Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19RS0001-02-2021-001494-66
Дело № 2-1818/2021
25.03.2021. Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего Крамаренко С.В.
при секретаре Чебодаевой М.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения» о признании незаконным решения об отказе в выдаче предложения,
С участием истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Центр занятости населения» (далее – ГКУ РХ «ЦЗН», Учреждение), мотивируя требования тем, что с 01.03.2019 работала в Новосибирском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – структурного подразделения Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» в должности проводника вагона 3 разряда, откуда была уволена 16.03.2020 в связи с сокращением численности или штата работников организации. С 26.03.2020 по настоящее время состоит на учете в ГКУ РХ «ЦЗН» в качестве безработной. 23.10.2020 по достижении возраста 55 лет, имея стаж трудовой деятельности 28 лет на ОАО «РЖД» и 32 года 16 месяцев 18 дней общего трудового стажа, в связи с отсутствием вакансий по профессии, обратилась в Учреждение с заявлением о выдаче предложения для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ей было отказано письмом от 20.11.2020 № 456п ввиду того, что истец одновременно работала в Новосибирском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры ЦДИДМ – филиала ОАО «РЖД» по основному месту работы и в ООО «Парадиз» по совместительству, и была уволена из Новосибирского центра диагностики 16.03.2020 по сокращению штата, а из ООО «Парадиз» - 18.03.2020 по собственному желанию. ФИО1 полагает, что данный отказ Учреждения противоречит положениям ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку работа в ООО «Парадиз» не являлась для нее основной, а с основного места работы она была уволена по сокращению численности штата, более семи месяцев не имела возможности трудоустроиться, необходимый стаж работы у нее имеется. В связи с чем просит признать решение Учреждения от 20.11.2020 № 456п незаконным, обязать ответчика выдать ФИО1 предложение о досрочном назначении пенсии по старости.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что работа в ООО «Парадиз» не была для нее основным источником дохода, а являлась работой по совместительству. Кроме того, с 05.02.2020 по 13.03.2020 она была на больничном, 14.03.2020 вышла на работу, но ей сообщили, что на её место принят другой работник и предложили уволиться сначала оформив отпуск за свой счет. Поскольку на тот момент она не придала значение предложенному ей отпуску без сохранения зарплаты и дате увольнения, она написала заявления по предложенному ей варианту с 14.03.2020 по 18.03.2020 – в отпуск без сохранения заработной платы, а с 18.03.2020 просила уволить, хотя фактически заявление об увольнении написала 14.03.2020. Просила исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика ГКУ РХ «ЦЗН» ФИО3 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, не признали исковые требования, указывая о том, что истец не относится к категории граждан, предусмотренных частью 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», поскольку последним местом ее работы является ООО «Парадиз», откуда она уволена по собственному желанию. Полагали, что отказ Учреждения в выдаче ФИО1 предложения о досрочном назначении страховой пенсии по старости является законным и обоснованным, в связи с чем просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 155 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 N 55424) критериями принятия решения о досрочном выходе на пенсию безработного гражданина являются:
1) увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
2) недостижение пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста);
3) наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо указанного страхового стажа и необходимого стажа работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях;
4) отсутствие со стороны безработного гражданина отказа от двух вариантов подходящей работы в период безработицы;
5) отсутствие со стороны безработного гражданина отказов от обучения по направлению органов службы занятости;
6) отсутствие нарушений безработным гражданином условий и сроков перерегистрации без уважительных причин;
7) отсутствие возможности трудоустройства (устанавливается на основании сведений о ходе предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, иных государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по обучению по направлению органов службы занятости, а также информации безработного гражданина о самостоятельном поиске работы и причинах, препятствующих его трудоустройству).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в трудовой книжке серии <данные изъяты>№, принадлежащей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеются записи о периодах ее работы. Последним местом работы истца указан Новосибирский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры – структурное подразделение Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», откуда ФИО1 была уволена 16.03.2020 по сокращению численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), о чем также свидетельствует приказ № от 12.03.2020 о прекращении действия трудового договора от 01.03.2019 №.
26.03.2020 ФИО1 зарегистрирована в отделе по г. Абакану ГКУ РХ «Центр занятости населения», приказом № от 17.04.2020 признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 17.06.2020 на 12 месяцев – по 16.06.2021.
Учреждением трижды выдавалось ФИО1 направление на работу, однако в трудоустройстве ей было отказано ввиду несоответствия требованиям должности.
23.10.2020 истец обратилась в отдел по г. Абакану ГКУ РХ «ЦЗН» с заявлением о выдаче предложения для досрочного назначения пенсии.
ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (страховой номер индивидуального лицевого счета №). Ее стаж для целей назначения пенсии составляет 32 года 6 месяцев 18 дней, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Письмом № 456п от 20.11.2020 Учреждение сообщило ФИО1 об отсутствии оснований для выдачи ей предложения о досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку она одновременно работала в Новосибирском центре диагностики по основному месту работы и в ООО «Парадиз» по совместительству, и была уволена из Новосибирского центра диагностики 16.03.2020 по сокращению штата, а из ООО «Парадиз» - 18.03.2020 по собственному желанию. Соответственно с последнего места работы она уволена по собственному желанию, что препятствует выдаче предложения.
Как следует из материалов дела, с 28.05.2019 ФИО1 по совместительству на 0,75 работала <данные изъяты> в ООО «Парадиз», что подтверждается трудовым договором № от 28.05.2019, с 05.02.2020 по 13.03.2020 находилась на больничном, что подтверждается листками нетрудоспособности, с 14.03.2020 по 18.03.2020 была в отпуске без оплаты в соответствии с ч. 1 ст. 128 Трудового кодекса РФ (личное заявление от 13.03.2020 и приказ № от 13.03.2020), а 18.03.2020 уволена (приказ № от 17.03.2020).
Анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что для применения к истцу положений п. 2 ст. 32 Закона № 1032-1 имеются все основания, она уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации, не достигла пенсионного возраста (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста), ее страховой стаж превышает 20 лет, с ее стороны отсутствуют отказы от предлагаемых вариантов работы и обучения в период безработицы, нарушений ею условий и сроков перерегистрации без уважительных причин не установлено, до настоящего времени она не трудоустроена, в связи с чем, имеются основания полагать, что отделом по г. Абакану ГКУ РХ «ЦЗН» ФИО1 незаконно отказано в выдаче предложения для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
То обстоятельство, что с работы по совместительству истец была уволена по собственному желанию только через два дня после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации по основному месту работы, не может являться основанием для отказа в выдаче предложения для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку действующее законодательства не содержит об этом прямого указания. Как пояснила истец, работа в ООО «Парадиз» не была для нее основным источником дохода, в связи с чем 14.03.2020 она приняла решение об увольнении в связи с принятием на её место в связи с длительным нахождением её на временной нетрудоспособности другого работника, при этом, взяв на пять дней отпуск без сохранения заработной платы по рекомендации работодателя.
Отказ лицу, полностью соответствующему положениям п. 2 ст. 32 Закона № 1032-1, однако уволенного с работы по совместительству на два дня позже увольнения с основного места работы по сокращению численности штата, нарушает гарантированное ему статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение.
В связи с чем суд считает необходимым возложить на ГКУ РХ «ЦЗН» обязанность выдать ФИО1 предложение для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Центр занятости населения», оформленного в виде ответа на заявление № 456-п от 20.11.2020, незаконным.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Центр занятости населения» выдать ФИО1 предложение о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РХ в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2021.
Председательствующий С.В. Крамаренко