ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1813 от 23.11.2010 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года

Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.

при секретаре Анохиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1813/10 по иску Дубининой О.Н. к Администрации Кулешовского сельского поселения РО, ГОУ СПО РО «Донской техникум управления и предпринимательства», ОАО «Азовский комбинат детского питания», Управление Росреестра по РО, Администрации РО, Министерству имущества и земельных отношений финансового оздоровления предприятий, организаций РО, 3-и лица Администрация Азовского района РО, Теруправление РО о признании незаконными решение, распоряжения, план приватизации считать недействительным, взыскании компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с данными исковыми требованиями ссылаясь на то, что в производстве Азовского городского суда РО находится гражданское дело по иску ГОУ НПО ПЛ № 101 к истице и членам ее семьи о выселении из общежития и ее встречному иску о признании зарегистрированного права собственности объекта недвижимости недействительным в части, признании зарегистрированного права оперативного управления объектом недвижимости недействительным полностью, об обязании к исполнению обязанности в натуре, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. 19 апреля 2010 года на запрос адвоката Азовского филиала РОКА Куц О.А. из Министерства имущественных, земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО были получены заверенные копиии следующих документов: решение № 9/966 от 29 октября 2003 года Комитета по управлению государственным имуществом, распоряжение № 1745 от 25 декабря 2007 года Министерства имущества и земельных отношений финансового оздоровления предприятий, организаций РО. Считает данные Решение и Распоряжение незаконными в части включения в реестр государственного имущества РО общежития, расположенного по адресу:  и закрепления данного объекта недвижимости на праве оперативного управления за ГОУ НПО ПЛ №101 РО по следующим основаниям. 29 октября 2003 года Решением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации РО ОАО «Азовский комбинат детского питания» передал с баланса, а ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей № 101» принял на баланс не вошедший в уставной капитал, находящийся в федеральной собственности объект недвижимости - помещения СПТУ, общей площадью 4861,0 кв.м. по адресу . Данным решением утвержден акт приема-передачи, согласно которого ОАО «АКДП» передало, а ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей № 101» приняло на баланс помещения СПТУ общей площадью 4861,00 кв.м. Пунктом 2 данного решением утвержден акт приема-передачи, согласно которого переданы основные средства, находящиеся в федеральной собственности недвижимое имущество, помещения СПТУ, общей площадью 4861,00 кв.м., в . Однако в Азовском городском суде РО ГОУ НПО ПЛ № 101 представляет оригинал решения № 9/966 от 29 октября 2003 года, где в акте приема-передачи отсутствуют сведения об общежитии площадью 2027 кв.м., расположенном по адресу . Распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 1565-р Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессионально-экономический лицей № 101», расположенный в  РО был передан в собственность Ростовской области. Постановлением Администрации РО № 48 от 11 февраля 2005 года в государственную собственность РО были переданы федеральные государственные учреждения образования вместе с имуществом, находящимся у них на балансе. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО № 1904 от 22 августа 2006 года внесено в реестр государственного имущества РО в качестве объекта учета имущество РО, находящееся в оперативном управлении у ГОУ НПО ПЛ № 101 РО. Указанному объекту присвоен регистрационный номер 01301092. Распоряжением МИЗО РО № 1745 от 25 декабря 2007 года в оперативное управление ГОУ НПО ПЛ № 101 уже передано имущество с указанием его общей площади 8344,2 кв.м., в том числе и общежития, расположенного по адресу: с. , тогда как с баланса АКДП был снят только объект недвижимости общей площадью 4861,0 кв.м., расположенный по адресу: . В приложении к данному распоряжению указан объект общежитие Литер «А», общей площадью 3591,9 кв.м. по адресу: . Включение объекта недвижимости общежития литер «А» общей площадью 3591,9 кв.м., расположенного по адресу: РО  в реестр государственного имущества и его закрепление на праве оперативного управления за ГОУ НПО ПЛ № 101 РО противоречит действующему законодательству РФ и лишает истицу права приватизировать занимаемые ею жилые помещения. К тому же в настоящее время ставиться вопрос о ее выселении из жилых помещений в общежитии, расположенном по адресу  РО, пер.Матросова,14. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 235 (с изменениями от 27 августа 1999 года) было утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. В соответствии с п.2 этого положения передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятия согласно п.1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». Пунктом 2 Постановления Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п.1 приложения 3 к этому законодательному акту весь жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности и подлежал передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находился. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности должен руководствоваться приложениями № 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года за № 3020-1. Согласно п.2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся должны быть переданы в муниципальную собственность. Кроме того, обязанность по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность основана на Постановлении Правительства РФ № 235 от 07 марта 1995 года. Согласно п.1 Положения, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, данное Положение распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и не приватизируемые предприятия. В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ № 235 от 07 марта 1995 года с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. Впоследствии, Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17 октября 2002 года было также указано всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с выше указанным Постановлением Правительства РФ №235. В связи с этим, истица просит суд признать незаконным решения № 9/966 от 29 октября 2003 года Комитета по управлению государственным имуществом Администрации РО, признать незаконным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО № 1904 от 22 августа 2006 года в части включения общежития, Литер «А», расположенного по адресу:  в реестр государственного имущества РО, признать незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области № 1745 от 25 декабря 2007 года в части закрепления за Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональным лицеем технологий и предпринимательства № 101 РО на праве оперативного управления объекта недвижимости - общежития литер «А», расположенного по адресу: , находящегося на балансе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея технологий и предпринимательства № 101 РО, являющегося государственной собственностью РО области, внесенного в реестр государственного имущества РО, указанное в приложении к настоящему распоряжению.

