Дело № 2- 181\2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чусовой 20 февраля 2013 г.
Чусовской городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петуховой Н.Е.
с участием помощника Чусовского городского прокурора Друзина А.А.
представителя ответчика ФИО1,
представителей третьих лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4
при секретаре Бастраковой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уральская строительная компания» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, возложении обязанности по обеспечению безопасного дорожного движения на участке автомобильной дороги «...»,
у с т а н о в и л:
Чусовской городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уральская строительная компания» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, возложении обязанности по обеспечению безопасного дорожного движения на участке автомобильной дороги «...».
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал. Пояснил, что Чусовским городским прокурором совместно с ГИБДД ... была проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности на территории ... муниципального района. В ходе проверки установлено, что участок автомобильной дороги «...» от ... до ... находится в неудовлетворительном состоянии: с ... по ... км дорога не расчищена на всю ширину, имеется снежный накат, местами образовалась наледь, что является нарушением требований ст.ст. 3.1.1.,3.1.6. ГОСТ Р 50597-92 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221», а также положений п.3. ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанное нарушение стало возможно ввиду ненадлежащего выполнения муниципального контракта № ... от .... г. со стороны ответчика. Указанный участок автомобильной дороги «...» находится в собственности муниципального образования «Чусовское городское поселение». Согласно заключенному соглашению между администрацией Чусовского городского поселения и муниципальным образованием «Чусовской муниципальный район Пермского края» от ...., муниципальному образованию «Чусовской муниципальный район» переданы, в том числе и полномочия по обеспечению безопасности на указанном участке дороги в период проведения капитального ремонта. В последующем администрация Чусовского муниципального района .... заключила муниципальный контракт с ООО «Уральская строительная компания» в соответствии с которым ООО «Уральская строительная компания» обязывалась провести капитальный ремонт указанного участка дороги в полном соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, СанПиНов в срок, установленный муниципальным контрактом. Считает, что ответчик при проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги «...» обязан обеспечить безопасное дорожное движение на дороге. Просит признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «...» от ... до ... /с ... км по ... км/. Обязать ответчика на основании п.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса РФ немедленно обеспечить безопасное дорожное движение на участке автомобильной дороги «...» / с ... км. По ... км/, в том числе путем осуществления своевременной расчистки снега на дороге в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».на дороге. безопасное дорожное движени м контрактом. пасности на указанном участке дороги в период проведения капиталь
Представитель ответчика ФИО1 с заявленными требованиями прокурора не согласились. Пояснила, что ими с Управлением строительства Администрации Чусовского муниципального района заключен муниципальный контракт № ... от .... по выполнению работ «Капитальный ремонт автодороги «...» ... км, ... км; ... км ... км; ... км ... км; ... км ... км». Сумма контракта ... рублей. Срок выполнения подрядных работ согласно п.6.1. муниципального контракта составляет -.... Однако работы по муниципальному контракту не завершены, контракт является действующим. В настоящее время работы по капитальному ремонту на данному участке дороги на зимний период приостановлены При этом расчистка дороги от снега не предусмотрена муниципальным контрактом, данные работы не входят в техническое задание к заключенному контракту. Считают, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания автомобильной дороги возлагается на собственника. ООО «Уральская строительная компания» не является собственником указанного участка дороги.
Представитель администрации Чусовское городское поселение» ФИО2 требования прокурора поддержала. Пояснила, что действительно они являются собственниками участка автомобильной дороги «...», но по соглашению от .... функции по капитальному ремонту данного участка дороги переданы муниципальному образованию «Чусовской муниципальный район», а те в свою очередь заключили муниципальный контракт с ООО «Уральская строительная компания», соответственно обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе своевременно осуществлять расчистку снега на период капитального ремонта, должна подрядная организация, т.е. ООО «Уральская строительная компания».
Представитель муниципального образования «Чусовской муниципальный район» ФИО3 и представитель муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» ФИО4 с заявленными требованиями не согласились. Считают, что ООО «Уральская строительная компания» не является надлежащим ответчиком, т.к. собственником автомобильной дороги ... является администрация Чусовского городского поселения, которая в силу ст. 210 ГК РФ и Уставу Чусовского городского поселения обязана содержать дорогу и обеспечивать безопасность дорожного движения. Управление строительства администрации Чусовского муниципального района заключило .... с ООО «Уральская строительная компания» муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту участка автодороги «...» ... км по ... км., согласно которому ООО «Уральская строительная компания» обязана выполнять те работы, которые предусмотрены техническим заданием и локальными сметными расчетами. При этом обязанность подрядчика расчищать от снега ремонтируемую дорогу муниципальным контрактом не предусмотрена.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, в том числе письменные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующем основаниям:
Согласно представленным актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организаций дорожного движения от ...., ...., составленным государственным инспектором дорожного надзора ... старшим лейтенантом полиции М., на участке автодороги ... с км ... до ..., на проезжей части дороги уплотненный слой снега, калийность, на обочине рыхлый снег, от км ..., км ... проезжая часть дороги заужена, не очищена на всю ширину проезжей части дороги /л.д.17-18/. Как следует из акта проверки от ...., составленному помощником Чусовского городского прокурора, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведенной с государственным инспектором дорожного надзора ... старшим лейтенантом полиции М., при обследовании автомобильной дороги «...» выявлено, что на проезжей части дороги имеются снежные отложения в виде наката, в результате чего на дороге образовался колейность, проезжая часть дороги не расчищена на всю ширину дороги, что является нарушением требований ст. 3.1.1., ст.3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»., утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221.
