ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1811/2016 от 12.07.2016 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Голенковой Н.П.,

с участием помощника Лиховского транспортного прокурора – Василенко А.В.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» - ФИО1., действующий на основании доверенности,

при секретаре Гаврищук А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения в содержании железнодорожных переездов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения в содержании железнодорожных переездов, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта и реализации государственных программ, направленных на развитие транспортной инфраструктуры в этой сфере. Проверены железнодорожные переезды, расположенные в пределах ФИО2 дистанции сигнализации, централизации и блокировки - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Лиховская дистанция сигнализации, централизации и блокировки осуществляет эксплуатацию устройств переездной сигнализации, автоматических шлагбаумов, аппаратуры управления и контроля устройств заграждения железнодорожных переездов. Обеспечение электроснабжения проверенных в рамках настоящей проверки железнодорожных переездов осуществляет Лиховская дистанция электроснабжения - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Все проверенные железнодорожные переезды обслуживаются ФИО2 дистанцией сигнализации, централизации и блокировки, а также ФИО2 дистанцией электроснабжения. Непосредственно путевое хозяйство железнодорожных переездов обслуживается дистанциями пути, которые также структурно входят в состав Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». В пределах ФИО2 дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а также ФИО2 дистанции электроснабжения, границы которых совпадают, находятся две дистанции пути - Миллеровская и Лиховская дистанции пути, которые являются структурными подразделениями Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Устройства сигнализации железнодорожных переездов входят в систему сигнализации централизации и блокировки и должны иметь не менее чем два независимых источника электроэнергии. В соответствии с требованиями пункта 23 Приложения № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ исправное содержание и работа переездной сигнализации железнодорожных переездов обеспечивается владельцем инфраструктуры. Отсутствие второго независимого источника электроснабжения сигнализации железнодорожных переездов является нарушением пункта 1 Приложения № 4 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и создает угрозу безопасности движения поездов. Данный довод полностью подтверждается ответом Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой охвачены следующие железнодорожные переезды: <адрес> Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что перечисленные железнодорожные переезды не имеют второго независимого источника электроснабжения. При этом, при наличии второго источника электроснабжения переездов, реконструкция систем управления переездной сигнализацией не потребуется. Изложенные факты подтверждается ответами <данные изъяты>, <данные изъяты>, ФИО2 <данные изъяты> электроснабжения, <данные изъяты>, централизации и блокировки, актом проверки, объяснениями начальника ФИО2 дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Все перечисленные организации являются структурными подразделениями Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». В этой связи настоящий иск предъявлен к ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры. Местом нахождения большинства доказательств является г. Каменск- Шахтинский Ростовской области, где расположена Лиховская дистанция сигнализации, централизации и блокировки и Лиховская дистанция электроснабжения.

На основании изложенного, просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вторым независимым источником электроснабжения следующие железнодорожные переезды:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В судебном заседании помощник Лиховского транспортного прокурора – Василенко А.В. поддержал заявленные исковые требования прокурора в полном объеме, просил суд удовлетворить их, ссылаясь на то, что в развитие положений ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» Приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010г. № 286 утверждены правила технической эксплуатации железных дорог РФ, кроме того, в соответствии с требованиями п.1 Приложения № 4 «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» устройства технологического электроснабжения должны обеспечивать надежное электроснабжение устройств сигнализации, централизации и блокировки не менее чем от двух независимых источников электроэнергии.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил суд отказать в иске, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что на данных переездах установлен аккумуляторный резерв с длительностью непрерывной работы не менее 8 часов. В связи с тем, что имеется резервный источник электроснабжения на переездах, нет необходимости оборудовать вторым независимым источником электроснабжения спорные железнодорожные переезды.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения в содержании железнодорожных переездов, следует отказать по следующим основаниям.

Согласно требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 20 вышеуказанного закона участники перевозочного процесса обязаны соблюдать требования безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с п.47 Приказа №237 от 31.07.2015г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», электроснабжение устройств переездной сигнализации должно обеспечиваться по первой категории надежности электроснабжения от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. При наличии одного источника энергоснабжения на железнодорожных переездах предусматривается аккумуляторный резерв для питания переездных и заградительных светофоров в случае отсутствия основного (резервного) электроснабжения. Перерыв в электроснабжении (при нарушении электроснабжения от одного из источников питания) допускается лишь на время автоматического восстановления питания. При этом на перегонах для устройств автоматической светофорной сигнализации на участках, оборудованных автоматической блокировкой с централизованным расположением аппаратуры, а также на участках с автоматической и полуавтоматической блокировкой с рельсовыми цепями постоянного тока, должен предусматриваться аккумуляторный резерв с длительностью непрерывной работы не менее восьми часов при условии, что электропитание не отключалось в предыдущие 36 часов.

Из материалов дела следует, что по поручению Южной транспортной прокуратуры ФИО2 транспортной прокуратурой проведена проверка в части соблюдения законодательства в содержании железнодорожных переездов на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры.

При проведении проверки ФИО2 транспортной прокуратурой выявлены нарушения указанного законодательства.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», как стратегически важной отрасли. Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами.

Правительством Российской Федерации определены приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли, а также утверждена инвестиционная программа Компании на 2015 - 2017 годы.

В частности, инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2015 - 2017годы направлена на реализацию таких проектов как: развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, обновление парка подвижного состава, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса.

Также инвестиционная программа включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение техногенного воздействия на окружающую среду, выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути, устройство ограждений вдоль железнодорожного полотна для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов и т.д.

Действующим законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением технических норм возложен на Желдорнадзор.

В соответствии со статьей 20 УЖТ России государственный контроль (надзор) на железнодорожном транспорте осуществляется специальной службой федерального органа исполнительной власти по надзору в области железнодорожного транспорта.

Желдорнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере железнодорожного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Прокурор такими полномочиями не наделен.

Кроме того, судом установлено и следует из предоставленного ответчиком письма Центральной дирекции инфраструктуры службы электрификации и электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что железнодорожные переезды: <данные изъяты> не оборудованы вторым независимым источником питания. В соответствии с п. 47 Приказа №237 от 31.07.2015г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», требования прокурора по оборудованию данных переездов вторым независимым источником питания – нецелесообразны.

Установлено и следует из представленных суду паспортов железнодорожных переездов, что они имеют резервный источник электроснабжения, в связи с чем, суд полагает, в соответствии с п. 47 Приказа №237 от 31.07.2015г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», который гласит о том, что при наличии одного источника энергоснабжения на железнодорожных переездах предусматривается аккумуляторный резерв для питания переездных и заградительных светофоров в случае отсутствия основного (резервного) электроснабжения, соответственно, нет необходимости в оборудовании вторым независимым источником электроснабжения данных переездов.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения в содержании железнодорожных переездов, следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения в содержании железнодорожных переездов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

Судья: