Дело № 2-1815/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2014 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Воробьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ново-Савиновскому району города Казани о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании установить доплату к пенсии, взыскании недополученной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по ... ... (далее – ответчик, УПФР в ... ...) о незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от --.--.---- г. № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", обязании установить предусмотренную этим федеральным законом доплату к пенсии.
В обоснование иска указано, что с --.--.---- г. истцу назначена трудовая пенсия по старости, --.--.---- г. истец обратился в УПФР в ... ... с заявлением об установлении к пенсии доплаты, предусмотренной Федеральным законом от --.--.---- г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Решением УПФР в ... ... от --.--.---- г. №-- истцу отказано в назначении ежемесячной доплаты по мотиву отсутствия требуемого льготного стажа работы.
С решением ответчика истец не согласен, полагает, что период службы в армии с --.--.---- г. по --.--.---- г. необоснованно был учтен ответчиком в календарном исчислении. Истец считает, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии из расчета день службы за два дня работы.
С учетом включения службы в армии из расчета один день службы за два дня работы у истца образуется необходимый стаж, дающий право на назначение предусмотренной вышеуказанным Федеральным законом от --.--.---- г. №84-ФЗ ежемесячной доплаты к пенсии.
Истец просит признать незаконным решение УПФР в ... ... от --.--.---- г. №-- об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по Федеральному закону от --.--.---- г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», обязать ответчика установить предусмотренную этим федеральным законом доплату к пенсии, взыскать недополученную с --.--.---- г. доплату к пенсии и проиндексировать её с учетом уровня инфляции.
В ходу судебного заседания истец исковые требования уточнил и в итоге он просил: 1) признать незаконным решение УПФР в ... ... от --.--.---- г. №-- об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по Федеральному закону «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»; 2) обязать ответчика установить с --.--.---- г. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"; 3) обязать ответчика произвести преобразование пенсионных прав и произвести перерасчет трудовой пенсии с --.--.---- г. с использованием специального стажа, включить период службы в армии с --.--.---- г. по --.--.---- г. в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы; 4) взыскать с ответчика недополученную сумму доплат к пенсии в размере 115 030 рублей 62 копейки и недополученную с --.--.---- г. пенсию в размере 84 217 рублей, проиндексировать данные суммы с учетом индексов роста потребительских цен, установленных в ... ... (л.д. 31-32).
В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом заблаговременно извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не предоставил. В исковом заявлении истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала.
В связи с надлежащим извещением истца о времени и месте судебного заседания, отсутствием сведений о причинах неявки истца на судебное заседание в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеются основания для рассмотрения спора при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от --.--.---- г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», которым предусмотрено дополнительно социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
В статьей 1 данного Федерального закона определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Этой же нормой установлено, что в стаж работы, дающий право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от --.--.---- г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким же образом исчисляются периоды работы, дающей право на доплату к пенсии в соответствии с указанной выше нормой закона.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет (подпункт 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- установлено, что при досрочном назначении пенсий по старости работникам непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от --.--.---- г. № 481.
Перечень лиц, имеющих право на досрочную пенсию, оговорен непосредственно в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ведущие профессии) и Списке работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста (неведущие профессии), утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от --.--.---- г. № 481.
При установлении доплаты к пенсии применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 - 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от --.--.---- г. N 516.
Порядок приравнивания такого стажа работы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с пп. 11 п. 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от --.--.---- г. N 10 - за 9 месяцев.
Следовательно, действующее законодательство предусматривает различные варианты исчисления стажа работ: по ведущим профессиям (20 лет), по неведущим профессиям (25 лет), конвертация стажа работы в ведущих профессиях в стаж подземной работы по пункту 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №516, а также суммирование первого и второго варианта (при наличии не менее 10 лет стажа работы по ним) с работой, дающей право на пенсию по Списку № 1, т.е. из расчета каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком №-- - за 9 месяцев.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец работал на предприятиях угольной отрасли на различных должностях, с --.--.---- г. истцу назначена трудовая пенсия в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
--.--.---- г. истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по ... ... с заявлением о назначении доплаты к пенсии по Федеральному закону от --.--.---- г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Письмом из УПФР в ... ... от --.--.---- г. №-- истцу было сообщено об отсутствии оснований для установления ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием у истца стажа работы, дающего право на доплату к пенсии.
Суд полагает соответствующим закону вывод УПФР в ... ... об отсутствии оснований для установления истцу ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от --.--.---- г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», поскольку истец не имеет необходимого стажа для назначения доплаты к пенсии в соответствии с этим федеральным законом.
