ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1816/22 от 13.07.2022 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-1816/22

Мотивированное решение

составлено 19.07.2022

УИД 25RS0002-01-2022-003182-06

Решение

именем Российской Федерации

13 июля 2022 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего Н.С. Юсуповой при ведении протокола секретарем Я.В. Руренко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока», Администрации г. Владивостока (третье лицо: Управление по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока) о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Фрунзенского района г. Владивостока в интересах, неопределенного круга лиц обратился в суд с названным исковым заявлением указав в обоснование, что в марте 2021 года проверкой в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» в занимаемом здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, выявлен ряд нарушений требований, в целях устранения которых 11.03.2021 прокуратурой района руководителю учреждения внесено представление. Во исполнение представления отдельные нарушения требований учреждением устранены. Вместе с тем, в связи с отсутствием надлежащего финансирования со стороны Администрации г. Владивостока на момент учреждением не устранены следующие требования: не проведена замена дверей выходов на чердак на металлические с надежными запирающими устройствами; не проведено полное оснащение объекта системой наружного освещения; объект не дооснащен системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; не проведено оборудование на 1-м этаже объекта помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений групп на первом и втором этажах здания (п. 5.1.3. свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194). В связи с чем, просит обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» в течение 3 месяцев со дня получения финансирования со стороны администрации г. Владивостока выполнить требования к антитеррористической защищенности и устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5: произвести замену дверей выходов на чердак в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, на металлические с надежными запирающими устройствами; полностью оснастить здание по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, системой наружного освещения; оснастить здание по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; произвести оборудование на 1-м этаже здания по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); произвести оборудование вторых эвакуационных выходов из помещений групп на первом и втором этажах здания по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5. Также просил обязать администрацию г. Владивостока произвести финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были многократно уточнены. В последней редакции уточнений, истец просил обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» в течение 3 месяцев со дня получения финансирования со стороны администрации г. Владивостока выполнить требования к антитеррористической защищенности и устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, а именно: произвести замену дверей выходов на чердак в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, на металлические с надежными запирающими устройствами; оборудовать объект - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5 и территорию детской площадки, системой наружного освещения; дооборудовать периметр объекта по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, системой видеонаблюдения, а именно 2 камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца; произвести оборудование на 1-м этаже здания по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ). Также просил обязать администрацию г. Владивостока произвести финансирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушений требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Владивосток, ул. Казанская, 5, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 47-49).

Также в ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица было привлечено Управление по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока.

Помощник прокурора Снытко А. Н. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, указала приемлемым сроком для исполнения судебного решения в течении 4 месяцев с учетом вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика Администрации г. Владивостока и третьего лица Управления по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г. Владивостока Альмова Е. В. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, представила письменные возражения на исковые требования, в которых указала, что нормами действующего законодательства нет прямой обязанности у образовательного учреждения и органа местного самоуправления устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения. Также из акта проверки от 09.03.2021 не усматривается сведений, подтверждающих факт неработающих камер видеонаблюдения. Помимо этого, не предоставлен паспорт безопасности, на который ссылается прокурор в качестве доказательства присвоенной категории. Считает, что прокуратурой не представлены доказательства наличия неисправных камер в МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока». Полагает, что эксплуатация образовательного учреждения при отсутствии системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования технических, санитарных норм, обеспечивающих безопасность, а также права учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения. Указывает, что здание МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока» оборудовано автоматическими пожарными и системами тревожной сигнализации. Просила отказать в исковых требованиях.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока» - Масибута Ю. Ю. в судебном заседании указала, что требования прокуратуры указанные в исковом заявлении обоснованы, но по причине отсутствия финансирования муниципальному учреждению не представляется возможным их выполнить. Полагала, что трехмесячный срок достаточен для устранения нарушений с момента получения финансирования.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 ФЗ от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со статьей 28 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 ФЗ "Об образовании в РФ" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Фрунзенского района г. Владивостока 09.03.2021 проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в среде несовершеннолетних и молодежи, по результатам которой выявлены следующие нарушения в МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока»: не устранены нарушения пожарной безопасности, указанные в предписании от дата ОНДиПР сроком устранения от дата:

- из помещений группы на 2 этаже здания (помещения № 4, № 13 согласно техническому паспорту), а также из помещений группы на 1 этаже здания (помещение № 5 согласно техническому паспорту) отсутствует 2-ой (запасной) эвакуационный выход, так как в помещении находятся более 10 человек.

Также выявлены следующие нарушения требований антитеррористического законодательства:

- деревянные двери на чердак не замены на металлические с надежными запирающими устройствами;

- освещение объекта не охватывает всей территории (детская площадка);

- в помещении здания детского сада отсутствуют камеры видеонаблюдения;

- не оборудовано отдельное помещение для охраны на 1 этаже здания;

- отсутствуют металлоискатели (3 категория опасности);

- не разработан план тренировок, не проводятся тренировки в случае угрозы теракта, отсутствует соответствующий журнал;

- не представлен план мероприятий по противодействию экстремизму, терроризму;

- не разработаны положения о внутри объектном пропускном режиме (не представлено);

- планы эвакуации расположены не соответствии с отраженным на них местоположением (л.д. 8).

