ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1814/2014 от 08.07.2014 Советского районного суда г.Томска (Томская область)


 ...

РЕШЕНИЕ


  именем Российской Федерации

 08 июля 2014 года Советский районный суд г. Томска в составе:

 председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,

 при секретаре Кобеевой Р.Д.,

 с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, выступающего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

 представителя ответчика ОАО «Сбербанк России» - ФИО3, выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, в котором с учетом увеличения цены иска просил, взыскать с ответчика денежные средства в размере ... рубля ... копейки, неустойку в размере ... рубля ... копейки, компенсацию морального вреда в размере ... рублей и штраф в размере ...% от суммы присужденной судом в пользу потребителя.

 Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГмежду сторонами заключен договор № № о вкладе «...».

 С ДД.ММ.ГГГГи по данный момент на счете(вкладе) № нахо­дятся денежные средства в сумме ... рублей, которая образовалась следующим образом:

 - ... рублей ... копеек внесены ДД.ММ.ГГГГналичными денежными средствами ФИО1 при открытии счета №, что подтверждается приходным кассовым ордером N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копеек перечислены с карточного счета ФИО1 на счет №, через систему «...

 - ... рублей ... копеек перечислены с расчетного счета ... ФИО1 на счет №, что подтверждается платежным по­ручением N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копеек перечислены с расчетного счета ... ФИО1 на счет №, что подтверждается платежным по­ручением N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копеек перечислены с расчетного счета ... ФИО1 на счет №, что подтверждается платежным по­ручением N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копейка взысканы ...» с расчетного счета ... по заявлению ФИО1 о взыскании денежных средств по исполнительному документу N № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом ...» ИСХ.N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рубля ... копеек - капитализация денежных средств на вкладе.

 ДД.ММ.ГГГГистец обратился к ответчику с распоряжением о снятии со счета №и выдаче наличных денежных средств в размере ... рублей.

 Банк отказал ему в осуществлении операции в связи с тем, что распоряжение вызывает подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем/финансирование терроризма, о чем истцу ДД.ММ.ГГГГвыдано уведомление.

 Каких-либо дополнительных объяснений от сотрудников банка ФИО1 получить не удалось, дополнительных документов ответчик у него не запрашивал, как в момент совершения операции, так и до настоящего времени.

 ДД.ММ.ГГГГон обратился в Томское отделение № 8616 ОАО «Сбербанк России» с письменным требованием о снятии ограничений в течение трех дней по осуществлению приходных и расходных операций по данному счету. ДД.ММ.ГГГГон получил ответ, в котором его требование не удовлетворено.

 В связи с тем, что ограничил истца в возможности пользования денежными средствами, хранящиеся на его счете, и это ограничение не было ничем обусловлено, и до настоящего времени не доказана правомерность и обоснованность действий банка, считает, что действия ответчика в отказе проведения операций по счету нельзя признать законными.

 В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил.

 Представитель истца ФИО1 – ФИО2 настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

 Представитель ОАО «Сбербанк России» - ФИО3 исковые требования не признала, поскольку действия ОАО «Сбербанк России» по отказу истцу в выполнении банковской операции обусловлены рамками возложенных на него Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. №115-ФЗ публично-правовых обязательств по осуществлению внутреннего контроля за банковскими операциями, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания действий банка незаконными и удовлетворения исковых требований.

 В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие истца.

 Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

 В силу статьи 858 ГК РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

 В соответствии со ст. 3 Федерального законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

 Целью Федерального законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма (ст.1). Сфера применения данного Федерального закона - регулирование отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением таких операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов и финансированием терроризма (ч.1 ст.2).

 Согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

 Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

 Центральный банк РФ разработал Положение «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №375-П от 02.03.2012г., которое содержит основные требования разработки указанных правил.

 Как следует из п. 5.1 данного Положения, программа выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - программа выявления операций), должна содержать процедуры в отношении установленных Федеральным законом операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 В соответствии с п. 5.2 Положения в программу выявления операций включаются: перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению.

 Также, в соответствии с письмом ЦБ РФ от 26.12.2005г. №161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены следующие виды операций:

 - регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней (п. 2);

 - осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок (п. 5).

 В соответствии с п. 5.4.3 Правилами внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» отнесение операций и сделок к подлежащим контролю осуществляется в соответствии с «Методикой выявления в ОАО «Сбербанк России» операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма» № 2727 от 28.12.2012г. (далее - Методика №2727).

