Дело № 2-60/2020 (№ 2-1817/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Плотниковой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Демидовой Т.И.,
с участием представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 3 года,
представителя ответчика – администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности по согласованию предоставления в аренду земельного участка, признании заключенным договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась с вышеуказанным иском к администрации гор. Комсомольска-на-Амуре, мотивируя заявленные требования тем, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, используется ею с ДД.ММ.ГГГГ г. под огородничество. На данный земельный участок площадью 608 кв.м. администрацией гор. Комсомольска-на-Амуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было оформлено удостоверение на право пользования землей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. оформлялись договоры аренды под огородничество, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время земельный участок используется по акту, подтверждающему факт использования земельного участка под огородничество (акт № от ДД.ММ.ГГГГ). За время пользования земельным участком регулярно производила платежи, земельный участок используется по целевому назначению. Уведомлений от администрации г. Комсомольска-на-Амуре о расторжении договора, досрочном прекращении его действия не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в результате перераспределения земли площадь земельного участка была уменьшена ответчиком до 301 кв.м. Она обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Согласно уведомлению администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ№ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отказано ввиду того, что земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4), где предоставление земельного участка для ведения огородничества возможно при условии расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, исключающей возможность строительства индивидуального жилого дома; земельный участок расположен в границе шумовой санитарно-защитной зоны подлета аэродрома; площадь участка меньше установленных градостроительных регламентов; на земельном участке расположено одноэтажное деревянное сооружение – самовольная постройка; огородничество - зона рекреационного назначения (массовый вид отдыха населения); схема выполнена с нарушением. Полагает указанное решение ответчика незаконным. Земельный участок по <адрес> расположен в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-4 с наложением на данную территорию шумовой санитарно- защитной зоны авиазавода. Ведение огородничества отнесено к основным видам разрешенного использования недвижимости. В своем уведомлении ответчик ссылается на п.5 «а» Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон» недействующей редакции. В тексте действующей редакции огородничество не отнесено к запрещенным видам использования земельного участка в данных зонах. Санитарно-защитная зона <адрес> – зона глиссады самолетов, часть приаэродромной территории аэропорта «Дземги» завода КнААЗ, которая является зоной с особыми условиями использования территории. Ведение огородничества допускается при условии расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории. Отклонение от минимальных размеров земельного участка не противоречит п.1 ст.4 ФЗ № 101 от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который допускает использование земельного участка, размеры которого менее, чем минимальные размеры земельного участка, установленные законами субъектов РФ, если основной деятельностью на данном участке является производство сельскохозяйственной продукции. На земельном участке имеется строение площадью 7,8 кв.м., постройка 2009 г., которое является некапитальным, нежилым, хозяйственным строением сезонного характера для хранения выращенной продукции и орудий труда. Полагает, что возведение данной постройки, которая лишена свойств капитальности и не относится к объекту недвижимости, не противоречит разрешенному виду использования земельного участка и условиям договора. Огородничество не является массовым видом отдыха. Составление схемы земельного участка и определение характерных точек было выполнено кадастровым инженером «Терра Плюс» по фактически имеющимся на земельном участке объектам искусственного происхождения, что соответствует правилам в области землепользования. Вопрос об уточнении схемы земельного участка по <адрес> по границе смежной с земельным участком <адрес> рассматривается в судебном порядке. Просит признать незаконным отказ о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по <адрес>, обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре согласовать «Заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка», признать заключенным договор аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, между администрацией г. Комсомольска-на-Амуре и истцом.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения участников процесса, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО2, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные вышеизложенным обстоятельствам, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО3, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, полагала иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж-4, для которой установлены градостроительные регламенты, предусматривающие предельные размеры земельных участков. Так, минимальная площадь земельного участка для ведения огородничества – 400 кв.м. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 301 кв.м., что на 99 кв.м меньше установленной предельной площади. При осмотре земельного участка установлено, что на земельном участке расположено одноэтажное деревянное сооружение. Расположение на испрашиваемом земельном участке самовольной постройки в соответствии со ст. 26 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 № 104 «О регулировании земельных отношений», является основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка. Спорный земельный участок предоставлялся истцу без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений. Земельный участок по <адрес> расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4), в границе шумовой санитарно-защитной зоны подлета аэродрома. В границах санитарно-защитной зоны не допускается размещение зон рекреационного назначения, к которым в соответствии с СанПиН 2.1.6.1032-01 отнесены также огородные участки. Продление договора аренды земельного участка не предусмотрено. На основании подп. 3 п.16 ст. 11.10, п.1 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№, требований санитарных правил и нормативов, п. 2.8 административного регламента администрацией г. Комсомольска-на-Амуре было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды с целью ведения огородничества. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, разрешенное использование земельного участка - для ведения огородничества, объект недвижимости снят с кадастрового учёта ДД.ММ.ГГГГ, информация о зарегистрированных правах на спорный объект отсутствует, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка для сельскохозяйственного использования (без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений).
Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора арендодатель предоставляет в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 608,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для сельскохозяйственного использования (без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных сооружений), для ведения огородничества. Срок аренды участка установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. № договора).