Согласно материалам дела в календарном исчислении стаж истца по ведущей профессии горнорабочего очистного забоя составляет 16 лет 6 месяцев и 22 дня, стаж работы истца в неведущих профессиях составляет 2 года 9 месяцев и 6 дней.
Указанные периоды сами по себе не образуют необходимого стажа работы, дающего право на доплату к пенсии, поэтому при оценке права истца на доплату в соответствии с положениями пункта 15 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- Правил следует конвертировать период работы истца в ведущих профессиях в стаж подземной работы и произвести суммирование конвертированного периода с периодом работы в неведущих профессиях.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 15 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от --.--.---- г. №-- Правил каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя исчисляется за 1 год и 3 месяца стажа подземной работы, то за полных 16 лет работы в должности горнорабочего очистного забоя истец имеет 4 года дополнительного стажа подземной работы (3 месяца дополнительного стажа за полный год работы, за 16 полных лет работы это 48 месяцев дополнительного стажа).
Период работы истца в должности горнорабочего очистного забоя после конвертации в стаж подземной работы образует 20 лет 6 месяцев и 22 дня стажа подземной работы (16 лет 6 месяцев и 22 дня + 4 года). К указанному стажу может быть суммирован период работы истца в неведущих профессиях (2 года 9 месяцев и 6 дней), после чего у истца образуется 23 года 3 месяца и 28 дней стажа подземной работы.
С --.--.---- г. по --.--.---- г. истец проходил срочную службу по призыву в армии.
В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от --.--.---- г. № 590, на период действия которого приходился период прохождения истцом военной службы, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, на период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало, что период службы в армии приравнивался к работе, которая предшествовала службе в армии или следовала после службы в армии, при этом период службы в армии мог быть включен в специальной трудовой стаж в размере, не превышающем имеющийся у работника льготного стажа работы.
Согласно записям в трудовой книжке истца до службы в армии он трудовую деятельность начал --.--.---- г. с должности подсобного рабочего 2 разряда, --.--.---- г. истец был переведен на должность грузчика угля по обслуживанию участка погрузки, где проработал до --.--.---- г., когда был уволен в связи с призывом в армию.
Должности «подсобный рабочий» и «грузчик угля» не относятся к неведущим профессиям, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от --.--.---- г. № 481. Доказательств тому, что указанные работы относятся к Списку №-- истцом не предоставлено. Из этого следует, что до службы в армии у истца не было льготного стажа подземной или горной работы.
Поскольку в соответствии с пунктом 109 утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от --.--.---- г. №-- Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при льготном исчислении стажа работы период прохождения службы в армии может быть приравнен к работе, дающей право на льготную пенсию, только в размере, не превышающем имеющийся льготный стаж, а к началу службы истца в армии у него не было льготного стажа подземной или горной работы, то период службы истца не может быть учтен при исчислении льготного стажа для назначения надбавки к пенсии.
На основании изложенного суд, проверив обоснованность отказа пенсионного органа в назначении истцу надбавки к пенсии, приходит к выводу, что решение пенсионного органа в отказе в назначении надбавки является правильным, соответствующим требованиям законодательства, поскольку истец не имеет 25 лет стажа работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, в связи с требования истца признать незаконным решение УПФР в ... ... от --.--.---- г. №-- об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по Федеральному закону от --.--.---- г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и обязать ответчика установить с --.--.---- г. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с этим федеральным законом не подлежит удовлетворению.
С учетом приведенного выше следующее требование истца - включить период его службы в армии с --.--.---- г. по --.--.---- г. в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы суд находит не основанным на положениях закона, данное требование обоснованным не является и подлежит отклонению, обоснование к тому приведено выше.
Четверное требование истца - взыскать с ответчика недополученную сумму доплат к пенсии в размере 115 030 рублей 62 копейки и недополученную с --.--.---- г. пенсию в размере 84 217 рублей, проиндексировать данные суммы с учетом индексов роста потребительских цен, установленных в ... ..., суд также находит подлежащим отклонению, поскольку права на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от --.--.---- г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» истец не имеет, стало быть, задолженность по доплатам отсутствует. Что же касается требования о взыскании недополученной пенсии, то основания для этого также отсутствуют, поскольку исходя из представленного истцом расчета при расчете недоплаты истец исходил из того, что он имеет 25 лет специального стажа, тогда как в ходе судебного разбирательства было установлено, что такого специального стажа истец не имеет, поэтому и недоплаты пенсии, исчисленной истцом исходя из 25-ти летнего специального стажа, также не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО10 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по ... ... о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании установить доплату к пенсии, взыскании недополученной доплаты к пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Шамгунов А.И.