 В целях классификации операций (сделок) как подозрительных, Методика №2727 (глава 4 «Необычные операции (сделки). Классификация операций (сделок) как подозрительных»), рекомендует использовать следующую совокупность оценочных критериев деятельности и операций Клиента Банка, в том числе:

 - осуществление операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер);

 - систематическое снятие Клиентом со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств, не обусловленное характером деятельности Клиента, либо при отсутствии документов, подтверждающих расходование снятых наличных средств в целях, соответствующих характеру экономической деятельности Клиента.

 Методика выполнения распоряжения клиента о получении наличных денежных средств со счета (вклада), оплаты сберегательных сертификатов и отказа от заключения договора банковского счета (вклада) в случае наличия подозрений в совершении операций по «обналичиванию» денежных средств №3044 от 15.10.2013г устанавливает одним из признаков операций, которые необходимо учитывать при обращении клиента за совершением операций по получению наличных денежных средств, отказ клиента предоставить по запросу информацию об источнике происхождения денежных средств либо подтверждающие операцию документы (п. 2.1).

 Согласно Методики №3044, «обналичивание» - это снятие клиентом наличных денежных средств со счета (вклада) в кредитной организации, проводимое в рамках спланированных и совершаемых хозяйствующими субъектами действий с целью уклонения от уплаты налоговых, таможенных и иных обязательных платежей, а также в целях сокрытия денежных средств, полученных в результате совершения преступлений.

 В целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма могут осуществляться как отдельные сомнительные операции (сделки), так и связанные между собой группы операций и сделок, называемые схемами сомнительных операций.

 Пунктом 4.1.5 Методики №2727 утверждены «Признаки реализации сомнительных схем по «обналичиванию» крупных денежных средств» и предусмотрены следующие Сомнительные схемы по «обналичиванию» крупных денежных средств:

 Схема №3: В филиале Банка производится массовое открытие физическими лицами счетов (вкладов), в т.ч. пластиковых карт, на которые производится зачисление денежных средств в качестве материальной помощи, займа и т.п. от стороннего юридического лица в сумме менее .... рублей.

 Практически сразу же после зачисления денежные средства снимаются в наличной форме доверенными лицами, действующими по нотариально оформленной доверенности или по доверенности ..., либо самими Клиентами.

 Схема №5: Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.

 Положением ЦБ РФ №375-П предусмотрено, что решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию (п. 5.2).

 Как разъяснил в информационном письме от 31 марта 2010г. № 17 Центральный банк РФ, если кредитная организация выявила какую-либо сделку, соответствующую критериям необычных сделок, изложенным в правилах внутреннего контроля, и по результатам анализа представленных клиентом документов приняла решение об отнесении данной сделки к категории подозрительных, то вне зависимости от факта осуществления расчетной операции указанной сделки у нее возникает обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган в срок, установленный федеральным законом. При этом решение об отнесении той или иной сделки к категории подозрительных принимается кредитной организацией самостоятельно в каждом конкретном случае.

 Окончательное решение о классификации операции (сделки) как подлежащей обязательному контролю либо подозрительной и направлении сведений в Уполномоченный орган принимается Контролером /Уполномоченным сотрудником.

 Положениями ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.

 Банки являются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, и обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами, совершаемым их клиентами (ст.5, ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

 Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, п. 2.16.2 Правил внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» № 881-6-р от 22.04.2013, Методикой №2727 (глава 4) основаниями документального фиксирования информации являются:

 запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

 несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

 выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

 совершение операции, сделки Клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в Банк направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пп.5 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ;

 отказ Клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников Банка возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

 иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

   Согласно п.п. 2.16.3, 6.3 Правил внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» № 881-6-р от 22.04.2013, к документам, подтверждающим сведения, указанные в ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, и необходимым для документального фиксирования информации, относятся документы: договоры, расчетные (платежные) документы (на бумажном носителе или электронный платежный документ) и иные документы, представляемые Клиентом для открытия счета или в качестве основания совершения операции с денежными средствами, средствами на обезличенном металлическом счете или иным имуществом; документы, удостоверяющие личность физического лица, представляемые на основании требований законодательства Российской Федерации, соответствующих нормативных актов Банка России и внутренних регламентов Банка (п. 2.21.3).