В последствии истица увеличила исковые требования и просила также взыскать компенсацию морального вреда и признать план приватизации государственного имущества, находящегося на балансе ТОО «Азовский комбинат детского питания» от 24 января 1997 года недействительным.

В судебном заседании представители истицы, действующие на основании доверенностей Ковалетов В.Ю., Куликовский А.А., Дубинин Ю.И. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, дав пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении и заявлении об увеличении исковых требований.

Представитель ответчика Минимущества РО Гамова Л.И., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, поскольку истицей не представлено доказательств нарушения ее прав и законных интересов приватизацией государственного предприятия Азовского комбината детского питания. В связи с этим требование о признании плана приватизации госимущества, находящегося на балансе ТОО «Азовский комбинат детского питания» является некорректным наряду с заявленными требованиями об оспаривании ненормативных актов, то есть распоряжений №9/966 от 29 октября 2003 года и №1904 от 22 августа 2006 года. Истцы являются лицами, не имеющим материально-правового интереса в признании сделки ничтожной. Кроме того, в связи с тем обстоятельством, что истица обратилась в суд с заявлением за пределами установленного законом трехлетнего срока исковой давности, Минимущество РО просит отказать в удовлетворении исковых требований и по этим основаниям.

Представитель ответчика Минимущества РО Кузьмин П.А., действующий на основании доверенности, также просил в иске отказать.

Представитель ответчика ГОУ СПО РО «Донской техникум управления и предпринимательства» Трушкова С.А. действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, просила в иске отказать.

Представитель ОАО «АКДП» Козлова С.Н., действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, просила в иске отказать, поскольку согласно абз. 2 п. 1 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 № 3020-1 и п.12 Приложения № 2 к этому же постановлению средне специальные и профессиональные учебные заведения относились к федеральной собственности, независимо от того на чьем балансе они находились. Для приведения Плана приватизации в соответствие с действующим законодательством, СПТУ-101 было исключено из «Перечня объектов (имущества), передаваемых в муниципальную собственность, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235». Решением КУГИ РО от 29.10.2003 № 9/966 помещения СПТУ надлежало передать с баланса ОАО «АКДП» на баланс ГОУ НПО «ПЭЛ № 101». Относительно уточнения исковых требований ОАО «Азовский комбинат детского питания» пояснило, что истицей пропущен срок исковой давности.

Представитель 3-го лица Теруправление РО Третьякова Т.Г. действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, просила в иске отказать.

Администрации Кулешовского сельского поселения РО, Управление Росреестра по РО, Администрации РО, Администрация Азовского района РО извещены надлежащим образом, представителей не направили, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Здание общежития по адресу  в соответствии с Постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» на момент разграничения собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность являлось объектом федеральной собственности, из владения Российской Федерации до передачи его в собственность субъекта не выбывало, с момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени находятся во владении ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей №101» (ранее-СПТУ).

Спорное имущество, закрепленное за ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей №101» на праве оперативного управления, использовалось им для осуществления уставной деятельности.

В оперативное управление ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей №101» передача спорного имущества осуществлена органом государственной власти – Комитетом по управлению государственным имуществом Ростовской области (далее – КУГИ РО), в компетенцию которого входило распоряжение объектами государственной собственности - как федеральной, так и областной собственностью.

Руководствуясь Положением о Комитете, в соответствии с обращениями ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей №101» и ОАО «Азовский комбинат детского питания», а также с учетом мнения общего и среднего специального образования Ростовской области, решением №9/966 от 29 октября 2003 года КУГИ РО передал с баланса ОАО «АКДП» на баланс Лицея не вошедшие в уставный капитал, находящиеся в областной собственности помещения СПТУ.

Таким образом, спорное имущество не выбывало из фактического владения Лицея.

Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением N 3020-1.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению N 3020-1.

Пункт 13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" гласит, что государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления, или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Суду для обозрения было представлено приватизационное дело ТОО Азовского комбината детского питания, из пункта 8 плана приватизации которого, утвержденного Комитетом по управлению государственным имуществом Ростовской области 24.01.1997, и акта оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.01.1994 следует, что среди объектов социально-бытового назначения, не подлежащих приватизации значится здание СПТУ. СПТУ рассматривается по проектно-технической документации как имущественный комплекс, в который входили кроме общежития, учебный корпус, общественно-бытовой корпус, учебно-производственные мастерские, а также здание общежития. Финансирование строительства СПТУ производилось из федерального бюджета и было введено в эксплуатацию в 1987 году.

