Дело № 2-1813 (2019) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июня 2019 года г. Омск Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Савченко С.Х. при секретаре Веселом Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску ФИО1, Папанова Марка Леонидовича к ООО «УК «Рутас» о защите прав потребителей, установил: ФИО1, ФИО2 обратились с названным иском к ООО «УК «Рутас» о защите прав потребителей, в ходе рассмотрения дела уточнив исковые требования, в обосновании заявленных требований указали, что являются собственниками жилых помещений в МКД № адрес. ООО «УК «Рутас», в соответствии с договором управления от 01.08.2015, является управляющей организацией данного МКД. 11.12.2018 в соответствии с п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ истцы обратились через сайт ГИС ЖКХ в ООО «УК «Рутас» с требованием предоставить реестр собственников. Поскольку реестр собственников получен не был, 21.12.2018 через указанный сайт ответчику была направлена претензия. 24.01.2019 руководителю Государственной жилищной инспекции по Омской области передана жалоба в отношении ООО «УК «Рутас» на нарушения п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, п. 7 ст. 156 ЖК РФ с указанием на тот факт, что представленный ответчиком реестр собственников не соответствует фактическим сведениям МКД. 04.02.2019 в составе инициативной группы «Совет МКД №16» истцы, как потребители жилищных услуг, запросили у ООО «УК «Рутас» через сайт ГИС ЖКХ информацию по оказанным жилищным услугам, однако, требования остались без удовлетворения. Просят обязать ООО «УК «Рутас»: - предоставить истцам реестр собственников, который содержит: сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме); полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо; сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, актуальный на дату предоставления; - акты проверки вентиляционных шахт МКД №адрес за период с 01.08.2015 по 31.04.2019; копию договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, имеющей право проводить проверку вентиляции многоквартирного дома; действующий на 01.04.2019 договор на вывоз ТБО и КГМ; акты сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества МКД №адрес за период с 01.08.2015 по 31.04.2019; отчет о расходовании денежных средств МКД №адрес за 2015, 2016, 2017, 2018 г.г.; акты выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ №761/пр от 26.10.2015, за период с 26.10.2015 по 01.05.2019; - взыскать с ООО «УК «Рутас» как исполнителя жилищных услуг: неустойку за невыполнение требований потребителя (ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей"), а именно не предоставление реестра собственников, соответствующего требованиям п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ: в пользу ФИО1 472 руб. 82 коп., в пользу ФИО2 344 руб., 97 коп.; компенсацию морального вреда в пользу ФИО1 3 000 руб., в пользу ФИО2 3 000 руб.; штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. В судебном заседании истец ФИО1 уточненные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что на её электронную почту в конце февраля 2019 года от ответчика был направлен реестр собственников МКД, однако, полает, представленные ответчиком сведения не соответствуют действительным данным. Истец ФИО2 в судебном заседании уточненные требования поддержал. Представитель истца ФИО2, ФИО3, допущенная к участию в деле по устному ходатайству, поддержала позицию ФИО2 Представители по доверенности ООО «УК «Рутас» ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 33, 87-91). Дополнительно пояснили, что во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции Омской области направленный на электронную почту истца реестр собственников составлен по состоянию на 22.02.2019 года по данным Росреестра. Производить сверку фактически проживающих собственников с зарегистрированными, не входит в полномочия управляющей компании. Ответы на обращения истца были направлены позже из-за сбоя программы ГИС ЖКХ. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом, который может быть избран собственниками. В силу положений ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 названной статьи. Согласно положениям части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией) выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Частью 9 указанной статьи установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Согласно п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО2 являются собственниками жилых помещений в МКД № адрес ООО «УК «Рутас» в соответствии с договором управления от 01.08.2015 является управляющей организацией данного МКД (л.д. 114-128). 11.12.2018 в соответствии с п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ истец ФИО1 обратилась через сайт ГИС ЖКХ в ООО «УК «Рутас» с требованием предоставить реестр собственников (л.д. 14). Поскольку реестр собственников получен не был, 21.12.2018 через указанный сайт ответчику была направлена претензия (л.д. 11). 24.01.2019 руководителю Государственной жилищной инспекции по Омской области передана жалоба в отношении ООО «УК «Рутас» на нарушения п. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, п. 7 ст. 156 ЖК РФ с указанием на тот факт, что представленный ответчиком реестр собственников не соответствует фактическим сведениям МКД (л.д. 7). В ходе проведения Госжилинспекцией Омской области проверки, установлено, что на обращение №55-2018-2987 от 11.12.2018 ООО «УК «Рутас» не предоставило ответ ФИО1 (л.д. 50). Как установлено в судебном заседании, ФИО1 ответчиком на электронную почту был направлен реестр собственников МКД, составленный по состоянию на 22.02.2019 года, сверенный с данными Росреестра (л.