 В соответствии с п. 5.3.3 Правил внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» при выявлении необычной операции с целью окончательного принятия решения о классификации операции (сделки) контролер имеет право обратиться к клиенту с целью получения дополнительных сведений и документов, разъясняющих экономический смысл операции (сделки).

 В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001, клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

 В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.

 Правилами внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» (п6.6) также предусмотрено, что Банк вправе отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на его счет, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с требованиями п. 11 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ;

 Правилами внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» (п2.15.2) предусмотрено право банка отказать клиенту в приеме распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), в случае осуществления систематически и/или

 В значительных объемах операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 Таким образом, из указанных требований закона четко следует, что при реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и, соответственно, является основанием для документального фиксирования информации, то банк запрашивает у клиента документы, выступающие формальным основанием для совершения такой операции по счету, а также иную необходимую информацию, позволяющую банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.

 Установление в ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ прав и обязанностей организаций, осуществляющих контролируемые операции, в том числе право отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, само по себе не направлено на ограничение прав и свобод человека и гражданина. Указанные законоположения, предназначенные для реализации целей Федерального закона №115-ФЗ, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы истца (определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012г. №484-О-О).

 Таким образом, требование банка о предоставлении документов при реализации внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, законно и обоснованно.

 В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ кредитные организации обязаны  направлять сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган.

 Порядок представления кредитными организациями информации в уполномоченный орган установлен согласованным с Росфинмониторингом Положением Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 19.04.2013г.) (далее - Положение № 321-П) и Правилами внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России».

 Согласно Правилам внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России», направление в уполномоченный орган сведений о контролируемых операциях (сделках) осуществляется в виде ОЭС (отчет в виде электронного сообщения) через территориальное учреждение Банка России (п. 5.5.5). По результатам контроля ОЭС уполномоченным органом в Банк по каналам связи поступает извещение в виде электронного сообщения (ИЭС), содержащее информацию о принятии (непринятии) уполномоченным органом сведений об отдельных операциях, включенных в ОЭС, или ОЭС в целом (п. 5.5.13). Днем выявления подозрительной операция следует считать день, в который в результате применения правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Контролером по ПОД/ФТ/Уполномоченным сотрудником было принято окончательное решение о признании операции Клиента подозрительной (п. 5.6.2.2).

 Сведения о случаях отказа от заключения договоров банковского счета (вклада) с Клиентом и от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, а также о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе Банка представляются в уполномоченный орган в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

 ДД.ММ.ГГГГмежду ОАО «Сбербанк России» (банк) и ФИО1 (вкладчик) заключен договор № № о вкладе «...».

 В соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 1.3 данного договора вкладчик вносит, а банк принимает денежные средства (вклад) в сумме и валюте согласно договору, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить причитающиеся проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Для учета денежных средств, вносимых вкладчиком на основании договора, банк открывает вкладчику счет вклада. К вкладу применяются Условия размещения вкладов и Тарифы банка за совершение операций по счету вклада, в том числе за выдачу денежных средств, перечисленных из других кредитных организаций, а также со счетов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), открытых в структурных подразделениях Сбербанка России, действующие на дату подписания договора, а при его пролонгации – на дату пролонгации договора. Вкладчик ознакомлен и согласен с Условиями и Тарифами. Банк информирует вкладчика об изменении Условий, Тарифов, а также об изменении процентных ставок по вкладу посредством размещения соответствующих сведений в подразделениях банка, осуществляющих операции по вкладам физических лиц в доступном для ознакомлении вкладчиков месте, на официальном сайте банка в сети Интернет.

 Подписав договор, ФИО1 согласился с данными Условиями и Тарифами банка.

 В соответствии со ст. 834 п. 1, 3 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа договора банковского вклада.

 В ОАО «Сбербанк России» разработаны и действуют Правила размещения вкладов в ОАО «Сбербанк России» (утв. Комитетом ОАО «Сбербанк России» по розничному бизнесу от 26.10.2011 №64 пар.13, являются приложением к Альбому форм договоров и заявлений на предоставление услуг физическими лицами в рамках Договора банковского обслуживания от 26.10.2011г. №2305).

 В соответствии с п. 2.3.6. действующих Правил размещения вкладов Банк имеет право полностью или частично приостановить операции по счету вклада на срок и в порядке, установленные законодательством РФ, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях не представления документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с законодательством РФ, а также если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма.

