Дело№2-1813\2016 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. 2 июня 2016 года. Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А. при секретаре Карасевой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов госграницы» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства на многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации У С Т А Н О В И Л: Орский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации», обратился в суд с иском к ФГКУ "Росгранстрой", Федеральному агенству по обустройству государственной границы РФ о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства на многостороннем пункте пропуска «Орск» путем его оборудования системой телевизионного наблюдения, позволяющей пограничным органам с помощью электронных технических устройств осуществлять визульный контроль по периметру пункта, на местах въезда (выезда) в пункт пропуска, на месте проведения досмотра транспортных средств: оснастить системой электронного учета автотранспортных средств, которая должна обеспечивать считывание государственных регистрационных номеров, сохранение, ведение базы данных государственных регистрационных знаков автотранспортных средств; оборудовать периметровое ограждение и ворота пункта пропуска средствами обнаружения охранной сигнализации, системой принудительной остановки транспортных средств. В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки исполнений ответчиком требований законодательства по оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в многостороннем автомобильном пункте пропуска «Орск» были выявлены нарушения данного законодательства, которые выразились в следующем: в пункте пропуска отсутствуют система телевизионного наблюдения по периметру пункта, на въезде и выезде в пункт пропуска, в местах проведения досмотра транспортных средств, система электронного учета автотранспортных средств, наличие которых предусмотрено Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, утвержденных в связи со вступлением в Таможенный союз решением Комиссии Таможенного Союза от 22 июня 2011 года N 688. Кроме того, системы принудительной остановки транспортных средств изготовлены кустарным способом и не позволяют остановить транспортное средство, их прочность и эффективность не рассчитывались и не проверялись. Периметровое ограждение и ворота МАПП «Орск» не оборудованы средствами обнаружения охранной сигнализации. Неисполнение ответчиком обязанностей по материально-техническому оснащению пункта пропуска и приведению его в соответствие с требованиями закона, нарушает интересы РФ, так как не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска. В последующем прокурор уточнил основания заявленных требований, указав, что техническое оснащение и оборудование МАПП «Орск» не соответствует Общим требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года N 930. В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора Тимшина Е. А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в соответствии с нормативно-правовыми актами, на которые ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, их действие распространяется на случаи открытия новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска. Переоснащение и переоборудование действующих пунктов пропуска осуществляется при их реконструкции, под которой понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта Пропуска. Указанный пункт пропуска был построен и введен в эксплуатацию в 1991-1995 годах, передан ответчику после 2009 года. С указанного времени реконструкция пункта пропуска не производилась, в связи с чем отсутствовали основания для его переоснащения или переоборудования. Представители ответчиков Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и Министерства транспорта РФ, представитель третьего лица Пограничного управления ФСБ России, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам: В соответствии с паспортом автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Орск», утвержденным совместным решением руководителя подразделения пограничного контроля и руководителя администрации пункта пропуска через государственную границу РФ (дата), по адресу российская Федерация. Оренбурская область 18 км от <...> находится автомобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Орск». Как следует из представленных ответчиком кадастровых паспортов строений и сооружений, расположенные на территории указанного пункта пропуска здания и сооружения, в том числе асфальтовое покрытие, ограждение, были введены в эксплуатацию в период с 1991 по 1995 годы. Согласно акта проверки от (дата). Орским транспортным прокурором (дата) проведена проверка исполнения федерального законодательства в многостороннем автомобильном пункте пропуска Орск. В акте отраженно, что в ходе данной проверки было установлено, что в пункте пропуска отсутствуют система электронного учета транспортных средств, система видеонаблюдения по периметру пункта, на местах въезда (выезда) и проведения досмотра транспортных средств, система охранной сигнализации, средства остановки транспортных средств на въезде (выезде) с пункта пропуска не позволяют остановить транспортное средство, что, по мнению прокурора, является нарушением Единых типовых требований к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, утвержденных в связи со вступлением в Таможенный союз решением Комиссии Союза от 22 июня 2011 года N 688. В акте не указано, каким образом прокуратурой производилась данная проверка, способы и средства установления отсутствия на пункте пропуска указанного выше оборудования. Акт содержит только выводы, которые были сделаны лицом, проводившим данную проверку, без отражения фактических обстоятельств, послукживщих основаниям для них. Под пунктом пропуска через государственную границу, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года N 47-30-1, понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных. Согласно ч.2 ст. 12 указанного Закона, открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу). Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"). Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7). Под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (пункт 29 Правил). В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома (пункт 31 Правил). Из материалов дела следует, что нормативный правовой акт о реконструкции пункта МАПП «Орск» в соответствующем порядке не принимался. В деле также отсутствуют доказательства того, что планируемое дооборудование пункта пропуска Орск возможно без проведения его реконструкции. Требования же о такой реконструкции прокурор не заявлял. Аналогичное положение, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска, получило закрепление и в Общих требованиях к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года N 930. При оборудовании техническими средствами пункта пропуска необходимо учитывать специализацию и классификацию пункта пропуска. его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны; требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств; место установки оборудования и технических средств; площадь территории (акватории) пункта пропуска и расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска; необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов и другие многочисленные факторы, необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические средства (п.6 Общих требований»). Следовательно, при предъявлении требований об установке указанного в иске оборудования прокурору надлежало представить доказательства соблюдения указанных выше условий, без учета которых установка данного оборудования является невозможной.. Роме того, пункт 17 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ФТС от 31.10.2008 N 1349, содержит требование об установке комплексной системы безопасности пункта пропуска - единой системы, включающей в себя следующие системы: автоматизированную систему охраны (подсистему охранной сигнализации, подсистему пожарной сигнализации, подсистему управления доступом, подсистему охранного теленаблюдения), систему оперативного теленаблюдения, систему распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, систему защиты информации. Суду не представлены доказательства соблюдения данных положений нормативных документов в случае удовлетворения требования прокурора. Без указания конкретного вида оборудования (его наименования, технических характеристик, возможной совместимости с уже имеющимся оборудованием, наличием технической возможности для его установки), подлежащего монтажу на МАПП «Орск» решение суда в случае удовлетворения требований не будет способствовать устранению нарушений интересов государства в целом. Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" осуществляет свою деятельность исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводятся на обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля. Иными источниками финансирования работ по реконструкции пунктов пропуска ответчики не располагают (Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734; Устав Федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", утвержденный приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 04.02.2009 N 6). Заявляя требования о возложении обязанности по техническому оснащению и установке в пункте пропуска Орск перечисленного в иске оборудования, прокурор в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) должен был представить доказательства невыполнения Федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации возложенных на них законом обязанностей, профинансированных в установленном порядке. Таких доказательств представлено не было. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 утвеждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", которая включает Подпрограмму "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", рассчитанную на период ее реализации с 2013 по 2018 года. Задачами подпрограммы являются совершенствование администрирования пунктов пропуска, совершенствование системы пунктов пропуска в зависимости от темпов социально-экономического развития РФ и потребностей экономики. Ожидаемым результатом выполнения основных мероприятий подпрограммы являются оптимизация количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на эксплуатацию и содержание пунктов пропуска; создание эффективной системы пропуска, отвечающей потребностям внешнеэкономической деятельности страны В качестве основных направлений реализации данной подпрограммы предусмотрено совершенствование системы пропуска путем закрытия неэффективных пунктов пропуска и установление пунктов пропуска, необходимых для роста международной торговли, туризма и развития приграничных территорий. Изложенное свидетельствует о том, что оборудование пункта пропуска системами телевизионного видеонаблюдения, электронного учета транспортных средств, средствами охранной сигнализации является реконструкцией пункта пропуска, процедура и порядок проведения которой регламентирован действующим законодательством. Возложение на ответчика обязанности по реконструкции пункта пропуска в нарушение установленного порядка ее проведения, без учета обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного пункта пропуска, его материального –технического оснащения не будет отвечать целям и задачам государственной программы, направленной на совершенствование системы пунктов пропуска в зависимости от темпов социально-экономического развития РФ и потребностей экономики, на оптимизацию количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; повышение эффективности использования средств федерального бюджета. Суд находит необоснованными требование об оборудовании МАПП «Орск» системой принудительной остановки транспортных средств, поскольку доказательств неэффективности имеющейся системы на момент проведения прокурорской проверки истцом не представлено. Содержащиеся в акте проверки сведения не позволяют сделать вывод о том, в силу каких обстоятельств помощник прокурора пришел к указанному в акте выводу, который является основанием фактически для замены имеющейся системы принудительной остановки транспортных средств. Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Орского транспортного прокурора полностью. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: М.А. Решетова. |