Дело № 2-181/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2017 года г. Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Калюжной О.Г.,
при секретаре Киселевой А.С.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска о признании права на социальную выплату с учетом трудового стража в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода службы в органах внутренних дел, возложении обязанности произвести перерасчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения, оформить социальную выплату и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска, в котором просит признать за ним право в предоставлении социальной выплаты как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года с учетом трудового стажа в районах Крайнего Севера периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения в объеме согласно действующему законодательству (с учетом общего стажа работы (службы) и проживания в районах Крайнего Севера), оформить на его имя социальную выплату для приобретения жилья и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ год, мотивируя следующим.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете в Управлении содействия переселению Администрации г. Норильска, как имеющий право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во второй очереди, категории «пенсионеры».
В целях предоставления гражданам, состоящим на учете постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года утверждена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска об участии в подпрограмме в 2017 году и предоставил все необходимые документы, подтверждающие право на участие. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году ДД.ММ.ГГГГ года). ответчиком не было признано его право на участие в подпрограмме и отказано в предоставлении социальной выплаты, учетное дело возвращено в Управление жилищного фонда Администрации <адрес>.
Уведомлением Управления жилищного фонда Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен о том, что согласно письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. № у него отсутствует необходимый стаж 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку периоды прохождения военной службы, а также периоды другой приравненной к ней службы не входит в понятия периоды работы или иной деятельности.
ФИО1 полагает, что решение ответчика об исключении из стажа работы в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушает его право на участием в подпрограмме, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец – ФИО1 исковые требования поддержал по изложенных в иске основаниям.
Ответчик -Управление жилищного фонда Администрации г. Норильска о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, однако в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном письменном отзыве иск не признал, при этом подтверждает, что истец состоит на учете Администрации г. Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», во второй очереди, категории «пенсионеры».
ДД.ММ.ГГГГ истец предоставил заявление и пакет документов для получения социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ года для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края в рамках реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года. После чего было сформировано учетное дело и направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, для проверки и принятия решения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство информировало Управление о возврате учетного дела истца без предоставления социальной выплаты, о чем истец был информирован уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Свое позицию ответчик обосновывает разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ по вопросу зачисления календарной выслуги военной службы (приравненной к ней) в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно которым в общую продолжительность стажа работы граждан, учитываемого при определении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», период прохождения военной службы не входит в понятие периода работы или иной деятельности. Специальной нормой спорный вопрос законодательством не урегулирован. Также при принятии решения необходимо учитывать порядок предоставления социальной выплаты, установленной разделом 3.2 подпрограммы.
Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, однако в судебное заседание своего представителя не направил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Норильске Красноярского края о дате, времени и месте рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, однако в судебное заседание своего представителя не направило. В представленном письменном отзыве на исковое заявление просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, указывая на то, что ФИО1 на учете как получатель страховой пенсии по старости или части страховой пенсии по старости в УПФР в г. Норильске не состоит, является получателем ежемесячной денежной выплаты как ветеран боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ.
Действующим законодательством включение периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», учитывается только в страховой стаж. Полагает, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера применены при определении права гражданина на пенсионное обеспечение и не могут быть применены к другим отношениям.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований ГУ МВД России по <адрес>– ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований и суду показала, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера (Талнахский ГОВД) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты> в льготном <данные изъяты> что подтверждается заключением МВД РФ ГУВД по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. В расчете выслуги лет ФИО1 при увольнении при подсчете суммарного показателя выслуги лет в календарном исчислении кадровым подразделением была допущена математическая ошибка, поэтому первоначально было указано <данные изъяты>
В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическим условиям в соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.
Полагает, что основанием для признания права в предоставлении ФИО1 социальной выплаты как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года, будет являться вступившее в законную силу решение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Отдел Пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по <адрес>о дате, времени и месте рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом, однако в судебное заседание своего представителя не направило.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, которые заблаговременно надлежащим образом уведомлены судом о дате, месте и времени рассмотрения дела в суде.
Выслушав истца ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ГУ МВД России по <адрес> – ФИО4, исследовав материалы дела, и оценивая их в совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11 -5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены, в том числе, органы местного самоуправления городского округа Норильск.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на учете Администрации г. Норильска для получения жилищной субсидии (социальной выплаты) согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с ДД.ММ.ГГГГ по категории «пенсионеры» (л.д. 18).
Управление жилищного фонда Администрации <адрес> действует на основании Положения, утвержденного решением Норильского городского совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого осуществляет полномочия Администрации <адрес>, в том числе в области реализации мероприятий по содействию выезду жителей муниципального образования <адрес> в другие регионы Российской Федерации с благоприятными климатическими условиями, исполнения отдельных государственных полномочий, предусмотренных Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» (л.д. 138-144).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 представил в Управление жилищного фонда Администрации <адрес> заявление и пакет документов для получения социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ года для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, Россия в рамках реализации подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года (л.д. 43-45).
Управлением жилищного фонда Администрации г. Норильска из представленных истцом документов было сформировано и направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края учетное дело № 14096 участника мероприятия «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка» подпрограммы Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2018 годы государственной программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года на 2017 год по категории «пенсионеры» (л.д. 42-133).
Из материалов учетного дела № следует, что исчисленный ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ календарный стаж работы в районах Крайнего Севера составляет <данные изъяты>, период службы в органах внутренних дел в РКС – <данные изъяты>, с учетом времени проживания на пенсии на территории муниципального образования <адрес> – <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой Управления жилищного фонда Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92), копией трудовой книжки ФИО1, согласно которой ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на <данные изъяты>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, непрерывно <данные изъяты>, из них в районе Крайнего Севера <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>
Согласно справке <данные изъяты> стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ письмом № Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> учетное дело ФИО1 было возвращено в Управление жилищного фонда Администрации <адрес> без предоставления истцу социальной выплаты, со ссылкой на то, что периоды прохождения военной и иной приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», поскольку на основании письма Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-Фз «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (статья 20) в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьей 11 указанного Федерального закона определены «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края возвратило учетное дело ФИО1, имеющего военный стаж <данные изъяты>, который по мнению Министерства не входит в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (л.д. 134, 135).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был информирован о том, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ отказало в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 21, 136).
Рассматривая требования истца ФИО1 о признании за ним права на предоставление социальной выплаты как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года с учетом трудового стажа в районах Крайнего Севера периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Меры социальной поддержки граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера на территории Красноярского края, предусмотрены, в том числе Законом Красноярского края № 11-5540 от 21 декабря 2010 года «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края», в соответствии со ст. 1 которого, социальная поддержка оказывается гражданам, соответствующим следующим требованиям: имеющим место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; состоящим на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; переселяющимся в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера; прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет; не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края № 11-5540 от 21 декабря 2010 года, гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона (далее - граждане), мера социальной поддержки оказывается путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера (далее - социальная выплата).
Оказание гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемой Правительством Красноярского края долгосрочной целевой программой.
Гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по настоящему Закону и иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору.
Постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года утверждена Государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» на 2014 - 2017 годы, одним из мероприятий которой является Подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2017 годы.
В рамках указанной Подпрограммы право на получение социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Законом Красноярского края от 21 декабря 2010 года № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городском округе город Норильск или городском поселении город Дудинка Красноярского края; состоящие на учете в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Указанным Постановлением также утвержден порядок организации работы по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья на территории Красноярского края, согласно которому учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формирование списков таких граждан и их учетных дел, осуществляется органами местного самоуправления городского округа город Норильск; проверка учетных дел, расчет размера социальной выплаты, организация работы по оформлению и передаче в органы местного самоуправления для вручения гражданам свидетельств о предоставлении социальных выплат, являющихся именным документом, удостоверяющим право на социальную выплату за счет бюджетных средств, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Таким образом, учитывая изложенное, все вышеприведенные нормативные акты в качестве одного из условий предоставления гражданину социальной выплаты на приобретение жилья предусматривают наличие у него стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общей продолжительностью не менее 15 календарных лет. При этом вопрос о порядке исчисления указанного стажа нормативными актами, определяющими право и условия получения социальной выплаты на приобретение жилья, не урегулирован.