 Аналогичная норма предусмотрена и в п. 3.2.1.6 Условий размещения вкладов, разрабатываемых в рамках Правил размещения вкладов и действующих на момент заключения Договора вклада. К вкладу применяются Условия размещения вкладов. Вкладчик ознакомлен и согласен с Условиями и тарифами (п. 1.2 Договора о вкладе).

 Таким образом, подписав Договор №№ о вкладе «...», ФИО1 согласился со всеми условиями размещения вкладов ОАО «Сбербанк России», в том числе с правом банка полностью или частично приостанавливать операции по счету вклада в случаях не представления документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с законодательством РФ, а также если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма.

 С ДД.ММ.ГГГГи по настоящее время на счете(вкладе) № нахо­дятся денежные средства в сумме ... рублей, которая образовалась следующим образом:

 - ... рублей ... копеек внесены ДД.ММ.ГГГГналичными денежными средствами ФИО1 при открытии счета №, что подтверждается приходным кассовым ордером N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копеек перечислены с карточного счета ФИО1 на счет №, через систему «Сбербанк он-лайн»;

 - ... рублей ... копеек перечислены с расчетного счета ... ФИО1 на счет №, что подтверждается платежным по­ручением N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копеек перечислены с расчетного счета ... ФИО1 на счет №, что подтверждается платежным по­ручением N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копеек перечислены с расчетного счета ... ФИО1 на счет №, что подтверждается платежным по­ручением N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рублей ... копейка взысканы ... с расчетного счета ... по заявлению ФИО1 о взыскании денежных средств по исполнительному документу N № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом ... ИСХ.N № от ДД.ММ.ГГГГ;

 - ... рубля ... копеек - капитализация денежных средств на вкладе.

 ДД.ММ.ГГГГистец обратился к ответчику с распоряжением о снятии со счета №и выдаче наличных денежных средств в размере ... рублей.

 Банк отказал ему в осуществлении операции в связи с тем, что распоряжение вызывает подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем/финансирование терроризма и в соответствии со ст. 7 ФЗ от 07.08.2011 № 115-ФЗ, о чем истцу ДД.ММ.ГГГГвыдано уведомление.

 Принятию решения банка о запрете выдачи наличных денежных средств предшествовала совокупность действий со стороны истца, связанных с обналичиванием денежных средств, проведением сомнительных операций по всем счетам, открытым в ОАО «Сбербанк России» на имя ФИО1, которые заключались в следующем:

 Так, на имя ФИО1 в Томском отделении №8616 ОАО «Сбербанк России», помимо Договора №№ о вкладе «... открыты следующие счета (банковские карты):

 ... № (счет №№), открыт ДД.ММ.ГГГГ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ– ... рублей.

 ... № (счет №№), открыт ДД.ММ.ГГГГ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ– ... рублей.

 ... № (счет №№), открыт ДД.ММ.ГГГГ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ– ... рублей.

 В качестве доказательств заключения с ФИО1 договоров о выпуске и обслуживании банковских карт являются заявление на получение международной карты Сбербанк России (... №), подписанное ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. заявление на получение межлународной карты Сбербанка России (... №), подписанное ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., Заявление на получение международной карты Сбербанка России (... №, счет открыт ДД.ММ.ГГГГ.), подписанное ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с заявлением истца от ДД.ММ.ГГГГ. с Условиями использования карт и Тарифами Банка он ознакомлен и обязуется их выполнять (п. 4).

 Согласно Условиям использования международных карт Сбербанка России, подписанное истцом в качестве прuложенuя к заявлению, карта является собственностью банка и выдается во временное пользование (п. 1.2). Держатель карты обязан не сообщать ПИН-кода и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другим лицам (п. 3.1.2); не использовать карту для совершения операций, противоречащих действующему законодательству РФ (п. 3.1.4); вернуть карту по требованию банка не позднее следующего дня после даты получения письменного требования банка о возврате карты (п. 3.1.14).

 Банк осуществляет обслуживание карт в соответствии с «Условиями и тарифами Сбербанка России на выпуск и обслуживание банковских карт (п. 1.4). Банк имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в Условия и Тарифы Банка с уведомлением Держателя в отчете, через информационные стенды подразделений Банка и web-сайт Банка (п. 4.2.8).

 В соответствии с заявлением истца от ДД.ММ.ГГГГ. с условиями использования карт и Тарифами Банка он ознакомлен и обязуется их выполнять (п. 4).

 Согласно Условиям использования международных карт Сбербанка России, подписанное истцом в качестве прuложенuя к заявлению, карта является собственностью банка и выдается во временное пользование (п. 1.2). Держатель карты обязан не сообщать ПИН-кода и не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другим лицам (п. 3.1.2); не использовать карту для совершения операций, противоречащих действующему законодательству РФ (п. 3.1.4); вернуть карту по требованию банка не позднее следующего дня после даты получения письменного требования банка о возврате карты (п. 3.1.15).

 Банк осуществляет обслуживание карт в соответствии с «Условиями и тарифами Сбербанка России на выпуск и обслуживание банковских карт (п. 1.4). Банк имеет право в одностороннем порядке вносить изменения в Условия И Тарифы Банка с уведомлением Держателя в отчете, через информационные стенды подразделений Банка и web-сайт Банка (п. 4.2.8).

 В Заявлении указано, что ФИО1 с условиями использования карт, памяткой держателя и тарифами Сбербанка России ознакомлен и обязуется их выполнять (п. 4); уведомлен о том, что Условия использования карт, тарифы Сбербанка России и памятка держателя размещены на web-сайте Сбербанка России (п. 5).

 На момент получения истом банковской карты ... № действовали «Условия использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», утвержденные постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» NQ376 пар. 13а от 09.12.2009.

 В ОАО «Сбербанк России» разработаны и действуют «Условия использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», утвержденные Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» №376 пар. 13а от 09.12.2009г. (далее – Условия использования банковских карт).

 В соответствии с п. 1.1. Условий использования банковских карт заявление на получение карты, надлежащим образом заполненное и подписанное Клиентом, а также другие документов ОАО «Сбербанк России», касающиеся выпуска и обслуживания банковских карт, в совокупности являются заключенными между Клиентом и ОАО «Сбербанк России» договором о выпуске и обслуживании банковских карт.

 Таким образом, между ФИО1 и ОАО «Сбербанк России» заключены договоры о выпуске и обслуживании банковских карт. Подписав заявления о выдаче карты, ФИО1 согласился со всеми условиями использования банковских карт.

 В соответствии с пунктом 2.9 Условий использования банковских карт Банк имеет право приостанавливать проведение операций с использованием карты для проверки правомерности. Пунктом 2.10 Условий использования банковских карт Банк имеет право при нарушении держателем Условий и при нарушении действующего законодательства приостановить или прекратить действие Карт, а также принимать для этого все необходимые меры вплоть до изъятия карт. Пунктом 7.1 Условий использования банковских карт предусмотрено, что Банк имеет право требовать от Клиента предоставления документов по проведенным с использованием Карт операциям с целью осуществления контрольных функций, а Клиент обязуется предоставлять необходимые документы по требованию Банка. Держатель обязуется не использовать карту для совершения операций, противоречащих действующему законодательству РФ (п. 7.2).

 В ДД.ММ.ГГГГ году на счета банковских карт, открытых на имя ФИО1, регулярно начали поступать крупные суммы денежных средств, преимущественно от ... ФИО1, с расчетного счета ..., открытого в ... (). При этом все поступившие денежные средства снимались наличными через банкоматы, расчетные безналичные операции по картам практически не проводились, что подтверждается Отчетами по счетам карт (приложение к отзыву).

 В ДД.ММ.ГГГГ году операции продолжались, при этом с ДД.ММ.ГГГГ года объемы проводимых операций стали резко увеличиваться.

 Так, за ДД.ММ.ГГГГ года было снято наличными денежными средствами ... .... рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - ... .... рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - ... .... рублей. В общей сложности, за ДД.ММ.ГГГГ года через счета банковских карт клиента снято наличными денежными средствами ... .... рублей.

 Общая сумма поступленнй денежных средств на карточные счета истца за ... месяцев составляет ... рублей. Общая сумма снятия наличных денежных средств с карточных счетов истца за период ... месяцев составляет ... рублей. Все поступающие на карточные счета денежные средства были сняты через банкоматы наличными.

 Таким образом, за два дня с момента открытия счета на него поступила серия платежей на крупную сумму и тут же поступило распоряжение клиента о снятии наличных денежных средств. По сути, повторялась схема по обналичиванию средств, применимая ФИО1 с использованием банковских карт.

 Следовательно, совершенные ФИО1 операции подпадают под признаки сомнительных операций, установленные действующим законодательством.

 ДД.ММ.ГГГГ. на адреса истца были направлены (заказными письмами с уведомлениями) запросы Томского отделения №8616 ОАО «Сбербанк России» (исх.№ №, исх.№ №), с просьбой представить в Банк документы, подтверждающие экономический смысл проводимых операций, а именно: раскрывающие источник происхождения денежных средств, а так же цель регулярного снятия крупных сумм наличных денежных средств со счетов банковских карт. Письмо банка с исх.№ №, направленное по адресу регистрации клиента (), было получено представителем клиента ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением о вручении. Письмо банка с исх.№ №, направленное по адресу местонахождения клиента, (), в установленные сроки востребовано не было, возвращено отправителю.

 Как указано выше, требование банка о предоставлении документов при реализации внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, законно и обоснованно.

 Кроме того, в судебном заседании при просмотре данных видеонаблюдения устройств самообслуживания (банкоматов), установлен факт передачи ФИО1 банковских карт третьим лицам, что не только само по себе является нарушением Условий использования банковских карт и основанием для приостановления Банком действия банковских карт (п. 2.14 Условий использований банковских карт), но, и дополнительно свидетельствует о сомнительном характере операций по картам в рамках их оценки по Федеральному закону № 115-ФЗ.

 Также, доказательством передачи банковских карт истцом третьим лицам являются Отчеты по счетам банковской карты ... №, ... №.

 Так, например, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. с карт одновременно, в одни и те же дни, денежные средства снимались в банкоматах разных городов, а именно: по карте ... №- в банкоматах , по карте ... №- в банкоматах .

 Данный факт доказывает, что картами пользовались одновременно два разных лица, т.е. была осуществлена передача карт третьим лицам, что запрещено Условиями использования банковских карт.

 ДД.ММ.ГГГГ. Сектором финансового мониторинга, поскольку не были предоставлены запрашиваемые документы, была подготовлена и направлена в адрес подразделений по работе с клиентами служебная записка (исх.№ №) с требованием приостановить действие банковских карт ФИО1, в связи с регулярным совершением «сомнительных» операций по картам.

 ДД.ММ.ГГГГ., на основании п. 11 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, действие карт (счет №№; счет №№; счет№№) было заблокировано.

 ДД.ММ.ГГГГна адрес регистрации истца () было направлено (заказным письмом с уведомлением) требование о возврате банковских карт в Банк (письмо исх.№ №). В установленные сроки данное письмо востребовано не было, возвращено отправителю.

 ДД.ММ.ГГГГс ФИО1 проведена встреча, с участием начальника ...№, что подтверждается протоколом встречи.

 В ходе встречи, истец вручил ответ на запрос банка от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№ №) с копиями документов, частично раскрывающие источник поступления денежных средств на расчетный счет ... ФИО1, открытый в ... (решения судов, исполнительные листы, договора займа).

 Указанные документы были представлены на сумму .... руб.

 Документы и конкретные пояснения относительно направления расходования снимаемых наличных денежных средств (.... руб.) истец не представил.

 Из содержания протокола встречи следует, что ДД.ММ.ГГГГ. на встрече с сотрудниками банка ФИО1 был в очередной раз проинформирован, что, с точки зрения банка, проводимые им операции имеют признаки «сомнительных», связанных с обналичиванием денежных средств. Клиенту предлагалось представить в Банк документы, раскрывающие источник происхождения денежных средств (в том числе налоговую декларацию за ДД.ММ.ГГГГ год), а так же цель регулярного снятия крупных сумм наличных денежных средств со счетов банковских карт. В случае отказа от предоставления подтверждающих документов, клиенту предлагалось в добровольном порядке прекратить проведение «сомнительных» операций, закрыть банковские карты, и получить остаток денежных средств, находящихся на счетах банковских карт, действие которых ранее было приостановлено по инициативе Банка.

 ФИО1 озвучил готовность предоставить в Банк соответствующие документы, в добровольном порядке банковские карты закрывать отказался. При этом, получить лично под роспись соответствующий письменный запрос так же отказался.

 Анализируя в совокупности представленные доказательства, оснований критически относится к данному протоколу, у суда не имеется.

 Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Банком неоднократно письменно и устно запрашивались у истца документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств, а также указать, для каких целей денежные средства снимаются со счетов.

 При рассмотрении дела, истцу также предлагалось представить данные документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств, а также для каких целей денежные средства снимаются со счетов, однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ ФИО1 данные документы не представил.

