Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2022 года <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре ФИО3, с участием процессуального истца помощника <адрес> межрайонного прокурора ФИО4, представителя истца ФИО10, представителя ответчика ФИО6, представителя третьего лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1 к ООО «Транспортное» о возмещении убытков,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ) к ООО «Транспортное» о возмещении убытков, указав в обоснование, что <адрес> межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение ФИО1 о нарушении жилищных прав в связи с ненадлежащим оказанием коммунальных услуг отопления, горячего водоснабжения.
Установлено, что ФИО1 с 1997года проживает в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Многоквартирный дом имеет нецентрализованное горячее водоснабжение, закрытую систему теплоснабжения. В целях горячего водоснабжения населения в дом поставляется холодная вода, нагрев которой осуществляется в бойлере, размещенном в подвальном помещении. Нагрев воды обеспечивается за счет теплового обмена с системой отопления.
Собственниками помещений в соответствии с протоколом общего собрания от 15.04.2015г. заключен договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Транспортное».
В течение длительного периода времени жители многоквартирного дома получают коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Так, в связи с обращением ФИО1 в администрацию <адрес> городского поселения, специалистами администрации совместно с управляющей организацией было проведено обследование системы отопления в подвальном помещении.
Согласно заключению комиссии, изложенному в акте обследования от 12.12.2012г., для приведения системы отопления в работоспособное состояние необходима замена труб и запорной арматуры системы отопления (тепловой узел, стояки отопления, начиная с подвального помещения по 5 этаж), промывка или замена радиаторов отопления в квартирах, в <адрес> установить радиаторы отопления, выполнить регулировку системы теплоснабжения, увеличить перепад давления в тепловых сетях.
Однако после восстановления радиаторов отопления в <адрес>, ранее демонтированных в связи с отсутствием надлежащего теплоснабжения, работоспособность системы не восстановилась, иные мероприятия управляющей организацией выполнены не были.
В соответствии с текстом коллективного обращения, направленного жителями указанного многоквартирного дома в ООО «Трансяортное» ДД.ММ.ГГГГ, в квартирах №№ отсутствует теплоснабжение и горячее водоснабжение.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений, в многоквартирном доме от 17.07.2017г., проведено собрание по вопросу проведения выборочного капитального ремонта системы отопления. Как следует из протокола, необходимо проведение ремонта, поскольку из-за зауженности труб отсутствует циркуляция воды в системе. Управляющей организацией предложено собственникам оплатить ремонт, заключить договор подряда с ООО «Сантехмонтаж». Собственники помещений отказались от проведения выборочного ремонта системы отопления.
При этом, в соответствии с возражением собственников помещений, отказ от проведения выборочного ремонта системы отопления связан с тем, что собственниками уже оплачиваются взносы на капитальных ремонт общего имущества в Фонд капитального ремонта <адрес>, в связи с этим проведение ремонта за счет дополнительно взимаемых средств недопустимо.
Как следует из акта обследования режима теплопотребления от 18.03.2019г. №, составленного ООО «Иркутскэнергосбыт», на границе ответственности температура сетевой воды соответствовала температурному графику, однако при обследовании выявлены нарушения, управляющей организации ООО «Транспортное» предписано выполнить мероприятия по подготовке дома к осенне-зимнему периоду.
Согласно акту обследования режима теплопотребления от 21.03.2019г. №, составленного ООО «Иркутскэнергосбыт», на границе ответственности температура сетевой воды соответствовала температурному графику, однако при обследовании выявлены нарушения, управляющей организации ООО «Транспортное» предписано восстановить циркуляцию в системе отопления.
Как следует из акта визуального осмотра жилого помещения от 19.04.2019г., проведенного комиссией в составе консультанта отдела ЖКХ администрации <адрес> городского поселения, мастера УТС ОП «ТТС» АО «Байкалэнерго», собственника жилого помещения №, по результатам замера параметров теплоносителя на границе ответственности (вводе в дом) температура сетевой воды соответствовала температурному графику. При этом, температура теплоносителя в <адрес> составила от 36,6 до 54,4 °С. Установлено, что управляющей организации необходимо провести регулировку системы отопления, обеспечить циркуляцию воды.