В соответствии с положениями ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, и введенного в действие 01.07.1994 года, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см; обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см; возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Несоответствие спорных участков автодороги ГОСТу Р 50597-93 установлено представленными актами.
Предъявляя требования к ответчику о признании их действий незаконным в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «...», а также обязании ответчика немедленно обеспечить безопасное дорожное движение, путем осуществления своевременной расчистки снега на дороги, Чусовской городской прокурор исходит из того, в соответствии с заключенным муниципальным контрактом между администрацией Чусовского муниципального района и ООО «Уральская строительная компания» от .... г., последний обязался провести капитальный ремонт указанного участка дороги в полном соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, СанПиНов в срок установленный муниципальным контрактом, а также в силу ст. 7.1.6 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса от 17.03.2004 г. № ОС-28/1270-ИС, при проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, принимают необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Однако суд, считает, что требования о возложении на ответчика немедленно обеспечить безопасное дорожное движение, путем осуществления своевременной расчистки снега на дороге, не основано на законе.
Согласно ст.12 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пунктом 13 классификации работ по ремонту и содержанию, утвержденной приказом Минтранспорта России от 12 ноября 2007 года N 160, в состав работ по зимнему содержанию входят механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка, поддержание в чистоте и порядке автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Чусовского городского поселения.
Судом установлено, что автомобильная дорога ...... - ... км протяженностью ... км является собственностью муниципального образования «Чусовское городское поселение», что подтверждается договором о безвозмездной передачи автомобильной дороги «...» ...-..., находящейся в собственности муниципального образования «Чусовской муниципальный район» от .... /л.д.21-24/, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним /л.д.37/.
На основании соглашения от .... о приеме - передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в части осуществления полномочий по реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «комплексный инвестиционный план модернизации города Чусового Пермского края на 2011-2015» капитальный ремонт автодороги ..., муниципальное образование «Чусовское городское поселение» передает, а муниципальное образование «Чусовской муниципальный район» принимает на себя полномочия по вопросу дорожная деятельность в отношении в части организации мероприятий по проведению капитального ремонта участка дороги ...... км по ... км /лд.25-28/.
Из представленных суду документов следует, что муниципальным образованием «Чусовское городское поселение» было передано право муниципальному образованию «Чусовской муниципальный район» на проведение капитального ремонта дороги, находящейся в собственности городского поселения.
.... года Управление строительства администрации Чусовского муниципального района, именуемой в дальнейшем Заказчик и общество с ограниченной ответственностью «Уральская строительная компания», именуемой в дальнейшем Подрядчик заключило муниципальный контракт, согласно которому Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ «Капитальный ремонт автодороги ...» км ... - км ...; ... - км ...; км ... - км ...; км ... - км ... в соответствии с техническим заданием, локальными сметными расчетами Заказчика, которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта, технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования /л.д.29-32/.
Действительно, в соответствии с п.3.1.1. подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом, в полном соответствии с требованиями ГОСТов, СНИПов, СанПиНов и сдавать их результата Заказчику.
Однако, до настоящего времени автомобильная дорога не сдана в эксплуатацию, ремонтные работы приостановлены на зимний период в связи с невозможностью их производства в данное время. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
При этом в ч.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указано, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из содержания вышеуказанной нормы Закона следует, что обязанность содержать участки автомобильных дорог, возложена на владельца участка дороги, каковым ООО «Уральская строительная компания» не является.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В техническом задании /приложение ... к муниципальному контракту/ указано, что при проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливаются временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраиваются объезды. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84. Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД. При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований: предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности, четко обозначить направление объезда, имеющихся на проезжей части препятствий и т.д.
Указанное положение закреплено и в ст. 7.1.6 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса от 17.03.2004 г. № ОС-28/1270-ИС. При проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, принимают необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения. На участках проведения работ (до их начала) устанавливают временные дорожные знаки, сигнальные фонари, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84. В случае, если ни одна из типовых схем, приведенных в указанной выше "Инструкции", не соответствует условиям проведения работ и организации движения транспортных средств, составляют индивидуальную схему организации дорожного движения.
Схемы организации движения, ограждения мест работ и сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
При этом, возложение обязанностей на подрядчика по расчистке снега ни муниципальным контрактом, ни Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса от 17.03.2004 г. № ОС-28/1270-И, не предусмотрены.
Таким образом, суд считает, что исходя из характера спорных правоотношений, оснований для удовлетворения требований Чусовского городского прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
в иске Чусовскому городскому прокурору, обратившемуся в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Уральская строительная компания» в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «...» от ... до ... /с ... км по ... км/ и обязании общество с ограниченной ответственностью «Уральская строительная компания» немедленно обеспечить безопасное дорожное движение на участке автомобильной дороги «...» /с ... км по ... км/, в том числе путем осуществления своевременной расчистки снега на дороге в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», отказать.
Решение может быть обжаловано, принесен протест в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Е.Петухова