 Учитывая выше изложенное, руководствуясь положениями нормативных документов и фактическими обстоятельствами совершения истцом операций по счетам, сделки истца, согласно Положению ЦБ РФ №375-П, Правилам внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России» (приложение №4), квалифицируются следующим образом:

 - по коду ... «Регулярные зачисления крупных сумм (более .... руб./эквив. в ин. валюте) денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких (3-х банковских) дней» (в соответствии с разделом 14 приложения №4 Правил внутреннего контроля).

 - по коду ... «Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций по кредитным договорам (договорам займа)» (в соответствии с разделом 15 приложения №4 Правил внутреннего контроля).

 ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Сбербанк России» направил письмо в адрес ... (банк, участвующий в операциях по перечислению денежных средств ФИО1) относительно сомнительных операций клиента ФИО1

 О выявленных операциях ФИО1 банком направлялись отчеты в виде электронных сообщений (ОЭС) в течение ... года в ... в соответствии с Положением ЦБ РФ №321-П от 29.08.2008г. и Правилами внутреннего контроля ОАО «Сбербанк России», что подтверждается Выпиской из ОЭС. Данные сообщения были приняты ..., о чем уполномоченным органом в Банк по каналам связи поступило извещение в виде электронного сообщения (ИЭС), содержащее информацию о принятии (непринятии) уполномоченным органом сведений об отдельных операциях, включенных в ОЭС, или ОЭС в целом (приложение к отзыву).

 ДД.ММ.ГГГГ. банком также направлен запрос в ... о дополнительном подтверждении факта направления со стороны банка сообщений по операциям клиента ФИО1

 ДД.ММ.ГГГГ. Томское отделение N28616 ОАО «Сбербанк России» получило ответ ..., которым подтверждается предоставление банком информации о банковских операциях ФИО1 в ... (письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №).

 На основании Распоряжения ... «Об использовании механизма «Сообщение на счет» в работе по предотвращению сомнительных операций» №№ от ДД.ММ.ГГГГ, принятое в целях предотвращения сомнительных операций, принимая во внимание не представление клиентом документам по приостановленным карточным счетам, по счету ФИО1 было проставлено сообщение о запрете выдачи наличных денежных средств без разрешения подразделений Управления безопасности ОАО «Сбербанк России». Распоряжением установлен запрет на выдачу наличных денежных средств без согласования с сотрудниками подразделений финансового мониторинга, что при обращении в банк клиента, на чей счет было проставлено «сообщение на счет».

 На основании п.11 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001, Распоряжения ... №№ от ДД.ММ.ГГГГ, клиенту было отказано в выполнении распоряжения клиента о совершении операции о выдаче наличных денежных средств, вручено соответствующее Уведомление.

 ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился с письменной претензией в адрес Банка, несмотря на то, что ему были ранее разъяснены основания действий банка.

 Как следует из пояснений представителя ответчика в отношении всех счетов, открытых на имя ФИО1, действует запрет (с ДД.ММ.ГГГГ. по карточным счетам, с ДД.ММ.ГГГГ. по счету вклада) только на совершение операции по выдаче наличных денежных средств, на основании п. 11 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001г.

 Банк готов выполнить любое распоряжение истца относительно денежных средств, находящихся на счетах, не связанное с выдачей наличных, либо выдать наличные денежные средства, при условии предоставления запрошенных документов или закрытия счетов в добровольном порядке.

 Учитывая выше изложенные обстоятельства, банк правомерно в целях защиты от возможного вовлечения в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, минимизации рисков потери деловой репутации банка и воспрепятствования совершения клиентом сомнительных операций по обналичиванию денежных средств правомерно, реализуя требования Федерального закона №115-ФЗ, отказал ФИО1 в проведении операций по выдаче наличных денежных средств со счета по вкладу.

 Действия ОАО «Сбербанк России» по отказу истцу в выполнении банковской операции обусловлены рамками возложенных на него Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. №115-ФЗ публично-правовых обязательств по осуществлению внутреннего контроля за банковскими операциями, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания действий банка незаконными и удовлетворения исковых требований.

 В соответствии со ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 В соответствии с п. 1 ст. 401  ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

 В соответствии с п. 12 ст. 7 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.02.2001 г. №115-ФЗ отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

 Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования ФИО1 не обоснованными, в связи с чем, отказывает в их удовлетворении в полном объеме.

 На основании, изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 к открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда отказать.

 Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска.

 Судья

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...