ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/20 от 16.03.2020 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-181/2020 г

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Балан М.С.,

с участием представителя истца ФИО1 –адвоката Григорьева О.Б.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным и отмене распоряжения о дисциплинарном взыскании,

установил:

ФИО1 обратилась с иском к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным и отмене распоряжения о дисциплинарном взыскании, мотивируя заявленные требования тем, что истец ФИО1 работает в администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области заместителем главы администрации МО Бологовский район.

Распоряжением главы администрации МО Бологовский район от ДАТА№...-рк ФИО1 был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении подпунктов а,б,в пункта 13 и абзаца 3 пункта 14 раздела II о распределении полномочий между Главой администрации МО Бологовский район Тверской области, заместителями главы администрации МО Бологовский район Тверской области, управляющим делами администрации МО Бологовский район Тверской области, утвержденными приложением к распоряжению администрации МО Бологовский район Тверской области от ДАТА№...-р.

Со ссылкой на ст.391, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просит суд признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации МО Бологовский район от ДАТА№...-рк о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месту судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца адвокат Григорьев О.Б. судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области ФИО2 иск не признала, представив возражения по иску, состоящие в том, что ДАТА в адрес Администрации МО «Бологовский район» поступила информация председателя комиссии по бюджету, экономике, финансовой политике и управлению имуществом Собрания депутатов МО «Бологовский район» Тверской области» В.Д.А. о нарушении сроков направления на рассмотрение Собрания депутатов МО «Бологовский район» проекта решения о бюджете муниципального образования.

В соответствии со статьей 193 ТК РФ с заместителя Главы Администрации МО «Бологовский район» ФИО1 были затребованы объяснения.

ДАТА имя Главы МО «Бологовский район» поступила служебная записка, из текста которой следовало, что ФИО1 даны объяснения по обстоятельствам, изложенным в информации В.Д.А.

ДАТА распоряжением Администрации МО «Бологовский район» №...-рк ФИО1 была привлечена к дисциплинарной ответственности, в качестве меры дисциплинарного воздействия объявлен выговор. С указанным распоряжением истец был ознакомлен в день издания акта о привлечении к ответственности.

При принятии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности, в целях определения тяжести совершенного дисциплинарного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен Администрацией МО «Бологовский район» учитывались следующие обстоятельства:

Согласно пункту 14 раздела II Распределения полномочий между Главой МО «Бологовский район» Тверской области, заместителями Главы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, управляющим Делами Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, утвержденными приложением к распоряжению Администрации МО "«Бологовский район» от ДАТА№...-р, заместитель Главы Администрации МО Бологовский район» Тверской области ФИО1 организует работу и несет ответственность в рамках функциональных обязанностей по курируемым направлениям:

- разработку и реализацию на территории Бологовского района единой муниципальной политики в сфере финансов (подпункт «а»);

организацию деятельности по формированию, исполнению бюджета, наполнение его доходной части, рациональное и эффективное использование бюджетных средств (подпункт «б»);

организацию и совершенствование финансовой деятельности органов местного самоуправления (подпункт «в»).

Ссылки на указанные пункты распределения обязанностей в распоряжении от ДАТА№...-рк присутствуют.

Трудовой договор от ДАТА№... также возлагает на ФИО1 обязанности по соблюдению и обеспечению реализации законов Российской Федерации и Тверской области (пункт 2.1.2), добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункт 2.1.3).

В соответствии с частью 1 статьи 185 Бюджетного кодекса РФ местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Проект решения Собрания депутатов муниципального образования «Бологовский район» Тверской области «О проекте бюджета муниципального образования «Бологовский район» Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и проведении публичных слушаний» поступил на рассмотрение в Собрание депутатов МО «Бологовский район 03.12.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 185 БК РФ одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы в соответствии со статьей 184.2 БК РФ, в частности: основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основные направления бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований); предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год; прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный финансовый план; пояснительная записка к проекту бюджета; методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов; верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и верхний предел государственного (муниципального) внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода (очередным финансовым годом); оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год; проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет; реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно сопроводительному письму от ДАТА исх. №... в адрес председателя Собрания депутатов МО «Бологовский район» был направлен следующий комплект документов: Проект решения Собрания МО «Бологовский район» «О проекте бюджета МО «Бологовский район» Тверской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и проведении публичных слушаний»; пояснительная записка к указанному проекту; постановление Администрации МО «Бологовский район» «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики МО Бологовский район» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов»; предварительные итоги социально-экономического развития МО Бологовский район» за первое полугодие 2019 (информационная справка); Постановление Администрации МО «Бологовский район» от ДАТА№... «О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования «Бологовский район» Тверской области на 2020 год и на период до 2022 года»; прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета муниципального образования Бологовский район» Тверской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов; оценка ожидаемого исполнения местного бюджета за 2019 год. Иные документы, обязательные для направления в представительные органы муниципального образования в соответствии со статьей 184.2 БК РФ в Собрание депутатов МО «Бологовский район» направлены не были. Факт нарушения норм Бюджетного кодекса РФ также установлен заключением контрольно-счетной палаты муниципального образования Бологовский район» Тверской области от ДАТА Согласно выводам, изложенным в указанном заключении: проект решения о бюджете внесен на рассмотрение в Собрание депутатов «Бологовский район» с нарушением сроков, установленных ст. 185 БК РФ; перечень документов и материалов, представленных с проектом решения о бюджете, по своему составу не в полной мере соответствует требованиям статьи 184.2 БК РФ. С проектом решения о бюджете не представлен паспорт муниципальной программы «Развитие муниципальной системы образования МО «Бологовский район» на 2018-2023 годы»; в оценке ожидаемого исполнения районного бюджета за 2019 год: не содержится информация об ожидаемом исполнении дефицита бюджета в разрезе источников финансирования дефицита; ожидаемый дефицит районного бюджета в размере 72 464,6 тыс.руб. является нереалистичным и превышает ограничения, установленные ст.92.1 БК РФ. Экспертиза реалистичности проекта бюджета показала: прогнозные данные по неналоговым доходам (доходы от продажи имущества, находящегося в собственности района) требуют уточнения; не все расходы планируются к обеспечению в полном объеме; не предусмотрено погашение кредиторской задолженности.

Таким образом, при формировании проекта бюджета нарушены установленные статьями 32, 37 БК РФ принципы полноты отражения доходов, расходов и достоверности бюджета. Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из местного бюджета бюджетам городских и сельских поселений и произведенные расчеты определения размера финансовой помощи поселениям требуют внесения изменений и уточнений. Дефицит районного бюджета на 2020 год в размере 27 571,8 тыс.руб. превышает ограничения, установленные статьей 92.1 БК РФ на сумму планируемых остатков на счете на 01.01.2020г. в размере 8 085,8 тыс.руб.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на достоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Статья 12 указанного Федерального закона устанавливает, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о тяжести совершенного ФИО1 проступка. При этом, привлечение ФИО1 к дисциплинарной ответственности также в ноябре 2019 подтверждает факт неоднократности нарушения обязанностей муниципального служащего, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

В соответствии со статьей 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме; дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.

В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.). Взыскание налагается при соблюдении процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности и в установленные законом сроки.

При этом, в силу действующего законодательства, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что: совершенное работником нарушение, явившееся поводом к вынесению взыскания, в действительности имело место; работодателем были соблюдены предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания, учтена тяжесть совершенного проступка.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 28 июля 2014 года на основании распоряжения Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-рк ФИО1 с ДАТА принята временно исполняющей обязанности по муниципальной должности муниципальной службы первого заместителя Главы администрации МО «Бологовский район».

ДАТА администрацией МО «Бологовский район» с ФИО1 заключен трудовой договор №..., в соответствии с которым истец принята временно исполняющей обязанности по муниципальной должности муниципальной службы первого заместителя Главы администрации МО «Бологовский район».

ДАТА на основании распоряжения Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-рк ФИО1 с ДАТА назначена на должность первого заместителя Главы администрации МО «Бологовский район».

Распоряжением Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-рк ФИО1 с ДАТА переведена на муниципальную должность муниципальной службы заместителя Главы администрации МО «Бологовский район».

ДАТА в трудовой договор №... от ДАТА внесены соответствующие изменения, касающиеся занимаемой должности и заработной платы, а также порядка её выплаты.

Распоряжением Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-рк от ДАТА на основании поступившей информации Председателя комиссии по бюджету, экономике, финансовой политике и управлению имуществом Собрания депутатов МО «Бологовский район» В.Д.А. от ДАТА№..., заключения Контрольно-счетной палаты МО «Бологовский район» Тверской области от ДАТА на проект решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» «О проекте бюджета МО «Бологовский район» Тверской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и проведении публичных слушаний», за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении подпунктов «а», «б», «в» пункта 13 и абзаца 3 пункта 14 раздела II Распределения полномочий между Главой МО «Бологовский район» Тверской области, заместителями Главы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, управляющим делами Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, утвержденными приложением к распоряжению Администрации МО «Бологовский район» Тверской области от ДАТА№...-р «О распределении полномочий между Главой МО «Бологовский район» Тверской области, заместителями Главы Администрации МО «Бологовский район» <....>;Тверской области, управляющим делами Администрации МО «Бологовский район» <....>;Тверской области», заместителю Главы Администрации МО "Бологовский район" Тверской области, ФИО1, объявлен выговор.