11.03.2021 прокуратурой района руководителю учреждения внесено представление (л.д. 6).

Во исполнение представления отдельные нарушения требований учреждением устранены. Как следует из ответа МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока» на требования Прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока по состоянию на 25.02.2022 по представлению от дата выполнено следующее:

- дошкольное учреждение оснащено ручными металлоискателями;

- разработан план тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении. Своевременно проводятся тренировки с записью в соответствующий журнал;

- разработан план мероприятий по противодействию экстремизму, по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;

- имеется локальный акт о пропускном и внутриобьектовом режиме;

- планы эвакуации расположены в соответствии с местом их расположения (л.д. 11).

Как указано в ответе, остальные замечания детский сад устранить самостоятельно не может из-за нехватки финансирования. На основании предписаний, написаны ходатайства о выделении денежных средств в Управление образования по работе с муниципальными учреждениями образования города Владивостока – л.д. 11.

В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;

Так, как в нарушение указанной нормы двери выходов на чердак не заменены на металлические с надежными запирающими устройствами, что является ненадлежащим исполнением обязанностей по предупреждению и воспрепятствованию неправомерного проникновения на объект, что подтверждается актом прокурорской проверки (л.д. 40).

Также в силу подпункта "м" пункта 24 Требований к защищенности объектов установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, а именно оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

Так, в нарушение указанной нормы отсутствует освещение всей территории образовательной организации (освещена частично, не охватывает всей территории детской площадки), что также подтверждается актом прокурорской проверки (л.д. 40).

Помимо этого, в соответствии с подпунктами «а» п. 25 Требований к защищенности объектов установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, а именно оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, что предусмотрено пунктом 30 Требований.

Согласно акту проверки от 15.06.2022 всего на территории детского сада работает 8 видеокамер (л.д. 40).

С учетом указанных норм, здание образовательной организации (помещения) требуется дооборудовать камерами видеонаблюдения с целью обеспечения непрерывного видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта.

Также в нарушении пп. «в» п. 25 Требований на 1-м этаже здания не оборудовано отдельное помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений, что также подтверждается актом прокурорской проверки (л.д. 40).

Учитывая, что требования указанные в акте проверки и в представлении прокурора Фрунзенского районного суда г. Владивостока не устранены, то исковые требования подлежат удовлетворению.

Довод представителя ответчика о том, что МБДОУ «Детский сад № 45 г. Владивостока» введен в эксплуатацию задолго до ввода в действий свода Правил судом не принимается в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

При этом в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как следует из положений пункта 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10)", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Как видно из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Муниципальное задание для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в силу положений п. 3 ст. 69.2 БК РФ, п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Как следует из п. 1.6 Устава МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока», размещенного на официальном сайте МБДОУ «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» http://ds45.pupils.ru/nashi-dokumenty/5447/67260, указанное учреждение является муниципальным бюджетным учредителем, учредителем и собственником которого является Владивостокский городской округ в лице администрации г. Владивостока. Финансовое обеспечение МБДОУ «Детский сад № 45 общеразвивающего вида г. Владивостока» осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа.

Поскольку администрация г. Владивостока является учредителем МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока», а также учитывая, что администрация г. Владивостока является ответственным органом за формирование бюджета муниципального образования, суд полагает, что требования прокурора г. Владивостока о возложении обязанности на администрацию г. Владивостока обеспечить финансирование мероприятий по проведению ограждения территории МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г. Владивостока» в состояние, отвечающее требованиям антитерростического законодательства подлежащими удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок для исполнения решения в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Фрунзенского района г.Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 общеразвивающего вида г.Владивостока», расположенное по адресу: г.Владивосток, ул.Казанская, д.5 в течение 3 месяцев со дня получения финансирования с Администрации г. Владивостока выполнить требования к антитеррористической защищенности и устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

произвести замену дверей выходов на чердак в здании по адресу: г. Владивостока, ул. Казанская, 5 на металлические с надежными запирающими устройствами;

- оборудовать объект МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г.Владивостока» и территорию детской площадки системой наружного освещения;

- дооборудовать периметр Объекта МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г.Владивостока» системой видеонаблюдения, а именно двумя камерами, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов Объекта, архивирование и хранение данных в течение одного месяца;

произвести оборудование на 1-м этаже объекта МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г.Владивостока» помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ.

Обязать Администрацию города Владивостока произвести финансирование МБДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида г.Владивостока» в целях выполнения требований к антитеррористической защищенности и устранения нарушения требований пожарной безопасности в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.С. Юсупова