Данный факт также подтверждается также письмом ОАО «АКДП» №183 от 21.04.2010, в котором сказано о том, что вышеназванное здание общежития не было приватизировано и согласно решению КУГИ РО №9/966 от 29.10.2003 передано с баланса ОАО «АКДП» на баланс ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей №101».

Таким образом, факт включения в план приватизации предприятия здания общежития материалами дела не подтвержден.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, которым утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, носит рекомендательный характер (п.5).

При этом решением о передаче указанных объектов является утвержденный план приватизации или изменение, внесенное в план приватизации, если объекты находятся в ведении приватизируемых предприятий.

Доводы представителей истицы о том, что в соответствии с постановлением Главы администрации Азовского района №565 от 18.07.1995 «О передаче жилищного фонда ТОО «АКДП» в муниципальную собственность» общежитие, по  было передано в муниципальную собственность не подтверждается материалами дела.

Так, Администрация Азовского района письмом от 25.06.2010 сообщает, что передача жилого фонда ТОО «АКДП» не производилась, а разрешалась передача ведомственного жилищного фонда общей площадью 140476,3 кв.м в муниципальную собственность.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 №1565 ГОУ НПО ПЛТП №101 вместе с имуществом передано в государственную собственность Ростовской области.

Согласно распоряжению минимущества РО от 22.08.2006 имущество, находящееся в оперативном управлении указанного училища, внесено в реестр государственного имущества Ростовской области в качестве объекта учета №01301092.

Оценив все обстоятельства дела, суд сделал вывод о том, что документы, подтверждающие передачу спорного объекта из федеральной собственности в муниципальную собственность не оформлялись, следовательно, отсутствовали правовые основания для внесения спорного имущества в реестр муниципальной собственности. Данный вывод подтверждается также справкой муниципального образования о том, что в реестре муниципальной собственности, здание, расположенное в , не значится.

Наличие в одном из представленных копий акта приемки-передачи от 5.07.2003 между ОАО «АКДП» и ГОУ НПО «Профессионально-экономический лицей №101», утвержденного заместителем председателя КУГИ РО Кужаровой А.И., адреса объекта  не является существенным, поскольку указанный акт не затрагивает интересы истца, проживающих в общежитии без законных оснований и составлен в отношении передачи имущества одного уровня собственности – федеральной.

Судом установлено, что указанное общежитие до настоящего времени используется в качестве такового и в нем проживают не только учащиеся, но и работники лицея, то есть имеет место специальное целевое использование жилого помещения.

То обстоятельство, что дом передан в оперативное управление раньше, чем зарегистрировано право собственности, правового значения для спора не имеет, поскольку установлено к какому уровню собственности относится спорное имущество.

Истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов приватизацией государственного предприятия Азовского комбината детского питания. В связи с этим требование о признании плана приватизации госимущества, находящегося на балансе ТОО «Азовский комбинат детского питания» наряду с заявленными требованиями об оспаривании ненормативных актов, то есть распоряжений №9/966 от 29 октября 2003 и №1904 от 22 августа 2006 не подлежит удовлетворению.

На требования о признании приватизации недействительной распространяются нормы ст.196 ГК РФ, устанавливающей сроки исковой давности 3 года. Как следует из имеющихся в деле письменных доказательств срок исковой давности истек в январе 2000 года. В соответствии со ст.256 ГПК РФ пропущен трехмесячный срок давности по признанию незаконным решения № 9/966 от 29 октября 2003 года Комитета по управлению государственным имуществом Администрации РО и признанию незаконным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО № 1904 от 22 августа 2006 года. В связи с чем, пропуск установленных законодательством сроков на обращение в суд, также является самостоятельным отказом в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 12,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Дубининой О.Н. о признании незаконным решения № 9/966 от 29 октября 2003 года Комитета по управлению государственным имуществом Администрации РО, признании незаконным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций РО № 1904 от 22 августа 2006 года в части включения общежития, Литер «А», расположенного по адресу:  в реестр государственного имущества РО, признании незаконным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области № 1745 от 25 декабря 2007 года в части закрепления за Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования профессиональным лицеем технологий и предпринимательства № 101 РО на праве оперативного управления объекта недвижимости - общежития литер «А», расположенного по адресу: , находящегося на балансе государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального лицея технологий и предпринимательства № 101 РО, являющегося государственной собственностью РО, внесенного в реестр государственного имущества РО, указанное в приложении к настоящему распоряжению, признании Плана приватизации государственного имущества, находящегося на балансе ТОО «Азовский комбинат детского питания» от 24 января 1997 года недействительным и компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи кассационной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2010 года.

СУДЬЯ: