ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1816/2016 от 28.11.2016 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2-1816/2016

Решение

Именем Российской Федерации

28 ноября 2016 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при секретаре Певцовой Я.В.,

с участием прокурора Петровой Ж.А.,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица Тверской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тверского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации путем установки оборудования, обеспечивающего беспрепятственное пребывание и передвижение инвалидов по станции Спирово,

установил:

Тверской межрайонный транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации путем установки оборудования, обеспечивающего беспрепятственное пребывание и передвижение инвалидов по станции Спирово.

В обоснование заявленного требования указано, что Тверской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на станции Спирово Тверской области. Установлено, что на станции Спирово расположен пешеходный мост, который является объектом транспортной инфраструктуры и состоит на балансе Вышневолоцкой дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Данный пешеходный мост имеет выходы на пассажирские платформы и выход в город. В нарушение требований ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на станции Спирово отсутствуют условия для обслуживания пассажиров-инвалидов в коляске (инвалидов, использующих кресла-коляски как средства самостоятельного передвижения). В нарушение п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001 выходы пешеходного моста к пассажирским платформам, расположенным на ст. Спирово не оборудованы пандусами с уклоном не менее 1:20 и шириной между поручнями пандуса в пределах 0,9-1,0 м. Несоблюдение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства о защите инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц, инвалидов колясочников, которые лишены возможности беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, а именно на пешеходный мост ст. Спирово. На основании изложенного просил обязать ответчика устранить нарушения о социальной защите инвалидов в Российской Федерации путем установления оборудования, обеспечивающего беспрепятственное пребывание и передвижение инвалидов н территории вокзала станции Спирово, а именно оборудовать пандусами с уклоном не менее 1:20 и шириной между поручнями пандуса в пределах 0,9-1,0 м. мост металлический пешеходный на ст. Спирово.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации путем установления специальных приспособлений в виде кнопки вызова персонала на лестничных сходах железобетонного пешеходного моста на ст. Спирово.

В обоснование уточненных требований указано, что в ходе рассмотрения дела установлено, что мост является не металлическим, а железобетонным с металлическими конструкциями. Данный мост имеет три схода, два из которых выходят в п. Спирово и один на железнодорожные платформы к зданию вокзала. На лестничных сходах установлены пандусы для детских колясок шириной 0,9 м., которые могут быть использованы инвалидами-колясочниками для доступа к объектам транспортной инфраструктуры, но только при помощи других лиц, т.к. уклон пандуса не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001. Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства представлены доказательства того, что техническая возможность для установки пандуса с уклоном не менее 1:20 и шириной между поручнями пандуса в пределах 0,9-1,0 м. на данном пешеходном мосту отсутствует. Ссылаясь на ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указал, что законодательством на собственника объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность по принятию мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги по согласованию с общественными объединениями инвалидов.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Вышневолоцкая дистанция пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» и Тверская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Петрова Ж.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске с учетом уточнений, и по основаниям, изложенным в письменных дополнениях к уточненному иску, суть которых сводится к следующему. Конвенцией о правах инвалидов, принятой в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., провозглашен принцип доступности – чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым и предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно п. 4.2 СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», при входах в здание размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией. Также в судебном заседании прокурор пояснил, что к зданию вокзала можно попасть только через спорный мост, т.к. настил через железнодорожные пути в одном уровне с рельсами отсутствует. Кроме того, на железнодорожном вокзале отсутствуют городские телефоны, по которым инвалид может предупредить о необходимой ему помощи, а имеются только железнодорожные номера, с мобильного телефона позвонить на эти номера невозможно.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в дополнениях к возражениям на исковые требования, суть которых сводится к следующему. Статьей 26 Федерального закона № 419-ФЗ установлено, что положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 г. исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Спорный мост был построен в 1985 году и не проходил ни реконструкцию, ни модернизацию с начала постройки. В заявлении об уточнении требований отсутствуют ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми ОАО «РЖД» обязано установить кнопку вызова персонала. Ни СНиП 35-01-2001, ни Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат определения кнопки вызова персонала, порядка и способа ее установки на объектах железнодорожного транспорта. Таким образом, исполнение требований прокурора об обязании установить кнопку вызова персонала на лестничных сходах железобетонного пешеходного моста на ст. Спирово не представляется возможным.