д. 95). Из представленных материалов следует, что ФИО1 направлен реестр собственников помещений по адресу: адрес с указанием сведений, предусмотренных ст.3.1 ст. 45 ЖК РФ. Таким образом, требования истца об обязании ответчика предоставить реестр собственников, являются несостоятельными, поскольку в судебном заседании установлено, не оспаривалось истцом, что ФИО1 данные сведения были предоставлены. Довод ФИО1 о не достоверности сведений о собственниках МКД судом не принят во внимание, поскольку сверка фактически проживающих собственников с зарегистрированными, не входит в полномочия управляющей компании. Таким образом, суд находит обоснованными доводы ФИО1 о нарушении ответчиком сроков предоставления запрашиваемой информации (реестра собственников МКД), что повлекло нарушение прав истца ФИО1 на получение информации, как потребителя. Ответчиком, в свою очередь, не представлено доказательств отсутствия его вины в нарушении прав ФИО1 Довод ответчика о том, что ответ ФИО1 не был предоставлен истцу ранее из-за сбоя программы ГИС ЖКХ, не принят судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не снимают с ответчика ответственности за не предоставление информации потребителю в установленные сроки.В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Суд считает, что сумма в размере 2 000 руб. в счет возмещения морального вреда истцу ФИО1 является достаточной, исходя из обстоятельств данного гражданского дела. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» ввиду удовлетворения судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ООО «УК «Рутас» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно 1 000 руб. Относительно разрешения исковых требований истца о взыскании с ответчика неустойки в порядке п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей, суд признает данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку не предоставление информации потребителю в разумные сроки не является тем недостатком работы (услуги), за нарушение сроков выполнения которой может быть взыскана неустойка на основании ст. 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат, поскольку ФИО2 с требованиями о предоставлении запрашиваемых документов к ответчику не обращался, в связи с чем, констатировать нарушение прав истца ФИО2 со стороны управляющей компании не представляется возможным, учитывая, что защите подлежит нарушенное право (статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Касательно требований ФИО1 об обязании ответчика предоставить иные документы (акты проверки вентиляционных шахт МКД №16 по ул. 22 Апреля за период с 01.08.2015 по 31.04.2019; копию договора, заключенного со специализированной лицензированной подрядной организацией, имеющей право проводить проверку вентиляции многоквартирного дома; действующий на 01.04.2019 договор на вывоз ТБО и КГМ; акты сезонных, текущих и внеочередных осмотров общего имущества МКД №адрес за период с 01.08.2015 по 31.04.2019; отчет о расходовании денежных средств МКД №адрес за 2015, 2016, 2017, 2018 г.г.; акты выполненных работ на доме по форме, утвержденной приказом Минстроя ЖКХ №761/пр от 26.10.2015, за период с 26.10.2015 по 01.05.2019), суд отмечает следующее. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт). Стандарт в качестве нормативного акта применяется с 09.10.2010. В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Согласно пункту 3 Стандарта Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества; в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов); е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор); з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год; к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций. Информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив (пункт 3(1)). В соответствии с пунктом 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; В случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что законом на ответчика обязанность по предоставлению информации возложена лишь в вышеуказанном объеме (пункт 3 Стандарта). При этом действующим законодательством установлена обязанность управляющей организации только по предоставлению соответствующей информации, направление каких-либо документов или их копий в адрес заявителей законом не предусмотрено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку ответчик обязан размещать на официальном сайте информацию в объеме, предусмотренном Стандартом, доказательств не исполнения ответчиком данной обязанности суду не предоставлено, действующим законодательством установлена обязанность управляющей организации только по предоставлению соответствующей информации, направление каких-либо документов или их копий в адрес заявителей законом не предусмотрено, суд приходит к выводу о том, что доводы истцов о нарушении прав потребителя со стороны ответчика по причине не предоставления информации и копий документов, указанных в п. 2 просительной части иска, несостоятельны, и отказывает в удовлетворении исковых требований в этой части. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а именно с ООО «УК «Рутас» подлежит к взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, исходя из размера удовлетворенных требований имущественного характера, подлежащих оценке и не подлежащих оценке, всего в размере 300 руб. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Взыскать с ООО «Управляющая компания «Рутас» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 2 000 рублей, штраф 1 000 рублей. Взыскать с ООО «Управляющая компания «Рутас» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей. В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Омска в течение месяца с момента составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 24 июня 2019 года. Судья С.Х. Савченко. |