Согласно акта № подтверждающего факт использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению имуществом администрации <адрес>, ФИО4 использует земельный участок ориентировочной площадью 320,23 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения огородничества.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории по фактическому использованию, площадь земельного участка составляет 301 кв.м.
Истец обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, расположенного по адресу: <адрес>, с целью ведения огородничества, согласно прилагаемой схеме.
Администрация г. Комсомольска-на-Амуре направила в адрес заявителя уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка», указав о том, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует минимальному установленному размеру земельного участка, на земельном участке расположено самовольная постройка, земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4), в границе шумовой санитарно-защитной зоны подлета аэродрома, где не допускается размещение зон рекреационного назначения, к которым в соответствии с СаНПиН 2.1.6.1032-01 отнесены огородные участки.
Истец ФИО4, полагая, что отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка является незаконным, обратилась с настоящим иском в суд.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Из статьи 39.2 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ (пункт 1).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый истцом в аренду земельный участок для ведения огородничества площадью 301 кв.м с кадастровым номером 27:22:0041005:42 находится в муниципальной собственности.
Истец использует земельный участок по акту № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждающему факт использования земельного участка для ведения огородничества.
Частью 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, когда испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденными решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 N 72 (ред. от 06.11.2019), испрашиваемый земельный участок относятся к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4). Вид разрешенного использования, ведение огородничества входит в перечень основных видов разрешенного использования недвижимости (подп. 11 п. 4.1 Правил).
В соответствии с подп. 1 пункта 4.5 Правил ведение огородничества (13.1) допускается только при условии расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, исключающей возможность строительства индивидуального жилого дома.
Пунктом 1 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 4.4 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденных решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 N 72, минимальная площадь земельного участка для иных видов разрешенного использования, в т.ч. для ведения огородничества - 400 кв.м, минимальный размер участка – 14 м.
Согласно схеме расположения земельного участка, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 301 кв.м, что не соответствует минимальному установленному размеру земельного участка.
Земельный участок по адресу <адрес> расположен в зоне ограничения использования участков в связи с наложением на данную территорию шумовой санитарно-защитной зоны филиала ПАО «Компания «Сухой» КнААЗ им. Ю.А. Гагарина».
Статьей 39 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" предусмотрено, что использование земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в пределах зон, указанных в статье 29 настоящих Правил, определяется: градостроительными регламентами, определенными статьями 30 - 36 применительно к соответствующим территориальным зонам, обозначенным на карте статьи 28 настоящих Правил с учетом ограничений, определенных настоящей статьей; ограничениями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи для земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в санитарно-защитных зонах производственных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, объектов коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунально-складских объектов, очистных сооружений, иных объектов, (включая шумовую зону аэропорта), определяются виды объектов, размещение которых не допускается в санитарно-защитных зонах в соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Запрет на размещение в границах санитарно-защитных зон, в том числе коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков, садоводческих товариществ, предусмотрен также пунктом 5 статьи 39 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01. "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения.
К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово - огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).
Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес администрации г. Комсомольска-на-Амуре, испрашиваемый земельный участок, расположенный в санитарно-защитной зоне ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», имеет ограничения для размещения жилой застройки и выращивания сельскохозяйственной продукции в связи с воздействием шумового фактора и химическим воздействием на атмосферный воздух.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственного предприятия, в отношении которого не допускается использование для размещения огородных участков.
В соответствии с подп. 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Из содержания статьи 24 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 N 104 "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае" следует, что до 1 января 2020 года основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, являются, в т.ч. расположение на земельном участке, образование которого предусмотрено схемой, самовольной постройки, за исключением случая обращения с заявлением об утверждении схемы в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, лица, право собственности которого на данную самовольную постройку признано судом.
Статьей 26 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 N 104 "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае" установлено, что до 1 января 2020 года орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, схема, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в статье 24 настоящего закона.
Из сообщения администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес ФИО2, следует, что по заявлению ФИО1 администрацией города принято постановление №-па от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1», в рамках которого утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>.
Из сообщения администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что схема расположения земельного участка, приложенная истцом к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, не может быть утверждена, т.к. разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам.
В судебном заседании представитель истца подтвердила наличие спора, разрешаемого в судебном порядке, со смежным землепользователем относительно границ земельных участков.
Кроме того, как следует из пояснений истца, сообщения администрации города, на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, расположено одноэтажное деревянное сооружение.
В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из ранее заключенного с истцом договора аренды, испрашиваемый земельный участок предоставлялся без права возведения жилого строения и хозяйственных построек.
Право собственности на самовольную постройку в судебном порядке за истцом не признано.
Наличие вышеуказанных обстоятельств является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, и как следствие к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств, суд полагает обоснованным отказ администрации г. Комсомольска-на-Амуре в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, поскольку отсутствуют основания для предоставления в аренду спорного земельного участка без проведения торгов для ведения огородничества.
В связи с установленными по делу обстоятельствами, суд полагает необходимым отказать ФИО4 в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к администрации гор. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности по согласованию предоставления в аренду земельного участка, признании заключенным договор аренды земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
Судья Е.Г. Плотникова