Дело № 2-22/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2014 года г. Чебаркуль
Чебаркульский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Филатовой Л.Е.,
при секретаре Гречишниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Чебаркульского городского округа, Управлению муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа о признании незаконным решения Межведомственной комиссии и заключении договора аренды,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии и заключении договора аренды. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам, для индивидуального жилищного строительства в 2012 году» подал на имя Главы Чебаркульского городского округа (далее - глава ЧГО) заявление о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. Заявление было рассмотрено на Межведомственной комиссии по выбору земельных участков и размещению объектов строительства ДД.ММ.ГГГГ года, протокол №, которым принято решение о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на три года. О решении комиссии ему сообщили в письме главы ЧГО от ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовали для оформления правоустанавливающих документов обратиться за межеванием земельного участка и постановкой его на кадастровый учет. В ДД.ММ.ГГГГ заказал межевые работы и провел постановку на кадастровый учет. Постановлением главы ЧГО № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка и его площадь <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ обратился в главе ЧГО с заявлением о заключении договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Южноуралец» опубликован протокол межведомственной комиссии по выбору земельных участков и размещению объектов строительства на территории ЧГО № от ДД.ММ.ГГГГ года, в пункте 16 которого указано: «по заявлениям ФИО1, <данные изъяты>., <данные изъяты> о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу <адрес>; <адрес>; <адрес> для индивидуального жилищного строительства, решения комиссии (п.2, 3, 6 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ года) отменить. Предоставить земельные участки для индивидуального жилищного строительства сроком на три года, за исключением охранных зон инженерных коммуникаций». Считает решение комиссии незаконным. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам, для индивидуального жилищного строительства в 2012 году» не содержало каких-либо указаний на обременения испрашиваемого им земельного участка. В органе государственного кадастрового учета также не содержится каких-либо сведений об обременении земельного участка. При утверждении схемы расположения земельного участка постановлением главы № от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка утверждена в размере <данные изъяты> кв.м.
Просит:
- признать незаконным и отменить пункт 16 протокола заседания Межведомственной комиссии по выбору земельных участков и размещению объектов строительства на территории Чебаркульского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ года,
- обязать Управление муниципальной собственностью администрации Чебаркульского городского округа в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ним сроком на три года договор аренды земельного участка, расположенного на землях населенного пункта, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации Чебаркульского городского округа в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д.198). В представленном в суд отзыве указали, что просят в удовлетворении иска отказать, направленный ФИО1 ответ от ДД.ММ.ГГГГ года, не содержит отказа в заключении договора аренды, земельный участок предоставляется за исключением охранных зон инженерных коммуникаций. Решение Межведомственной комиссии носит рекомендательный характер, этим решением не могут быть затронуты права ФИО1, решение о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка является прерогативой главы округа (л.д. 190-191).
Представитель ответчика Управлению муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 197), причина неявки не известна. В представленном в суд отзыве указал, что просит отказать в удовлетворении иска, предоставление земельного участка без указания на ограниченное использование нарушит Правила охраны газораспределительных сетей (л.д. 39-44).
Представитель третьего лица ОАО «Чебаркульмежрайгаз» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 196), причина неявки не известна. В представленном в суд отзыве указал, что прилегание в границах земельного участка линейного объекта газораспределения не может быть основанием для отказа в предоставлении земельного участка, факт расположения анодного заземления газопровода влечет возникновение у правообладателя земельного участка ряда ограничений (л.д. 111-112).
Представитель третьего лица ОАО «Челябинскгазком» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 195), причина неявки не известна. В представленном в суд отзыве указал, что в соответствии с п. 48 «Правил охраны газораспределительных сетей», установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах, в документах, удостоверяющих права владельцев земельных участков, должны быть указаны ограничения (обременения) прав этих владельцев (л.д. 114).
Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав все материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Пунктом 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласование вопросов предоставления земельных участком под строительство в <адрес> осуществляет Межведомственная комиссия по выбору земельных участков и размещению объектов строительства на территории Чебаркульского городского округа, которая действует на основании Положения, утвержденного постановлением Главы округа ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58).
