ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Радченко С.В.,
при секретаре Лучинкиной Ю.А.,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1813/17 по исковому заявлению ФИО3, к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование заявленных требований указал, что он является сиротов, его мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце – со слов матери. До сентября 2016 года он воспитывался в ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ», находился на полном государственном обеспечении. С 01.09.2016 года Он обучался в ГОУ СПО ТО «Тульский технико-экономический колледж им. Рогова» в г. Суворове. По месту регистрации ФИО3 в комнате 18,3 кв.м. по адресу: <адрес> проживает его родной брат ФИО2 в 2014 году установлен факт невозможности вселения в ранее занимаемое жилое помещение, так как учетная норма в Суворовском районе 10 кв.м., ФИО2 не является нанимателем или собственником жилого помещения. С 2014 года ФИО3 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Учитывая свой статус и нуждаемость в жилом помещении, в результате чего существенным образом нарушается гарантированное ему государством, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением, просит предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Тульской области.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя ответчика министерству труда и социальной защиты Тульской области в порядке заочного судопроизводства.
Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.
На основании ст. 233 ГПК РФ суд счел необходимым рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения истца ФИО3, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (часть 1 статьи 1, пункт 3 статьи 2).
Статья 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции Российской Федерации.
Закон Тульской области от 12.11.2007 № 902-ЗТО «О жилищном фонде» предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками на основании решения уполномоченного органа.
Из материалов дела усматривается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении №), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать – ФИО1. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти №), сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери.
Таким образом, ФИО3 остался без попечения родителей.
Распоряжением министерства труда и социальной защиты Тульской области № 19/238-р от 16.10.2014г. установлен факт невозможности проживания ФИО3, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, так как в соответствии с выпиской из домовой книги, выданной муниципальным казенным учреждением «Сервис» администрации муниципального образования Суворовский район от 06.10.2014г., по указанному адресу не регистрационном учете зачаться 2 человека, общая площадь жилого помещения по вышеуказанному адресу, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Суворовского района.
Из информационного письма министерства труда и социальной защиты Тульской области № 17-05-25-44/1596 от 08.11.2017 года следует, что ФИО3 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в составе семьи 1 человек, позиция в списке - №
Согласно справки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.08.2017г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО3 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, среди прочих, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени ФИО3 жильем не обеспечен, что не оспаривалось представителем ответчика.
Суд учитывает, что обязанность по защите жилищных прав детей-сирот и контролю за сохранностью их жилья возложена на органы опеки и попечительства.
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не относятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
В силу ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Тульской области от 12 ноября 2007 года № 902-ЗТО «О жилищном фонде» и Постановления Администрации Тульской области от 4 марта 2009 г. № 105 «Об органах исполнительной власти Тульской области, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области» обязанность по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на министерство труда и социальной защиты Тульской области.
Согласно п.4 Положения «О министерстве труда и социальной защиты Тульской области», утвержденного Постановлением Правительства Тульской области № 527 от 25.09.2012 года на министерство труда и социальной защиты Тульской области возложены функции, в том числе по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Тульской области.
Правила ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Это свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования ФИО3 к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199,235,237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО3 к министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить.
Обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения вне очереди.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский райсуд г. Тулы в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.В.Радченко