ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1813/2016 от 13.10.2016 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1813/2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2016 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Мустафиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Лысьва Пермского края о досрочном назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФ в г. Лысьва Пермского края от 21.06.2016 г. ФИО2 отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Считая данное решение незаконным, ФИО2 обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по включению периода его работы с 29.07.1982 г. по 03.06.1985 г., а также периода службы в армии с 20.04.1979 г. по 11.05.1982 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и назначении пенсии с даты обращения, т.е. с 20.04.2016 г.

В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал. Пояснил, что 20.04.2016 г. он, достигнув возраста 56 лет и имея необходимый общий трудовой стаж и специальный стаж по Списку № 1, обратился в УПФ по г. Лысьве с заявлением о назначении досрочной пенсии. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21.06.2016 г. в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. В соответствии с данным решением период его работы в должности паяльщика сборочного цеха Лысьвенского турбогенераторного завода с 29.07.1982 г. по 03.06.1985 г. был включен в стаж по Списку №1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, с применением Правил исчисления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, которыми возможность включения периода службы в армии не предусмотрена. Однако, считает данное решение незаконным, поскольку его работа в должности паяльщика подпадает под действие Списка № 1, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173. В связи с чем, в соответствии с действующими в указанный период Правилами исчисления стажа, его специальный стаж с учетом периода службы в армии составит более пяти лет, а соответственно на дату обращения в УПФ по г. Лысьве у него возникло право на назначение досрочной пенсии по старости. Просит возложить на ответчика обязанность по включению периода работы и периода службы в армии в его специальный стаж и назначить пению с даты обращения в УПФ по г. Лысьве.

Представитель ответчика ФИО8 исковые требования не признала. Пояснила, что 20.04.2016 г. истец обратился в УПФ РФ в г. Лысьве с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с тем, что его работа была связана с вредными условиями труда, что дает ему право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Однако решением комиссии от 21.06.2016 г. в назначении пенсии на льготных условиях ФИО2 было отказано, поскольку период его работы в соответствии с уточняющей справкой, представленной работодателем, подлежит включению в специальный стаж по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, Соответственно период службы в армии в соответствии с Правилами исчисления, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный стаж включению не подлежит. С учетом данных обстоятельств, на момент обращения в УПФ по г. Лысьве у истца отсутствовал требуемый стаж для назначения досрочной пенсии, в связи с чем, в назначении пении ему было отказано.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Согласно ч.2-4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как установлено в судебном заседании, 20.04.2016 года ФИО2 обратился в УПФ РФ г. Лысьва за назначением ему досрочно пенсии по старости на основании п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением комиссии УПФ по г.Лысьве от 21.06.2016 года (л.д.5-7), ФИО2 в назначении досрочной пенсии отказано, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом период работы истца с 29.07.1982 г. по 03.06.1985 г. был включен в специальный стаж в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Истец, обращаясь в суд с требованиями о назначении досрочной пенсии, ссылается на необходимость включения спорного периода работы, а также периода службы в армии, по Списку № 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, с применением Правил исчисления, действующими в указанный период.

Действительно, для определения права на страховую пенсию часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривают, возможность включать в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ застрахованного лица по его выбору периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно пункта 3 данного Постановления N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В соответствии с п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590 - при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Подпунктом "к" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР, в органах милиции, приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Данное Положение было принято в целях реализации Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", который фактически утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 постановлено не применять на территории РСФСР Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" в связи с введением в действие Закона РСФСР N 340-1 от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в РСФСР", который в силу ст. 130 Закона N 340-1 был введен в действие с 01.01.1992.

С учетом данных обстоятельств, Положение от 03.08.1972 N 590 прекратило свое действие с 01.01.1992.

Последующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан предусматривало включение периода службы в армии только в общий трудовой стаж.

Таким образом, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, предусматривало зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР (подп. "к" п. 109). При этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Так, Списком N 1 производств, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXIII позиция 12100000-16456 предусмотрены паяльщики и лудильщики горячим способом, занятые пайкой и лужением изделий припоями, содержащими свинец, а также припоями, содержащими вредные вещества 1-2 классов опасности или канцерогены. Более того, позицией 12100000-16462 Данного Списка также предусмотрена должность паяльщика по свинцу (свинцовопаяльщики).

В соответствии со Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в специальный стаж засчитываются работы по профессии паяльщика по свинцу (свинцовопаяльщика) (раздел XXI Общие профессии).

Таким образом, ранее действующим законодательством правом на досрочное назначение пенсии пользовались только рабочие по профессии – паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики), а Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в том числе была введена должность паяльщика и лудильщика горячим способом, занятым пайкой и лужением изделий припоями, содержащими свинец, а также припоями, содержащими вредные вещества 1-2 классов опасности или канцерогены.

Истец, заявляя требования о назначении пенсии, ссылается на факт выполнения им в спорный период должностных обязанностей, соответствующих характеристике работ по профессии – паяльщики по свинцу (свинцовопаяльщики), поскольку им осуществлялись работы по пайке припоями, содержащими свинец.

Однако, не всякое вредное воздействие профессиональных факторов работы на организм работника признается законодателем достаточным основанием для досрочного назначения трудовой пенсии. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать и устанавливает как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, учитывая специфику условий труда и профессии, степень неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм работника и другие обстоятельства, являющиеся необходимыми и достаточными для признания права на досрочное назначение пенсии на льготных основаниях.