Установлено, что постановлением главы Администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень земельных участков к предоставлению в ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства, среди которых имеется участок № по <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 173-175).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе Чебаркульского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства (л.д. 59).
На заседании Межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., аренду сроком на три года для индивидуального жилищного строительства. Комиссией принято решение опубликовать сообщение о приеме заявления на предоставление земельного участка в аренду на три года для индивидуального жилищного строительства, уведомить заявителя, что предоставление земельного участка будет осуществляться после переноса линии металлозащиты (л.д. 88-91).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был направлен ответ о том, что заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено на Межведомственной комиссии, комиссией принято решение опубликовать сообщение о приеме заявления, и разъяснено, что по истечение месячного срока в случае отсутствия встречных заявлений Комитет архитектуры, градостроительства и землепользования совместно с Управлением муниципальной собственности приступит к делопроизводству (л.д. 74).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Главе МО «Чебаркульский городской округ» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> (л.д. 72).
Постановлением главы Администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению ФИО1 утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, предоставляемого в аренду для индивидуального жилищного строительства (л.д. 60-61).
В пункте 2 этого постановления указано установить ограничение в использовании земельного участка. В пределах охранной зоны инженерных коммуникаций (линия электрохимзащиты) запрещается производить действия, нарушающие безопасную эксплуатацию и приводящие к повреждениям линии электрохимзащиты, при производстве ремонтных работ на инженерных коммуникациях обеспечить доступ соответствующим службам. Застройку земельного участка производить с соблюдением охранных зон инженерных коммуникаций (линии электрохимзащиты), согласно приложению.
В Схеме расположения земельного участка № по <адрес>, являющейся приложением к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № № показано анодное заземление, которое проходит через ряд земельных участков, в том числе через участок №, а также изображена охранная зона линии электрохимзащиты, которая составляет по 1 метру в каждую сторону от линии анодного заземления (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ главой Чебаркульского городского округа принято постановление № о предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства сроком на три года (л.д. 75).
Пунктом 2 этого постановления предписано ФИО1 производить застройку земельного участка в соответствии с градостроительным планом, учитывая охранную зону линии электрохимзащиты, а также осуществлять беспрепятственный доступ соответствующим службам при проведении ремонта линии электрохимзащиты.
Пунктом 3 этого постановления предписано Управлению муниципальной собствености администрации Чебаркульского городского округа заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с учетом ограничений в его использовании.
Постановлением главы Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 71) утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, подготовленный Комитетом архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Чебаркульского городского округа (л.д. 62-73).
Из чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования видно, что через земельный участок № проходит линия электрохимзащиты, границы возможной застройки участка установлены по обе стороны от линии электрохимзащиты на расстоянии <данные изъяты> метра от линии электрохимзащиты (л.д. 64).
На заседании Межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отмене пункта 3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении ФИО1 земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на три года, за исключением охранных зон инженерных коммуникаций (л.д. 80-86).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено письмо за № о том, что его заявление о предоставлении земельного участка повторно рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии, в связи с расположением на участке линии электрохимической защиты, на которую зарегистрировано право собственности ОАО «Чебаркульмежрайгаз», комиссией принято решение об отмене решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и о предоставлении земельного участка в аренду за исключением охранных зон инженерных коммуникаций (л.д. 76).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, которые разработаны на основании Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", и устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий (далее Правила).
Согласно подпункту «д» пункта 4 Правил, в состав газораспределительных сетей входят: устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил, охранная зона газораспределительной сети - это территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Согласно пункту 14 Правил, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:
а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
Из отзыва представителя Администрации на исковое заявление следует, что препятствием к своевременному заключению договора аренды явились противоречивые ответы ОАО «Челябинскрегионгаз», ОАО «Миассгазком», ОАО «Чебаркульмежрайгаз» о расположении на земельном участке линии электрохимзащиты.
Представитель Управления муниципальной собственности в отзыве на исковое заявление указывает на то, что предоставление земельного участка без обременения охранной зоны газораспределительной сети не возможно.
