УИД 11RS0002-01-2022-002429-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Воркута Республики Коми 11 августа 2022г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1817/2022 по исковому заявлению Муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» к ФИО1, ФИО2 о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение за МО ГО «Воркута»,
у с т а н о в и л:
истец - Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обратился в суд к ответчикам о прекращении права собственности на жилое помещение (квартиру) по адресу: ; признании права собственности на жилое помещение по адресу: , за муниципальным образованием городского округа «Воркута».
В обоснование требований указано, что ФИО1 и его супруге – ФИО2, как участникам Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера была предоставлена жилищная субсидия, реализованная на приобретение жилья в . В связи с получением жилищной субсидии, ответчики обратились с заявлением о принятии в муниципальную собственность по договору мены спорной квартиры, а также обязались освободить ее в течение двух месяцев в случае приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Условия реализации жилищного сертификата соблюдены, однако действия по оформлению перехода права собственности ответчиками не произведены.
Истец извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в суд не направил, заявив о рассмотрении дела без его участия.
Ответчики извещены о времени и месте рассмотрения дела по известным суду адресам регистрации. От получения направленных им судебных извещений ответчики уклонились, судебные извещения возвращены в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении.
В соответствии со ст.117, 167 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ дело рассмотрено судом без участия не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом - именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В силу ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ).
Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера (далее именуется - Соглашение о займе), одобрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г. N 577
Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 № 336.
В соответствии с Положением право на получение жилищных сертификатов имели в том числе категории граждан Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 г., не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации, зарегистрированные и постоянно проживающие на дату вступления в силу Соглашения о займе на территориях г. Воркута.
Жилищная субсидия предоставлялась при условии сдачи жилья, занимаемого гражданами на дату вступления в силу Соглашения о займе, увольнения с работы и снятия со всех видов социального учета и обеспечения, включая очередь на улучшение жилищных условий. Жилищная субсидия является компенсацией за сдаваемое жилье (п.6).
Согласно п.7-9 Положения гражданину выдается один жилищный сертификат на всех лиц, зарегистрированных и постоянно проживающих на дату вступления в силу Соглашения о займе по одному месту жительства с участником пилотного проекта и имеющих общий финансовый лицевой счет. Размер жилищной субсидии определяется в долларах США и используется в качестве базы для расчета размера жилищной субсидии в рублях.
Граждане имеют право приобрести жилое помещение за счет предоставляемой жилищной субсидии либо за счет указанной субсидии с привлечением собственных средств.
Приобретаемое жилье должно быть оформлено в общую собственность лиц, указанных в жилищном сертификате.
Жилое помещение по адресу: , принадлежит на праве собственности ФИО2
ФИО1 02.12.2004 включен в число участников Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера на основании заявления, размер жилищной субсидии определен с учетом самого ФИО1 и его супруги ФИО2, в сумме ....
ФИО1, ФИО2 предоставлен жилищный сертификат – свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения на сумму ... (л.д.11), на котором имеется отметка о выполнении обязательства по сдаче жилья от 12.04.2005.
ФИО2 подано заявление о принятии в муниципальную собственность по договору мены жилое помещение по адресу: , с обязательством в случае приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в 2-месячный срок жильё освободить и подписать Акт передачи квартиры.
24.03.2005 между ФИО2 и МО «Город Воркута» заключен договор о передаче квартиры по адресу: , в собственность МО «» в обмен на компенсацию в виде жилищной субсидии.
ФИО1, ФИО2 за счет средств жилищной субсидии приобретено в собственность жилое помещение – квартира по адресу: . Право собственность ФИО1, ФИО2 по ... доле каждого зарегистрировано 11.08.2005 (л.д. 18,19).
По нормам ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, отсутствии оформленного перехода права собственности на дату рассмотрения дела, истец вправе требовать прекращения права собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: , и признания права собственности на него за МО ГО «Воркута».
Согласно п.п.2 п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: .
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: , за муниципальным образованием городского округа «Воркута».
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: , за муниципальным образованием городского округа «Воркута».
В исковых требованиях к ФИО1 о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Е.Ю.Солодилова