Право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 предоставлено только лицам, работающим в особо вредных условиях, которые определил законодатель. Однако доказательств, подтверждающих постоянную занятость истца на работе паяльщика по свинцу, входящей в перечень должностей Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях (раздел XXI Общие профессии Списка № 1 от 22 августа 1956 года N 1173), суду не представлены.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как следует из уточняющей справки ООО «Электротяжмаш-Привод» (л.д. 10), ФИО2 в период с 29.07.1982 г. по 03.06.1985 г. 17.07.1991 г. работал в должности паяльщика сборочного цеха, занятого пайкой и лужением изделий припоями, содержащими свинец, а также припоями, содержащими вредные вещества 1,2 класса опасности или канцерогены, что подпадает под позицию 12100000-16456, раздела ХХIII Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Согласно личной карточке истца (л.д. 72), ФИО2 01.07.1982 г. был принят на работу в должности ученика паяльщика, с 29.07.1982 г. ему присвоен 2 разряд, с 04.11.1982 г. – 3 разряд, а с 12.09.1983 г. он работал в должности паяльщика 4 разряда.

Согласно характеристике работ паяльщика (л.д. 29), паяльщик осуществляет работы по пайке соединений статоров оловянисто-свинцовым припоем со спирто-канифольной смесью; пайке соединений обмоток статоров медно-фосфористым припоем; пайке соединений обмоток статоров серебряным припоем с флюсом, лужение деталей оловянисто-свинцовым припоем и изготовлению шин медных: резка, гибка, сверление.

В соответствии с параграфом 62-64 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Часть 2. Разделы: Механическая обработка металлов и других материалов, Металлопокрытия и окраска, Эмалирование, Слесарные и слесарно-сборочные работы, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 года N 45 паяльщик 2-4 разряда осуществляет пайку тугоплавкими, легкоплавкими и высокопрочными припоями жаропрочных сплавов и нержавеющих сталей, в том числе при нагреве в электрических печах с восстановительной атмосферой и точно регулируемой температурой. Пайка оловом, медью, серебром и другими припоями деталей и изделий из различных металлов и сплавов. Пайка алмазных сегментов и брусков к корпусам кругов и штрипсов на установках ТВЧ. Пайка в печах при нагреве деталей токами высокой частоты, электрической дугой и газовыми горелками. Пайка в соляных ваннах. Пайка сложных швов аппаратов, работающих под высоким давлением. Пайка труб в труднодоступных местах. Пайка ферритовых изделий на ультразвуковых установках. Пайка концентрированными источниками энергии на установках с кварцевыми лампами, электронно-лучевых, лазерных. Пайка погружением в расплавленный припой и волной припоя.

Согласно требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. Выпуск 3. Раздел: "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»" установлены тарифно-квалификационные требования к паяльщику по свинцу (свинцовопаяльщик), согласно которым паяльщики2-4 разряда по свинцу осуществляют работу по прямолинейной и фигурной рубке свинца по готовой разметке; отливке прутков, простых деталей: шашек, гнезд и пробок; правке листового свинца; раскатке листового свинца; пайке и лужению простых деталей; правке деформированных свинцовых труб; изготовлению змеевиков в два-три витка; изготовлению свинцовых противней.

Суд считает, что исходя из представленной работодателем характеристики работ паяльщика, следует, что выполняемые истцом в спорный период работы не соответствуют характеристике работ по должности паяльщика по свинцу (свинцовопаяльщика). Каких-либо иных доказательств, подтверждающие данные обстоятельства, истцом в силу ст. 56 ГПК РФ в ходе судебного заседания не представлено.

Более того, доводы истца о необходимости включения заявленного им периода работы по Списку № 1 от 1956 г., опровергаются также и представленными работодателем Списками профессий рабочих сборочного цеха ЛТГЗ, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение от 1980 г. и 1982 г. (л.д. 25-26), согласно которым пальщики правом на льготное пенсионное обеспечение не обладают.

Довод истца о том, что ему производилась доплата за неблагоприятные условия труда и предоставлялся дополнительный отпуск не может служить основанием для удовлетворения иска, так как данные обстоятельства не подтверждают тот факт, что он работал по профессии, предоставляющей право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 1 п. 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях».

Поскольку законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, учету в таком случае подлежат различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.

С учетом данных обстоятельств, волеизъявление истца об исчислении спорного периода работы на основании ранее действующего нормативного правового акта не соответствует интересам застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 400-ФЗ. Соответственно, оснований для его применения не имеется.

Таким образом, учитывая, что основания для включения периода работы истца с 01.07.1982 г. по 03.06.1985 г. по Списку № 1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, отсутствуют, также отсутствуют и основания для включения в специальный стаж истца периода службы в армии с 20.04.1979 г. по 11.05.1982 г., поскольку действующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан предусматривает включение периода службы в армии только в общий трудовой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку специальный стаж истицы на дату обращения к ответчику составляет менее 4 лет, его требования о назначении пенсии с даты обращения в УПФ по г. Лысьве удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, и назначении пенсии с даты обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве, ФИО2 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья: