ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1815/2021 от 06.10.2021 Егорьевского городского суда (Московская область)

Гражданское дело 2-1815/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 6 октября 2021 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: Сумкиной Е.В.,

при секретаре: Иващенко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1815/2021 по иску Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка и по встречному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Управлению Ростреестра по Московской области о признании решения об изменении вида разрешённого использования земельного участка недействительным и возвращении вида разрешённого использования земельного участка в первоначальное положение

У С Т А Н О В И Л :

Министерство имущественных отношений Московской области (далее Минмособлимущество, истец) обратилось к мировому судье с иском, в котором просит взыскать с ФИО1 (далее ответчик) плату за изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером в размере 24177,40 рублей.

В обоснование иска указано, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования (далее ВРИ) земельного участка с кадастровым номером , площадью 1700 +/- 14 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» на ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства». Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее Закон № 23/96-ОЗ), а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области». Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области № 1190/57 осуществило расчет платы за изменение ВРИ и направило собственнику земельного участка ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ29958 на общую сумму 24177,40 рублей, уведомление было получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ). Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления. В связи с тем, что ответчик не произвел оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило претензию от ДД.ММ.ГГГГ, которая была получена им ДД.ММ.ГГГГ. Так как плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила, Минмособлимущество вынуждено обратиться в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Московской области.

ФИО1 обратился со встречным иском к Министерству имущественных отношений Московской области, в котором просит о признании решения об изменении вида разрешённого использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 50:30:0020114:10 с «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства» недействительным и возвращении вида разрешённого использования его земельного участка в первоначальное положение.

В обоснование встречного иска указано, что им- ФИО1ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в Управление Росреестра по Московской области об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства». 08.02.2019 года был изменен ВРИ его земельного участка, однако через 9 месяцев после изменения вида разрешенного использования ему поступило уведомление Министерства имущественных отношений Московской области (получено ДД.ММ.ГГГГ) с расчетом платы за изменение ВРИ земельного участка на общую сумму 24177, 40 рублей. Он пенсионер по старости и доходов кроме пенсии не имеет, данная сумма является значительной. На момент изменения ВРИ земельного участка ДД.ММ.ГГГГ он не был уведомлен о размере платы в сумме 24177,40 рублей и по получении уведомления о ее взыскании оплату не произвел, так как в ст. 5.1 п. 3 Закона № 23/96-ОЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования принимается на основании заявления собственника земельного участка при условии внесения физическим лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, т.е. для того, чтобы внести плату, он должен был быть уведомлен о её размере ещё до принятия решения о переводе участка из одного вида в другой, но никак не через 9 месяцев. Согласно ст. 5.1 п. 4 Закона № 23/96-ОЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой отменяется органом местного самоуправления в случае невнесения собственником земельного участка в полном объёме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; при этом ВРИ подлежит возврату к виду разрешенного использования, установленному на день подачи заявления.

Определением мирового судьи судебного участка № 44 Егорьевского судебного района Московской области от 21.05.2021 года данное дело передано на рассмотрение в Егорьевский городской суд и поступило в суд 13.07.2021 года.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ФИО1 к участию в деле в качестве соответчиков по заявленным им во встречном иске требованиям были привлечены администрация городского округа Егорьевск Московской области и Управление Росреестра по Московской области.

В судебное заседание представитель истца по основному иску, ответчика по встречному иску не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела без их участия, заявленные ими требования поддерживают, встречный иск не признают по основаниям, указанным в письменных пояснениях (л.д. 61-62).

Ответчик по основному иску, истец по встречному иску ФИО1 в судебном заседании иск не признал, показав, что не знал о необходимости внесения платы за изменения ВРИ, иначе бы вид разрешённого использования принадлежащего ему земельного участка не менял; заявленный размер платы не оспаривает, но с его оплатой не согласен; свой встречный иск поддерживает, просит его удовлетворить и признать решение Министерства имущественных отношений Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «для индивидуального жилищного строительства» на вид «для ведения личного подсобного хозяйства» недействительным и вернуть вид разрешенного использования земельного участка в первоначальное положение.

Представитель администрация городского округа Егорьевск Московской области по доверенности ФИО2 иск ФИО1 не признал, просил в его удовлетворении отказать.

Представитель Управления Росреестра по Московской области по доверенности ФИО3 иск ФИО1 также не признал, просил исключить их из числа ответчиков по делу и в удовлетворении иска отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, стороны против этого не возражали.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.

Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).

В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. В соответствии со ст. 8 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Статьей 30 ГрК РФ предусмотрен порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений, который включает в себя положения, в том числе об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (ч. 3 п. 2).

В соответствии с ч. ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 ГрК РФ).

Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

В соответствии с положениями статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия решения об изменении ВРИ) Уполномоченный орган Московской области: осуществляет расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области; уведомляет собственника земельного участка о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; принимает правовой акт о невозможности возврата вида разрешенного использования земельного участка к виду разрешенного использования, установленному на день подачи заявления собственником земельного участка, и обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения и расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ, Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области».

Из буквального толкования ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ следует, что плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч. 1. ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 23/69-ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96- ОЗ), но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

Частью 11 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ предусмотрено, что размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании решения Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного органом, уполномоченным на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка.

В силу положений части 5 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ уведомление о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка направляется уполномоченным органом собственнику земельного участка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу, указанному в заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо, в случае отсутствия указанного адреса, по почтовому адресу собственника земельного участка, указанному в ЕГРН. Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч. 15 ст. 5.1 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области»).

Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, которая, в соответствии с ч. 19 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ, подлежит зачислению в бюджет Московской области по нормативу сто процентов.

Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 года , установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Минмособлимущество.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1700 +/- 14 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с заявлением ФИО4 в У. Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования данного участка с ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» на ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Как уже было указано, согласно ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об изменении ВРИ) решение об изменении одного ВРИ земельного участка, находящегося в собственности физического лица, на другой вид такого использования принималось на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, однако в соответствии с положениями пункта 10 статьи 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ, в который Законом Московской области от 18.07.2017 N 124/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» внесены изменения, что в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.

Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области № 1190/57 осуществило расчет платы за изменение ВРИ, направив собственнику земельного участка ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 24177,40 рублей, уведомление было получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, что ответчик подтвердил. За изменение вида разрешенного использования плата ФИО1 внесена не была, направленная ответчику претензия оставлена им без ответа, что ответчиком в ходе судебного разбирательства не отрицалось и расчет задолженности не оспаривался. Правовых оснований для освобождения ответчика от платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, у суда не имеется.

Доводы ответчика о том, что изменение ВРИ его земельного участка не должно было быть произведено, так как он не произвел плату за изменение вида разрешенного использования участка, в связи с чем ВРИ земельного участка с кадастровым номером , площадью 1700 +/- 14 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> подлежит возврату к виду разрешенного использования, установленному на день подачи заявления, судом отклоняются.

Как следует из материалов дела, ответчиком 30.01.2019 года было подано заявление в Межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Московской области об изменении вида разрешенного использования его спорного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства», по результатам рассмотрения которого и было осуществлено соответствующее изменение с занесением указанных сведений в государственный реестр, что усматривается из выписки ЕГРН. Законом Московской области от 18 июля 2017 года N 124/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» были внесены изменения, в виде дополнения статьи 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ пунктом 10, который предусматривал предоставление Министерству полномочий на взыскание спорных сумм в судебном порядке. Ранее регулировавшая данные правоотношения норма (пункт 9 статьи 5.1), предусматривала в качестве действий Министерства в случае неуплаты спорных сумм то, что Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования Московской области или уполномоченный на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка орган, о невнесении собственником земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Как видно из анализа приведенных норм, они не изменяли и не прекращали обязанность ответчика по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а начиная с июля 2017 года, предоставляли Министерству право обращения в суд за взысканием таких начислений (в настоящее время пункты 1-2,4, 6-8, 10, 13-14 статьи 5.1 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» утратили силу - Закон Московской области от 08.07.2021 N 143/2021-ОЗ).

При таких обстоятельствах доводы ФИО1 о том, что изменение вида разрешенного использования участка, не должно было быть произведено Управлением Росреестра без получения от него платы за изменение ВРИ не могут быть приняты во внимание. С учетом вышеизложенного, заявленные ФИО1 требования о признании решения об изменении вида разрешённого использования земельного участка недействительным и возвращении вида разрешённого использования данного земельного участка в первоначальное положение, суд отклоняет, при этом отмечает, что изменение ВРИ земельного участка ФИО1 не было произведено на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.

Показания ответчика о том, что истцом несвоевременно было направлено уведомление о внесении платы за изменение вида разрешенного использования, также не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного Минмособлимуществом иска, поскольку указанное обстоятельство не освобождает ответчика от внесения платы за осуществленное изменение вида разрешенного использования участка.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иных доказательств суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области подлежат удовлетворению, взысканию с ФИО1 подлежит плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 24177 рублей 40 копеек, встречный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 925 рублей 32 копеек.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерства имущественных отношений Московской области к ФИО1 о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка удовлетворить.

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Министерства имущественных отношений Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в размере 24177 (двадцать четыре тысячи сто семьдесят семь) рублей 40 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 925 (девятьсот двадцать пять) рублей 32 копеек.

В удовлетворении встречного иска ФИО1 к Министерству имущественных отношений Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Управлению Росреестра по Московской области о признании решения об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером недействительным и возвращении вида разрешённого использования данного земельного участка в первоначальное положение, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Сумкина Е.В.