ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1815/2016 от 04.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1815/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2016 года

Ленинский районный суд <адрес> края РФ в составе:

председательствующего В.А. Воробьева

при секретаре Е.С. Матыско,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО10, ФИО2 ФИО11, Вайтониса ФИО12, Шефер ФИО13, Ярыга ФИО14, ФИО6 ФИО15 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что работают в штабе материально-технического обеспечения флота (орган военного управления флота), которое находится на финансовом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>. Относятся к категории «гражданский персонал». Считают, что им полагается выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (ЕДВ), установленная Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. Однако за 2015 г. выплата ЕДВ им не произведена. Просят взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» в пользу ФИО1 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО2 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО3 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО4 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО5 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО6 единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, при подаче искового заявления ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения ФИО17» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв, в котором указал, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обороне» личный состав Вооруженных сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Материалами дела установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности ведущего инженера отделения (планирования МТО) ТОФ, поименованной как гражданский персонал, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО18». ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности ведущего инженера отделения (по руководству и безопасности арсеналов, баз и складов) Штаба МТО ТОФ, поименованной как гражданский персонал, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО19». ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности ведущего инженера отделения (по руководству и безопасности арсеналов, баз и складов) Штаба МТО ТОФ, поименованной как гражданский персонал, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО20». ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности главного документоведа отделения (планирования МТО) Штаба ТОФ, поименованной как гражданский персонал, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО21». ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности главного инженера отделения (по руководству и безопасности арсеналов, баз и складов) Штаба МТО ТОФ, поименованной как гражданский персонал, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО22». ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности главного документоведа отделения (планирования МТО) ТОФ, поименованной как гражданский персонал, которая находится на финансовом довольствии в ФКУ «ФИО23».

Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод также подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 года № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.

Начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2001 г. № 90, которым предусмотрены, кроме указанных в приказе выплат, «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами» (пункт 2 "в"), «формировать фонды оплаты труда с учетом: иных выплат предусмотренных соответствующими федеральными законами» (пункт 2 "г").

Частью 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в исполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.

Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

07.12.1994 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел».

Пункт 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации предоставил Министру обороны Российской Федерации право устанавливать гражданскому персоналу Вооруженных сил с 01.01.1995 г. единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов.

Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено выплачивать вознаграждение гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 "в" постановления).

Истцы относятся к категории «гражданский персонал», что подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком.

Решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 г., ВКПИ 04 - 116 установлено, что гражданский персонал органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации относится к гражданскому персоналу отдельных органов федеральных органов исполнительной власти.

Из этого следует, что выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ), согласно постановлению Правительства от 5.10.2007 № 645, положена и гражданскому персоналу экологической службы Штаба (МТО) ТОФ, т.е. истцам.

19.08.2002 г. Министром обороны РФ издан приказ № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года».

Абзацем вторым приказа № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года» было определено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года выплачивается гражданскому персоналу воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых из федерального бюджета, оплата труда которого производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере двух окладов (тарифных ставок).

Таким образом, Министр обороны Российской Федерации, действуя в пределах своих полномочий и прав, делегированных ему постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349 и от 2001 г. № 1027, на момент издания приказа № 90 от 02.03.2001 г. определил категорию гражданского персонала Вооруженных сил РФ, которому надлежит выплачивать единовременно денежное вознаграждение по итогам года, оплата труда которых осуществлялась не на основе Единой тарифной сетки.

Между тем, приказ № 325 «О выплате отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года», в настоящее время утратил силу в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 16.02.2009 г. № 52 в связи с введением новой системы оплаты труда.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 г. № 1027 (в редакции от 02.10.2009 г.) «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).

Пунктом 4(6) данного Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, истец относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации и, следовательно, при прочих равных условиях труда с работниками иных категорий гражданского персонала, установленными в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 1994 года № 1349, от 2001 года № 1027 и от 3012.2000 № 1027, нарушаются её права на равную оплату за труд равной ценности, предусмотренный ТК РФ, поскольку труд истцов без выплат ЕДВ оплачивается значительно меньше.

Учитывая, что приказом Министерства Обороны Российской Федерации от 02.03.2001 года № 90 регулируются условия и порядок оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, не являющихся государственными служащими, то выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ), согласно постановлению Правительства РФ от 5.10.2007 № 645, положены истцам.

Согласно произведенному истцами расчета, проверенному судом и признанному верным, с учетом размера их оклада, невыплаченная ФИО1 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 г. составила <данные изъяты> руб., невыплаченная ФИО2 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 г. составила <данные изъяты> руб., невыплаченная ФИО3 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 г. составила <данные изъяты> руб., невыплаченная ФИО4 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 г. составила <данные изъяты> руб., невыплаченная ФИО5 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 г. составила <данные изъяты> руб., невыплаченная ФИО6 сумма единовременного денежного вознаграждения за 2015 г. составила <данные изъяты> руб.

Судом установлено, что единовременное денежное вознаграждение истцу выплачено не было, что подтверждается расчетными листками истцов, в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного суду не предоставлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с ФКУ «ФИО24» подлежит взысканию в пользу ФИО1 единовременное денежное вознаграждение за 2015 г. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО2 единовременное денежное вознаграждение за 2015 г. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО3 единовременное денежное вознаграждение за 2015 г. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО4 единовременное денежное вознаграждение за 2015 г. в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО5 единовременное денежное вознаграждение за 2015 г.в сумме <данные изъяты> руб., в пользу ФИО6 единовременное денежное вознаграждение за 2015 г.в сумме <данные изъяты> руб.

Оснований для взыскания с ответчика невыплаченных сумм за вычетом НДФЛ не имеется, поскольку в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Следовательно, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика, а обязанность удержания налога при выплате денежных средств лежит на работодателе.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 ФИО25, ФИО2 ФИО26, Вайтониса ФИО27, Шефер ФИО28, Ярыга ФИО29, ФИО6 ФИО30 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2015 год, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО1 ФИО31 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО2 ФИО32 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Вайтониса ФИО33 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Шефер ФИО34 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Ярыга ФИО35 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО6 ФИО36 единовременное денежное вознаграждение за 2015 год в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с даты принятия.

Судья В.А. Воробьев