В соответствии с п.п.13, 14 Договора управления многоквартирным домом, в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов управляющей организацией ежемесячно проводится проверка исправности и работоспособности оборудования, выполнение наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах. Кроме того, управляющей организацией осуществляется контроль параметров теплоносителя, незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления. Ежегодно, перед началом отопительного периода, проводятся гидравлические и тепловые испытания оборудования индивидуальных тепловых пунктов; при выявлении нарушений - разработка плана восстановительных работ, проведение восстановительных работ.
Ежемесячно проводится проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры, контрольно измерительных приборов, коллективных приборов учета, разводящих трубопроводов и оборудования в подвалах, постоянный контроль параметров теплоносителя, незамедлительное принятия мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем, восстановление работоспособности оборудования и отопительных приборов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-тепло- водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, прибором учета тепловой энергии не оснащен.
Пунктом 42 указанных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
За период с 01.01.2019г. по 30.06.2021г. ФИО1 в качестве оплаты не потребленной коммунальной услуги по отоплению перечислены в ООО «Иркутскэнергосбыт» денежные средства в размере 55 627.25руб., что подтверждается платежными документами.
Поскольку в ходе проверки установлено, что нарушение прав ФИО1 на получение коммунальных услуг возникло по причине ненадлежащего технического состояния внутридомовых инженерных систем, убытки, понесенные ФИО1 в связи с оплатой коммунальной услуги по отоплению, подлежат взысканию с управляющей организации, ответственной за содержание общего имущества собственников многоквартирного дома.
В связи с чем, <адрес> межрайонный прокурор просит суд взыскать с ООО «Транспортное» в пользу ФИО1 убытки, связанные с внесением платы за коммунальную услугу «отопление» ненадлежащего качества в размере 55 627.25руб.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержал заявленные исковые требования, по основаниям, указанным в иске, указав, что на протяжении длительного периода времени ФИО1 лишена возможности пользоваться коммунальной услугой отопления. Это связано с неисправным состоянием внутридомовых инженерных сетей, за содержание которых несет ответственность управляющая компания ООО «Транспортное».
Представитель истца ФИО10, действующая по нотариальной доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснив суду, что в настоящее время в доме появилась горячая вода, а отопления как не было, так и нет. Управляющая компания ссылается на капитальный ремонт, но когда это еще будет. В 2017году было проведено собрание собственников дома, управляющая компания предложила собрать 680тыс. рублей с жителей дома, но все отказались, поскольку уже ежемесячно оплачивают взносы в Фонд капитального ремонта. В квартире три раза меняли радиаторы отопления, но ничего не изменилось, тепла нет. Его нет и в других квартирах по стояку. Они не однократно обращались в управляющую компанию по этому вопросу, но результата нет, их не слышат. По данному вопросу также обращались в администрацию Тайшетского городского поселения и им был дан ответ, что после комиссионного обследования теплоснабжения в доме, ООО «Транспортное» рекомендовано отрегулировать циркуляцию системы отопления. Однако управляющая компания до настоящего времени проявляет бездействие.
Представитель ответчика ООО «Транспортное» ФИО6, действующий по доверенности № от 18.01.2022г., в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, дополнив, что в данном случае нет вины управляющей компании.
Представитель третьего лица АО «Байкалэнерго» ФИО5, действующая по доверенности № от 10.01.2022г., в судебном заседании пояснила, что ресурсоснабжающая организация предоставляет услугу по отоплению до стены дома. На вводе неоднократно проводили замеры, они соответствуют норме. Вмешиваться в внутредомовую систему отопления у них нет права. При ежегодном обследовании системы отопления при подготовке к отопительному сезону их инженером работникам управляющей компании неоднократно делались замечания, что отражалось в актах.
Выслушав участников процесса, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В судебном заседании установлено, что ООО «Транспортное» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Исполнителем по предоставлению услуги по теплоснабжению на территории <адрес> является АО «Байкалэнерго».
По агентскому договору от имени АО «Байкалэнерго» выступает ООО «Иркутская Энергосбытовая компания».