Доводы стороны ответчика об отсутствии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера требуемой продолжительностью 15 лет, основанные на не включении в трудовой стаж период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть <данные изъяты> и послужившие основанием к отказу в предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья, суд признает необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года (с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007года № 9-П) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации, независимо от уплаты в указанный период страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, в страховой стаж засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Аналогичным образом разрешен вопрос о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 4 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 1, 5, 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Периоды службы в органах внутренних дел в календарном исчислении засчитываются в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.
В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года 4202-1 (действие которого согласно ст. 21 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» № 117-ФЗ от 21 июля 1998 года распространяется на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе), время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж. Аналогичную позицию высказал и Верховный Суд РФ в своем определении от 12 июня 2009 года № 3-В09-1, в котором указал, что период службы в органах внутренних дел подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Таким образом, учитывая вышеизложенное законодательство, период прохождения службы в органах внутренних дел включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.
Согласно Выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ л\с об увольнении в соответствии с Законом РФ «О милиции» из органов внутренних дел подполковника милиции ФИО1 по выслуге срока службы, дающей прав на пенсию ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, для выплаты единовременного пособия <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>л.д. 17).
Вместе с тем, из расчета выслуги лет на пенсию подполковнику милиции ФИО1 – <данные изъяты> и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что выслуга лет (общий трудовой стаж) на ДД.ММ.ГГГГ для начисления пенсии составляет <данные изъяты>, суммарный показатель выслуги лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты>
За выслугу лет ФИО1 назначена в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», исходя из выслуги лет в льготном исчислении (полных 27 лет), что подтверждается пенсионным удостоверением (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Министерством социальной политики <адрес> выдано удостоверение ветерана (л.д. 13).
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований ГУ МВД России по <адрес> – ФИО4 показала, что при расчете выслуги лет ФИО1 при увольнении при подсчете суммарного показателя выслуги лет в календарном исчислении кадровым подразделением была допущена математическая ошибка, поэтому первоначально было указано <данные изъяты>, вместо <данные изъяты>, что подтверждается заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд принимает правильным суммарный показатель выслуги лет ФИО1 в органах внутренних дел в календарном исчислении - <данные изъяты>.
Анализируя материалы дела, доводы истца ФИО1 и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ГУ МВД России по <адрес> – ФИО4, в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании достоверно установлено, что трудовая деятельность истца ФИО1 проходила в районах Крайнего Севера, календарный стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составлял более 15 календарных лет, что подтверждается копией трудовой книжки, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ является документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, а также расчетом выслуги лет ФИО1, что свидетельствует о наличии у истца требуемой для получения социальной выплаты общей продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера.
Соответствие истца иным требованиям, предъявляемым ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 1 Закона Красноярского края № 11-5540 от 21 декабря 2010 года «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» к лицам, претендующим на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ответчиками не оспаривается.
Согласно ч. 1, 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно сведений, предоставленных ГУ МВД России по <адрес>, ФИО1 в период службы в системе МВД России и после увольнения не пользовался правом на получение сертификата или денежной компенсацией на приобретение жилого помещения не в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> об отказе в предоставлении ФИО1 социальной выплаты является незаконным и необоснованным, поскольку у истца ФИО1 имеется требуемая для получения социальной выплаты общая продолжительность трудового стажа в районах Крайнего Севера, а отсутствие правового регулирования вопросов исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на получение социальной выплаты, не может служить основанием для ограничения прав граждан на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, связанных с переселением из районов Крайнего Севера. Так же законодательство не содержит запрета на участие уволенных лиц со службы из системы МВД России, к числу которых относится истец, в государственной программе переселения из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей и на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, связанных с переселением из районов Крайнего Севера.
