществления предпринимательской деятельности, на основании приказа центра занятости после предоставления свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункты 2.6, 2.8, 2.9).

Ответственность за нецелевое использование финансовых средств, выделенных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, несет гражданин, получивший указанные финансовые средства, в соответствии с действующим законодательством (п. 3.1).

В случае нецелевого использования бюджетных средств и (или) нарушения условий договора, заключенного с центром занятости населения, гражданин обязан вернуть все полученные бюджетные средства в виде субсидии (п. 3.2.).

Нецелевым использованием бюджетных средств является их расход на цели, не соответствующие виду деятельности, предусмотренному в технико-экономическом обосновании (абз. 2 п. 3.2.).

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в ЦЗН в качестве безработной на основании приказа от *** г. № ....

В ЦЗН ею предоставлено технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по организации собственного дела по предоставлению информационных услуг, в соответствии с которым она за счет средств безвозмездной субсидии обязалась приобрести: МФУ с непрерывной подачей чернил, принтер струйный с цветной печатью, ноутбук, стол, стул.

*** между сторонами заключен договор ... о предоставлении субсидии на содействие самозанятости безработных граждан, согласно которому ответчик обязалась организовать собственную предпринимательскую деятельность, а Центр занятости предоставить ей за счет средств республиканского бюджета финансовую помощь. Также ответчик обязалась осуществлять предпринимательскую деятельность по предоставлению информационных услуг не менее 12 месяцев (п.п. 2.1.5), обеспечить целевое использование субсидий, не позднее 1 месяца со дня получения субсидии предоставить в ЦЗН документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, осуществленных в соответствии с технико-экономическим обоснованием (п. 2.1.4).

Приказом ЦЗН от ***... ответчику выделена финансовая помощь в сумме ... руб.

Факт получения указанных денежных средств *** г. ответчиком не оспаривался.

Согласно п. 3.1 Договора, в случае неиспользования (неполного использования) субсидий, а также в случае невыполнения обстоятельств, предусмотренных договором, гражданин обязан возвратить сумму финансовой помощи в ЦЗН.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с законом, иными нормативно-правовыми актами и условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Судом установлено, что ответчицей в нарушение п. 2.1.4, п. 2.1.5 договора не представлены в Центр занятости документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, осуществленных в соответствии с технико-экономическим обоснованием, на организацию и осуществление предпринимательской деятельности.

Довод ответчика о предоставлении платежных документов не подтверждается материалами дела.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа, порядковый номер документа, дату его выдачи, наименование для организации (ФИО для ИП), ИНН, присвоенный организации (ИП), выдавшему документ, наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), сумму оплаты товара, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты в рублях, должность и ФИО лица, выдавшего документ.

Товарные чеки на приобретение: МФУ от *** на сумму ... руб., стола от ***, карты памяти от *** на сумму ... руб., светильника и лампы от *** на сумму ... руб., вилки и провода от *** на сумму ... руб., штатива от *** на сумму ... руб., цифрового фотоаппарата на сумму ... руб., бампера от *** на сумму ... руб., ножки пластиковой, трубы и соединителей труб от *** на сумму ... руб., трубы, соединителя труб углового и фланца от *** на сумму ... руб. не соответствуют Федерального закона от *** № 54-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от *** N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также, не содержат сведений о покупателе товара.

Кроме того, приобретение светильника, лампы, вилки, провода, штатива, цифрового фотоаппарата, бампера (для фотоаппарата), ножки пластиковой, труб, соединителей труб, фланца, бумаги не предусмотрено технико-экономическим обоснованием.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 38 БК РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со ст. 289 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Доказательств предоставления надлежаще платежных документов истцу ответчиком в установленный договором срок суду также не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет в сумме ... руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Улан-Удэ» безвозмездную субсидию, предоставленную по договору об оказании содействия самозанятости безработного гражданина № ... от *** года в размере ... руб.

Взыскать ФИО1 государственную пошлину в пользу бюджет муниципального образования г. Улан-Удэ в размере ... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09.05.2016 г.

Судья: И.К. Кушнарева