Согласно договора управления многоквартирным жилым домом, заключенного между собственниками указанного дома и ООО «Транспортное», в лице его директора ФИО7- управляющая компания предоставляет услуги и выполняет работу по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе техническое обслуживание и текущий ремонт системы отопления, водоснабжения и водоотведения.
Как установлено в судебном заседании в <адрес> многоквартирном <адрес>, принадлежащей ФИО1 отсутствует отопление надлежащего качества.
15.03.2019г. ФИО1 обратилась с заявлением на имя начальника ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» о создании комиссии для измерения температуры воздуха в ее квартире и радиаторах.
Согласно акта № от 18.03.2019г., составленного инженером-инспектором ООО «Иркутскэнергосбыт», установлено, что на границе ответственности сетевой воды соответствует температурному графику. ООО «Транспортное» рекомендовано выполнить мероприятия по подготовке к ОЗП 19/2022.
Согласно акта № от 21.03.2019г., составленного инженером-техником ООО «Иркутскэнергосбыт» - ООО «Транспортное» рекомендовано восстановить циркуляцию в системе отопления и выполнить предписание по подготовке к ОЗП 19/2022.
Аналогичные акты составлялись и ранее 28.11.2017г., 13.02.2018г., где также отражены мероприятия по устранению выявленных нарушений и даны рекомендации управляющей компании для их устранения.
На обращение ФИО1 в администрацию <адрес> городского поселения по поводу получения некачественной услуги отопления -19.04.2019г. был дан ответ, из которого следует, что было проведено комиссионное обследование ввода теплоснабжения в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также замер параметров теплоносителя в <адрес>.
В ходе обследования установлено, что необходимо отрегулировать циркуляцию системы отопления многоквартирного дома по <адрес>.
Для решения вопроса качественного теплоснабжения в адрес ООО «Транспортное» направлено рекомендательное письмо.
Как следует из выводов комиссии, отраженных в акте визуального осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>42 от 19.04.2019г. - на границе ответственности температура сетевой воды соответствует температурному графику.
Управляющей организации ООО «Транспортное» необходимо отрегулировать циркуляцию системы отопления многоквартирного дома по <адрес>.
Также комиссией был составлен акт № от 19.04.2019г. обследования режима теплопотребления данного дома, согласно которого ООО «Транспортное» рекомендовано выполнить требование, правила указанные в Предписании ПТЭ по подготовке к ОЗП 19/2022. При составлении акта представитель ООО «Транспортное» отсутствовал.
В ходе судебного заседания была допрошена в качестве свидетеля начальник отдела технических сетей АО «Байкалэнерго» ФИО8 которая пояснила, что каждый год при подготовке к отопительному сезону у специалистов АО «Байкалэнерго» всегда возникает много замечаний к управляющей компании ООО «Транспортное», что подтверждается актами проверки готовности к отопительному периоду.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" о том, что факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио - и видеозаписями, заключением эксперта).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 не получает коммунальную услугу по отоплению из-за ненадлежащего содержания управляющей компанией внутридомовых инженерных сетей многоквартирного дома. Со стороны управляющей компанией проявляется бездействие по устранению возникшего вопроса по отоплению. В связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования <адрес> межрайонного прокурора и взыскать с ООО «Транспортное» в пользу ФИО1 убытки, связанные с внесением платы за коммунальную услугу «отопление» ненадлежащего качества в размере 55 627.25руб.
Доводы представителя ответчика о том, что вины управляющей компании в предоставлении коммунальной услуги отопления нет, поскольку нарушения температурного режима допускаются АО «Байкалэнерго» суд находит несостоятельными. Данные доводы в ходе судебного заседания не были подтверждены.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в муниципальный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика в подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, исчисленная по правилам п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 1868.82руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ООО «Транспортное» в пользу ФИО1 убытки, связанные с внесением платы за коммунальную услугу «отопление» ненадлежащего качества в размере 55 627.25руб.
Взыскать с ООО «Транспортное» государственную пошлину в доход муниципального образования "<адрес>" в размере 1868.82руб., взыскатель МИ ФНС России № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через <адрес> городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Радионова