Представитель третьего лица Тверской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО3 в судебном заседании требования прокурора с учетом уточнений поддержала, пояснив, что данный объект должен быть приспособлен для нужд инвалидов, поскольку самостоятельно воспользоваться спорным мостом инвалид-колясочник не может из-за отсутствия пандуса, отвечающего установленным требованиям, иным образом вызвать персонал, который должен оказать ему помощь, он не может. Инвалид должен иметь возможность проинформировать сотрудников ОАО «РЖД», чтобы вышли и встретили его, т.к. на телефоны, расположенные на станции он позвонить не может, иным образом проинформировать персонал у инвалида нет возможности. Кроме того, пояснила, что представители ОАО «РЖД» не выходили на связь с их организацией, чтобы обсудить варианты решения данной проблемы. В связи с этим полагала, что требования прокурора с учетом уточнений необходимо удовлетворить.

Представитель третьего лица Вышневолоцкая дистанция пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Положения части первой статьи 15 указанного закона в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

П. 4.2 СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренным Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 70, предусмотрено, что при входах в здание размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, в здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п. 7.4.9 СП 59.13330.2012 помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН.

Места в специальной зоне ожидания и отдыха следует оборудовать индивидуальными средствами информации и связи: наушниками, подключаемыми к системам информационного обеспечения вокзалов; дисплеями с дублированием изображения информационных табло и звуковых объявлений; техническими средствами экстренной связи с администрацией, доступными тактильному восприятию; прочими специальными системами сигнально-информационного обеспечения (компьютеры, справки по телефону и т.п.) (п. 7.4.13 СП 59.13330.2012).

Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» обязателен для исполнения.

В соответствии с п. 2 Приказа Минтранса России от 06 ноября 2015 г. № 329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов, в том числе передвигающихся в кресле-коляске) (далее - вагоны для перевозки инвалидов), железнодорожных вокзалов (далее - вокзал), поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), владельцами пассажирской инфраструктуры железнодорожного вокзала (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозками на железнодорожном транспорте пассажиров (далее - услуги) на вокзалах и в поездах дальнего следования.

Согласно с п. 5 названного приказа перевозчики, владельцы инфраструктуры на вокзалах и в поездах дальнего следования обеспечивают, в том числе с помощью персонала и вспомогательных средств, создание пассажирам из числа инвалидов следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

- сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории вокзала и в пассажирских вагонах для перевозки инвалидов, сопровождение и помощь пассажирам из числа инвалидов осуществляется по факту обращения пассажира указанной категории к представителю владельца инфраструктуры или перевозчика на вокзале, в поезде дальнего следования или при предоставлении заблаговременной информации (заявки), не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки (пп. а);

- помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории вокзала для получения услуги, в том числе при входе в поезд и выходе из него (в том числе с помощью вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда, а также обеспечении посадки в транспортное средство инвалидов и высадки из него при нахождении указанного транспортного средства на территории вокзала (парковка, привокзальная территория) (пп. б);

- возможность ознакомления с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца инфраструктуры и (или) по Интернету, по телефону (пп. в);

- возможность пассажирам из числа инвалидов оставаться в своем кресле-коляске на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов (за исключением устройств с электрическим приводом) (пп. е);

- возможность для пассажира из числа инвалидов проинформировать о предстоящей поездке и необходимой ему помощи (пп. ж);

- прием предоставленной по телефону (по специально организованному каналу связи) пассажиром из числа инвалидов информации о предстоящей поездке в поездах дальнего следования и о потребности в услугах, оказываемых указанной категории пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования (пп. и).

В силу п. 5.1 указанного приказа владельцы инфраструктуры обеспечивают:

а) беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;

б) возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг;

в) возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе в вокзал;

г) оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих.

В соответствии с п. 10 данного приказа в случаях, если существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов, владельцы инфраструктуры до их реконструкции должны принимать меры, согласованные с общественными объединениями инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мероприятия по доступности для которого не могут быть выполнены в надлежащем объеме, для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.

