ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1819/2021 от 10.11.2021 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-1819/2021

УИД 02RS0001-01-2021-007072-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2021 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Малковой И.С.

при секретаре Назарбековой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ю.В. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ГУ –Отделение ПФР по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочно страховую пенсию по старости, а также о взыскании судебных расходов. Требования мотивировал тем, что более 15 лет проработал в качестве спасателя, поэтому в соответствии с п.п. 16 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» страховая пенсия по старости истцу должна быть назначена ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона. Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, на что решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии и выплата пенсии прекращена с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 вышеуказанного Закона. Причиной прекращения выплаты явилось отсутствие выработанного стажа спасателем 15 лет и наличия стажа 12 лет 05 месяцев 19 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал спасателем в поисково –спасательном отряде в ГУ по делам ГО и ЧС <адрес> и был уволен переводом на основании п. 6 ст. 77 ТК РФ в Управление по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в <адрес>, что подтверждается записями в трудовой книжке. ДД.ММ.ГГГГ истец принят в порядке перевода на должность спасателя в поисково –спасательное подразделение Западно –Сибирского поисково –спасательного отряда МЧС России. Характер работы не менялся, должностные обязанности были идентичными, все спасательные и учебно –тренировочные сборы были прежними, изменялось только наименование учреждения –работодателя. Истцу неизвестно по какой причине его увольняли переводом из одной организации в другую, но считал, что продолжает работать в структуре МЧС России. Полагая, что специальный страховой стаж 15 лет он выработал, Ю.В. обратился с иском в суд.

Истец Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях наставил на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения.

Представитель ответчика А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица ККУ Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>, Главное управление МЧС России по <адрес> в суд представителей не направили, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании установлено, что ГУ–Управление ПФР в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости.

Решением ГУ - Управление ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выплата страховой пенсии по старости Ю.В. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 с. 1 ст. 25 Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ (утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию, обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).

Их данного решения следует, что законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, к числу которых отнесены спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организации структуру МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России. К таким подразделениям МЧС России относятся создаваемые в территориальных округах региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы, а также поисково-спасательные службы в областях. Эти службы и формирования финансируются за счет средств федерального бюджета. Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п. 16 п.1 статьи 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ не пользуются. Приведены ссылки на Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в <адрес>, согласно которому данное управление является структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта РФ. Стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в качестве спасателя, у Ю.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 12 лет 5 месяцев 19 дней, что не дает право на продолжение выплаты досрочной страховой пенсии по старости.

В соответствии с п.п. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Согласно пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подп. «и» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «л» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со ст. 78.2 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с п. «л» ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 702, предусмотрена должность спасателя.

Таким образом, законодателем с ДД.ММ.ГГГГ прямо определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по указанному основанию. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данным органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Согласно записям в трудовой книжке истца в части спорного периода, Ю.В.:

- ДД.ММ.ГГГГ принят на должность спасателя в спасательный отряд ГУ по делам ГО и ЧС <адрес>,

- ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>;

- ДД.ММ.ГГГГ принят переводом на должность спасателя 2 класса поисково –спасательного отряда в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>;

- ДД.ММ.ГГГГ уволен переводом в Западно-Сибирский поисково –спасательный отряд МЧС России им. В.В. Филиал ФГУ СРПСО МЧС России;

- ДД.ММ.ГГГГ принят на должность спасателя в Западно-Сибирский поисково –спасательный отряд МЧС России им. В.В. Филиал ФГУ СРПСО МЧС России.

В данных о стаже истца спорный период указан как период работы в обычных условиях труда.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Положениями ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

В соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Из приведенных правовых положений следует, что, действительно, на территории Российской Федерации предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, однако, право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено только для лиц, занимающих определенные должности (в том числе должности спасателей) в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России как федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не относятся к числу лиц, занимающих должности в формированиях МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются.

Истец просит включить в специальный стаж период работы в качестве спасателя в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>» (ОГРН ), учредителем которого, согласно данным ЕГРЮЛ, является <адрес> по промышленности и энергетике. В связи с чем данное учреждение не относится к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти.

Анализируя приведенные нормы закона, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обстоятельства, с которыми закон связывает право на включение спорных периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии по основанию пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не установлены, поскольку ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>», где в спорный период работал истец, создано органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не относится к числу аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В обоснование требований истец ссылался также на единство системы органов МЧС, награждение медалями МЧС России, указывал на единые требования к спасателям, единый характер работы.

Вместе с тем, трудовые правоотношения подлежат установлению на основании трудовых договоров, записей в трудовой книжке, из которых следует, что истец работал в спорный период в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>».

Действительно органы и подразделения МЧС составляют единую систему, в которую входят подразделения федерального уровня, уровня субъектов РФ и муниципального уровня.

Однако право на досрочное назначение пенсии пенсионным законодательством связано с работой в подразделениях федерального уровня.

Единые требования, предъявляемые к спасателям, работающим в подразделениях разного уровня, также не порождают право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для признания решения ГУ УПФР в <адрес> Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж Ю.В. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации за выслугу лет и тарифного разряда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в иске оснований для взыскания ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате юридических услуг не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ю.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить в специальный страховой стаж Ю.В. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в <адрес>»; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации за выслугу лет и тарифного разряда оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.С. Малкова