Таким образом, необходимо признать за ФИО1 право на получение социальной выплаты как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года с учетом трудового стажа в районах Крайнего Севера периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно пп. 3 п. 3.3 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», норматив предоставления социальной выплаты определяется в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления социальной выплаты для пенсионеров учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> произвести перерасчет размера социальной выплаты ФИО1, как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года, на приобретение жилого помещения, включив период прохождения военной службы в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в льготном исчислении равный <данные изъяты> в трудовой стаж, дающий право на участие в государственной программе Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы.
Рассматривая требования истца ФИО1 о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края оформить на его имя социальную выплату для приобретения жилья и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ год, суд находит их необоснованными, при этом учитывает следующее.
Подпрограммой Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014 - 2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 514-п, установлен механизм ее реализации (раздел 3), в том числе порядок формирования краевых списков граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году (пункт 3.2).
Согласно пп. 2 п. 3.2 подпрограммы, для включения в список гражданин в период с 01 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты по форме и перечисленные документы.
Положениями пп. 4, 9, 10, 12 - 14 п. 3.2 подпрограммы установлены сроки рассмотрения и принятия органом местного самоуправления и Министерством строительства и ЖКХ Красноярского края (исполнителем подпрограммы) решений о включении (отказе во включении) гражданина в списки, представление и формирование списков, проверки учетных дел и утверждения краевого списка граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевого списка граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств.
Пунктом 10 п. 3.2 подпрограммы установлено, что Министерство в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Предварительные краевые списки формируются в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет.
Согласно пп. 1 п. 3.4 подпрограммы, Министерство организует работу по оформлению и передаче в органы местного самоуправления для вручения гражданам свидетельств о предоставлении социальных выплат в течение 10 рабочих дней с даты утверждения краевых списков на сумму средств краевого бюджета, предусмотренных в законе края о краевом бюджете на реализацию мероприятия в текущем году, в течение 30 рабочих дней с даты поступления в доход краевого бюджета безвозмездных поступлений.
Таким образом, нормативное регулирование предусматривает заявительный порядок обращения граждан за предоставлением социальной выплаты на приобретение жилья в планируемом году в установленные подпрограммой сроки. Выдача свидетельств гражданам, включенным в резервный список осуществляется лишь после выдачи свидетельств всем гражданам из основного краевого списка при наличии остатка бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление жилищного фонда Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ году социальной выплаты на приобретение жилья на территории <адрес>.
Согласно условиям подпрограммы Министерством строительства и ЖКХ <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, предшествующего планируемому по отношению к ДД.ММ.ГГГГ году, были сформированы предварительные краевые списки граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом ДД.ММ.ГГГГ году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый ДД.ММ.ГГГГ год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Истцу ФИО1 было отказано во включении в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом ДД.ММ.ГГГГ году.
При таких обстоятельствах, учитывая, что социальные выплаты производятся с учетом очередности согласно лимиту денежных средств, выделяемых на реализацию данной Подпрограммы в ДД.ММ.ГГГГ году, а предоставление истцу социальной выплаты не должно нарушать прав других граждан состоящих на учете, суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части возложения обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края оформить на его имя социальную выплату для приобретения жилья и выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение социальной выплаты как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 214-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года с учетом трудового стажа в районах Крайнего Севера периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести перерасчет размера социальной выплаты ФИО1, как участнику подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года, на приобретение жилого помещения, включив период прохождения военной службы в частях и подразделениях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в льготном исчислении равный <данные изъяты> дней в трудовой стаж, дающий право на участие в государственной программе Красноярского края «Создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» 2014-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края № 514-п от 30 сентября 2013 года.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярский краевой суд через Норильский городской суд (в районе Талнах) в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.Г. Калюжная