Судом установлено, что на станции Спирово Тверской области располагается пешеходный железобетонный мост, 1985 года постройки, являющийся собственностью ОАО «РЖД», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии 69-АА № 506000 от 03 марта 2016 г. и не оспаривалось ответчиком.

Данный пешеходный мост состоит на балансе Вышневолоцкой дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

В ходе рассмотрения дела установлено, что указанный пешеходный мост имеет три схода, два из которых выходят в поселок Спирово и один на железнодорожные платформы к зданию вокзала.

Допрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что работает мостовым мастером Вышневолоцкой дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», спорный пешеходный мост построен в 1985 году, данный мост был построен по проекту, на лестничных сходах этого моста имеется пандус, по которому могут проехать коляски. В случае установки пандуса с параметрами, указанными в первоначальном иске, пандус схода к вокзалу упрется в здание вокзала, пандус схода номер 3 упрется в магазин. Поэтому технически пандусы с указанными прокурором параметрами установить невозможно. Существующие пандусы переделывали по жалобам граждан в 2008 году.

В судебном заседании, из пояснений прокурора Петровой Ж.А. установлено, что к зданию вокзала возможно пройти только через спорный пешеходный мост, поскольку настил через железнодорожные пути в одном уровне с рельсами отсутствует. Кроме того, на железнодорожном вокзале отсутствуют городские телефоны, по которым можно предупредить о необходимой инвалиду помощи, поскольку имеются только железнодорожные номера, с мобильного телефона позвонить на эти номера невозможно. Указанная информация представителем ответчика не оспорена, сведений о том, каким образом в настоящее время организована помощь инвалидам, использующим для передвижения кресло-коляску, в доступе к зданию вокзала и поездам, передвижении по территории вокзала, ответчиком не представлено.

Кроме того, согласно пояснениям представителя третьего лица Тверской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ФИО3 в судебном заседании, представители ОАО «РЖД» не предпринимали попыток по согласованию с данной организацией мер, необходимых для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления транспортных услуг, что также не оспаривалось представителем ответчика.

С учетом установленных обстоятельств, учитывая отсутствие доступа к зданию вокзала станции Спирово и поездам иначе как через указанный пешеходный мост, отсутствие иной возможности проинформировать персонал вокзала о необходимой инвалиду помощи и предстоящей поездке, основываясь на вышеприведенных нормах действующего законодательства, суд полагает требования прокурора о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации путем установления специальных приспособлений в виде кнопки вызова персонала на лестничных сходах железобетонного пешеходного моста на ст. Спирово обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что установка кнопки вызова персонала, с учетом установленных обстоятельств, является мерой, обеспечивающей удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в доступе к объекту транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом.

Доказательства того, что ответчиком приняты какие-либо другие меры, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов, использующих кресла-коляски в качестве самостоятельного средства передвижения, к зданию вокзала и поездам, либо предпринимались или предпринимаются меры по согласованию с одним из общественных объединений инвалидов принятие каких-либо иных мер, необходимых для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления транспортных услуг на станции Спирово, ответчиком суду не представлены.

Доводы представителя ответчика о том, что положения ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 г. исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, суд полагает несостоятельными, поскольку частью 4 статьи 15 указанного закона предусмотрена обязанность собственника соответствующей инфраструктуры в случае невозможности полного приспособления с учетом потребностей инвалидов существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур до их реконструкции или капитального ремонта принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Доводы о невозможности установки кнопки вызова персонала ввиду отсутствия в нормативных актах определения указанной кнопки, порядка и способа ее установки, суд отвергает, поскольку кнопка вызова персонала является средством связи с администрацией, предусмотренным п. 4.2 СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренным Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. № 70 и п. 7.4.13 СП 59.13330.2012.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Тверского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации путем установки оборудования, обеспечивающего беспрепятственное пребывание и передвижение инвалидов по станции Спирово удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <данные изъяты>) устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации – установить специальные приспособления в виде кнопки вызова персонала на лестничных сходах железобетонного пешеходного моста на станции Спирово Тверской области.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Вышний Волочек» в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Комарова