Распоряжением Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-р от ДАТА распределены полномочия между Главой МО «Бологовский район» Тверской области, заместителями Главы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, управляющим делами Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, при этом раздел II Приложения к данному распоряжению содержит полномочия заместителя Главы Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, в частности, пункт 13: организует работу и несет ответственность в рамках функциональных обязанностей по курируемым направлениям за:

а) разработку и реализацию на территории Бологовского района единой муниципальной политики в сфере финансов;

б) организацию деятельности по формированию, исполнению бюджета, наполнение его доходной части, рациональное и эффективное использование бюджетных средств;

в) организацию и совершенствование финансовой деятельности органов

местного самоуправления.

Пункт 14: координирует работу финансового управления.

ДАТА Главе администрации МО Бологовский район председателем комиссии по бюджету, экономике, финансовой политике и управлению имуществом Собрания депутатов МО «Бологовский район» В.Д.А. направлено письмо о несвоевременном направлении на рассмотрение Собрания депутатов проекта решения о местном бюджете. Письмо содержит просьбу о принятии мер дисциплинарной ответственности к лицам, ответственным за разработку и своевременное представление данного проекта в Собрание депутатов МО «Бологовский район».

ДАТА данное письмо направлено ФИО1 с предложением представить письменные объяснения по изложенным в нем фактам.

Как следует из объяснений ФИО1, представленных ею ДАТА на имя Главы МО «Бологовский район» Л.Г.А., на Собрании депутатов МО «Бологовский район» ДАТА присутствовал и выступал депутат Законодательного ...Я.П.В., где им, в частности, было сказано, что принятие бюджета области задерживается как минимум на 15 дней (на сайте министерства финансов проект размещен ДАТА, а должен ДАТА).

Финансовому Управлению администрации Бологовского района контрольные цифры по дополнительному нормативу от НДФЛ (дотации) пришли на электронную почту ДАТА. НДФЛ является одним из основных источников пополнения бюджета района, поэтому сделать полный расчет бюджета по доходам и расходам без него не представляется возможным. Понятно, что за 1.5 суток весь пакет документов в полном объеме не подготовить. Однако, специалисты Финансового органа ДАТА представили комиссии по бюджету, экономике, финансовой политики и управлению имуществом Собрания депутатов Бологовского района данные в табличных формах.

ФИО1 было проведено 7 заседаний рабочей группы по рассмотрению проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

Отдел экономики, предпринимательской деятельности и инвестиции администрации Бологовского района работает в соответствии с законами Российской Федерации, Тверской области и нормативно-правовых актов Бологовского района. Использует в работе данные Тверского Управления статистики, межрайонной инспекции федеральной налоговой службы и другие официальные источники.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования «Бологовский район» сдан отделом экономики в срок, установленный министерством экономического развития Тверской области, т.е. 15 мая текущего года.

Установленная частью 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность работодателя затребовать от работника объяснение в письменной форме направлена на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств до привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а также на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

В данном случае, ответчиком доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях истца конкретного, противоправного и виновного факта нарушения требований трудовой дисциплины представлено не было.

Учитывая диапазон должностных обязанностей истца, недостаточно в данном случае в приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности ограничиться ссылкой на нарушение должностных обязанностей, установленных выше поименованным Распоряжением Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-р от ДАТА о распределении полномочий между Главой и заместителями, необходимо конкретизировать данное нарушение.

Таким образом, выяснение всех обстоятельств дисциплинарного проступка, а также установление степени вины работника при его совершении, в том числе путем истребования у работника письменных объяснений, является гарантией от необоснованного привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Для установления виновного поведения работника ответчик должен был выяснить все обстоятельства совершения дисциплинарного проступка и установить его причины.

Между тем, в оспариваемом распоряжении не конкретизировано, какой проступок совершил работник, отсутствует указание на время и место совершения проступка, в связи с чем невозможно установить дату совершения дисциплинарного проступка и временной период неисполнения должностных обязанностей. Работодателем не проанализированы доводы работника о невозможности предоставления Собранию депутатов проекта бюджета в установленный срок, какие последствия повлекло данное нарушение сроков.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о незаконном применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора, а потому требования истца о признании незаконным и отмене выговора, наложенного Распоряжением Главы Администрации МО «Бологовский район» №...-рк от ДАТА, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск ФИО1 к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным и отмене распоряжения о дисциплинарном взыскании удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области №...-рк от ДАТА о наложении на заместителя главы администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ж.Н.Бондарева

Мотивированное решение составлено 23 марта 2020 года.