По сообщению ОАО «Чебаркульмежрайгаз», анодное заземление, проходящее по земельному участку № <адрес> является элементом средства электрохимической защиты сети газопровода низкого давления поселка Восточный, обеспечивающее защиту от разрушения металлов вследствие химического, электрохимического или биохимического взаимодействия их с окружающей средой. ОАО «Чебаркульмежрайгаз» работы по межеванию охранной зоны линии электрохимической защиты (анодного заземления) не проводило из-за отсутствия нормативно-правового акта <адрес>, регламентирующего порядок утверждения карты-схемы зон с особыми условиями использования территорий (л.д. 187-188).
Из отзывов представителей третьих лиц ОАО «Челябинскрегионгаз» и ОАО «Чебаркульмежрайгаз» на исковое заявление следует, что они не высказывают никаких возражений против предоставления ФИО1 земельного участка, на котором расположена линия электрохимзащиты.
Из пояснений истца ФИО1 и его представителя ФИО2 следует, что ФИО1 при предоставлении ему земельного участка согласен соблюдать установленные ограничения для охранных зон линии электрохимзащиты. Так истец пояснил суду, что он будет осуществлять строительство согласно генплана, не будет осуществлять строительство на территории, где находятся металлоконструкции и на определенном расстоянии от них.
Суд считает обоснованными требования ФИО1 о признании незаконным решения Межведомственной комиссии об отмене ранее принятого решения по его заявлению о предоставлении земельного участка, и о возложении на Управление муниципальной собственности обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка. Поскольку предусмотренный земельным законодательством порядок предоставления земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство соблюден, каких-либо предусмотренных законодательством препятствий для заключения договора аренды не имеется. Наличие на земельном участке линии электрохимической защиты газораспределительной сети и установление охранной зоны этой линии электрохимзащиты не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство, что прямо указано в пункте 48 Правил охраны газораспределительных сетей. Кроме этого, постановление о предоставлении ФИО1 всего земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. принято уполномоченным органом – главой администрации Чебаркульского городского округа, в этом постановлении указано о необходимости соблюдения охранных зон, это постановление не отменено и не изменено. При этом, градостроительный план также разработан с учетом охранных зон линии электрохимзащиты, и ФИО1 не возражает против его обязанности соблюдать ограничения при застройке участка.
Суд не принимает во внимание изложенные в отзыве доводы представителя Администрации о том, что нельзя сделать вывод о том, что УМС отказало в заключении договора, а также доводы о том, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав. Поскольку отсутствие письменного отказа Управления муниципальной собственности в заключении договора не свидетельствует о том, что права истца не были нарушены. Так как, несмотря на наличие постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка, договор аренды до настоящего времени не заключен, то есть земельный участок фактически до настоящего времени не предоставлен.
То обстоятельство, что решения Межведомственной комиссии носят рекомендательный характер, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения Межведомственной комиссии. Поскольку принятие Межведомственной комиссией решения об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ фактически привело к тому, что заявление ФИО1 о предоставлении ему земельного участка до настоящего времени по существу не разрешено, участок ему в аренду до настоящего времени не предоставлен. Кроме этого, принятие Межведомственной комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка за исключением охранных зон инженерных коммуникаций противоречит постановлению главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., то есть, с учетом охранных зон.
Также суд не принимает во внимание ссылки представителя Администрации на избрание истцом ненадлежащего способа защиты и на статью 254 ГПК РФ. Поскольку истцом заявлены требования имущественного характера, связанные с правом аренды земельного участка, следовательно, эти требования подлежат рассмотрению в рамках искового производства и не могут быть рассмотрены по правилам главы 23 ГПК РФ, как дела, возникающие из публичных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить пункт 16 протокола заседания Межведомственной комиссии по выбору земельных участков и размещению объектов строительства на территории Чебаркульского городского округа от 23.05.2013 года № в части отмены пункта 3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 земельного участка по адресу: <адрес>.
Обязать Управление муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на три года для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с постановлением Администрации Чебаркульского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебаркульский городской суд.
Председательствующий: