ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/2016 от 25.03.2016 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело 2-181/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 25 марта 2016 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Ижбулдиной А.Д.,

с участием представителя истца Алистанова О.С. оглы Крыловой О.Г.,

представителя ответчика - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Краева С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алистанова Оруджа Сейидахмеда оглы к администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования п. Уренгой, о признании решения об отказе в выдаче свидетельства многодетной семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, обязании восстановить в сводном списке участников программы,

УСТАНОВИЛ:

Истец Алистанов О.С. оглы обратился в Пуровский районный суд с названным иском к администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования п. Уренгой, указав следующее. С ДД.ММ.ГГГГ года многодетная семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан, претендующих на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. В ДД.ММ.ГГГГ года истец был уведомлен администрацией муниципального образования <адрес> о том, что на основании решения районной комиссии по реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям от ДД.ММ.ГГГГ его семье отказано в выдаче свидетельства оправе на получение указанной социальной выплаты с последующим исключением из состава участников Программы. Причина отказа в выдаче свидетельства обусловлена наличием в собственности членов семьи истца жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>., и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> Не согласившись с указанным решением районной комиссии по реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям, истец просил суд признать его незаконным и обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить семью в сводном списке участников Программы.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец Алистанов О.С. оглы при надлежащем извещении не явился, доверил представлять свои интересы Крыловой О.Г.

Представитель истца Крылова О.Г. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям. Суду дополнительно Крылова О.Г. пояснила о том, что семья истца являлась участницей районной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем многодетных семей по муниципальному образованию Пуровский район на 2012-2014 годы», утвержденной с постановлением администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ. Требованиям, предъявляемым к участникам этой программы, семья истца на момент постановки на учет полностью отвечала. С момента постановки на учет, Алистанову О.С. оглы никто не разъяснил о том, что субсидия будет выдаваться только на приобретение (строительство) жилья на территории Пуровского района. Об изменениях в Программе его никто не уведомил. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. По аналогии указанная норма закона должна также применяться и к ситуации с семьей Алистановых. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приобреталось Алистановыми в собственность, в том числе, за счет средств материнского (семейного) капитала. При этом наличие указанного жилого помещения не должно влиять на право семьи истца на получение социальной выплаты в рамках вышеуказанной Программы.

Представитель Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, - структурного подразделения администрации муниципального образования Пуровский район, с правами юридического лица, наделенного в соответствии с Положением, утвержденным районной Думой муниципального образования Пуровский район 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, полномочиями администрации муниципального образования Пуровский район и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования г. Тарко-Сале в сфере строительства, формирования и реализации государственной жилищной политики, организационного обеспечения мероприятий в жилищной сфере, Краев С.Н. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ полагал, что правовые основания для удовлетворения иска Алистанова О.С. оглы отсутствуют. Суду Краев С.Н. пояснил о том, что семья истца являлась участницей мероприятий «Обеспечение жильем многодетных семей» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты семье истца было отказано правомерно, поскольку она не соответствовала требованиям п.п. «е», «з» п. 5.3, п. 59 Порядка предоставления социальных выплаты на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования Пуровский район на 2014 -2016 г.г., утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ. В частности второе жилое помещение в собственность семьи приобретено в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, а не на территории Пуровского района. При этом с учетом приобретения названного жилого помещения, каждый из членов семьи истца оказался обеспечен жилой площадью свыше учетной нормы.

Аналогичные доводы приведены в отзыве на исковое заявление Алистанова О.С. оглы начальником Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Мусаевым А.И.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования п. Уренгой Кожухарь А.А. при надлежащем извещении в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела без своего участия.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования п. Уренгой - и.п. главы поселка Якимов О.В. в отзыве заявленные Алистановым О.С. оглы требования полагал не подлежащими удовлетворению, с учетом того, что после приобретения в собственность квартиры в <адрес>, обеспеченность каждого из членов семьи истца жилой площадью превысила учетную норму.

Представитель соответчика - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился. В отзыве Чепурнов В.Н. указал о том, что Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа является ненадлежащим ответчиком по заявленному спору, поскольку реализация мероприятий «Обеспечение жильем многодетных семей» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением администрации Пуровского района от 16.12.2013 № 218-ПА осуществляется непосредственно органом местного самоуправления муниципального образования, а социальные выплаты на приобретение (строительства) жилья многодетным семьям являются дополнительной муниципальной поддержкой им в улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пуровского района и решение о предоставлении этих выплат принимается районной комиссией. Вместе с этим по существу заявленных истцом требований в отзыве Чепурнов В.Н. выразил солидарность с позицией других ответчиков.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие истца Алистанова О.С. оглы, представителей ответчика - администрации муниципального образования п. Уренгой, представителя ответчика - Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заслушав пояснения и доводы лиц участвующих в рассмотрении гражданского дела, с учетом мнения представителей ответчиков, изложенных в отзывах на исковое заявление, изучив письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу требований ст. 77, ст. 130-133 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия, в том числе в сфере жилищной политики, и несут ответственность по возникающим обязательствам. Это же следует из норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства органов местного самоуправления устанавливаются ими самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Постановлением администрации Пуровского района от 23.12.2011 № 585-ПГ была утверждена районная долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем многодетных семей по муниципальному образованию Пуровский район на 2012-2014 годы». Порядок ее реализации был утвержден постановлением главы Пуровского района от 30.12.2011 № 611-ПГ.

В дальнейшем, постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 218-ПА от 16.12.2013, в соответствии с постановлением администрации района от 02.04.2013 № 41-ПА «Об утверждении Порядка разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования Пуровский район» и в соответствии с постановлением администрации района от 29.10.2013 № 179-ПА «Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования Пуровский район в новой редакции», утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем».

Ответственным исполнителем названной муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем» является Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, в компетенции которого находится осуществление сбора данных о многодетных семьях - участниках Программы и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы по Пуровскому району, а также выдача многодетным семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение (строительство) жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в бюджете Пуровского района.

На администрации городских и сельских поселений района возложены функции по формированию списков многодетных семей для участия в Программе, проведение разъяснительной работы среди многодетных семей, в том числе в средствах массовой информации об условиях участия в Программе, признание многодетных семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и администрация муниципального образования п. Уренгой являются не надлежащими ответчиками по заявленным истцом требованиям.

Постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 116-ПА от 08.07.2014 в целях реализации мероприятий «Обеспечение жильем многодетных семей» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 218-ПА от 16.12.2013, утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования Пуровский район на 2014-2016 г.г.». При этом на основании постановления администрации муниципального образования Пуровский район № 64-ПГ от 22.07.2014 постановление главы района от 30.12.2011 № 611-ПГ признано утратившим силу.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Пуровский район добровольно возложили на себя обязанность по оказанию помощи многодетным семьям в улучшении жилищных условий. Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования Пуровский район по реализации Программы осуществляются в рамках финансовых возможностей бюджета района.

При этом мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 218-ПА от 16.12.2013 рассчитаны на конкретный круг граждан, которые должны соответствовать всем условиям, перечисленным в Порядке предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования Пуровский район на 2014-2016 г.г.».

Как указано в п. 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования Пуровский район на 2014-2016 г.г.» (в ред. постановлений администрации муниципального образования Пуровский район № 194-ПА от 21.10.2014, № 193-ПА от 21.07.2015, № 255-ПА от 05.10.2015), социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям носят целевой характер и являются дополнительной муниципальной поддержкой многодетным семьям в улучшении жилищных условий за счет средств бюджета Пуровского района и могут быть использованы на приобретение жилого помещения на территории Пуровского района, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям действующего законодательства Российской Федерации (п. 5.9 Порядка).

Согласно п. 1.4 указанного Порядка, участницей Программы может быть многодетная семья граждан РФ, имеющая в своем составе трех и более детей (родных, приемных, подопечных) в возрасте до 18 лет, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая и зарегистрированная по месту жительства на территории Пуровского района не менее пяти лет (непрерывно), предшествующих дате подачи заявления на участие в мероприятиях (несовершеннолетние дети до пяти лет с момента рождения).

Из содержания п. 1.5.2 Порядка следует, что семья не признается нуждающейся в улучшении жилищных условий в случае, если многодетная семья либо ее члены являются собственниками жилого помещения и имеют обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. При этом при наличии у многодетной семьи и (или) членов многодетной семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих ей на праве собственности на территории Российской Федерации, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно решению Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 12.05.2006 № 70 учетная норма площади жилого помещения на территории Пуровского района установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии с п. 5.3 Порядка, основаниями отказа в выдаче свидетельства являются: несоответствие семьи требованиям, указанным в п. 1.4 (п.п. в), приобретение жилого помещения не в соответствии с п. 5.9 (п.п. е), приобретение жилого помещения, расположенного за пределами территории Пуровского района (п.п. з).

Решением администрации муниципального образования п. Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ семья Алистановых в составе из 5 человек, в том числе трех несовершеннолетних детей, имеющая в собственности жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>м., расположенное по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения заявлений Алистанова О.С. оглы и Алистановой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных ими документов, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.п. 1.5.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования Пуровский район на 2012-2014 г.г. в рамках районной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем многодетных семей по муниципальному образованию Пуровский район на 2010-2014 г.г.», утвержденной постановлением администрации района от 23.12.2011 № 585-ПГ.

ДД.ММ.ГГГГ Алистанов О.С. оглы и Алистанова В.В. обратились в администрацию муниципального образования п. Уренгой с заявлением о включении их семьи в число участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 218-ПА от 16.12.2013. Из содержания заявления следует, что с условиями участия в программе Алистанов О.С. оглы и Алистанова В.В. ознакомлены и обязуются их выполнять.

ДД.ММ.ГГГГ решением администрации муниципального образования п. Уренгой семья Алистановых в составе из 5 человек, в том числе трех несовершеннолетних детей, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Обеспечение качественным жильем», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 218-ПА от 16.12.2013.

ДД.ММ.ГГГГ Алистанов О.С. оглы и Алистанова В.В. обратились с заявлением к начальнику Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, в котором выразили согласие с предоставлением социальной выплаты на приобретение жилья.

ДД.ММ.ГГГГ в заявлении на имя начальника Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Алистанов О.С. оглы и Алистанова В.В. вновь указали о том, что ознакомлены с условиями реализации названной Программы, а также о том, что при выявлении по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных об отсутствии их нуждаемости в жилых помещениях, обязуются социальную выплату возвратить.

После этого в ходе проверки предоставленных документов, органами местного самоуправления было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в собственность истца Алистанова О.С. оглы по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами территории <адрес> приобретено жилое помещение - квартира, площадью <данные изъяты> расположенная по адресу: <адрес>.

Таким образом, общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности и приходящаяся на каждого члена семьи Алистановых составила 131 кв.м.

Эти обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.

С учетом этого на заседании районной комиссии по реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья многодетным семьям на территории муниципального образования Пуровский район на 2014-2016 г.г. ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе семье Алистановых в выдаче свидетельства и об исключении из сводного списка участников Программы в соответствии с п.п. е, з п. 5.3 Порядка, а также в соответствии с п.п. в п. 5.3 Порядка.

О принятом решении Алистанов О.С. оглы был извещен администрацией муниципального образования п. Уренгой в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку определение требований к приобретаемому жилому помещению, к участникам Программы, к порядку ее реализации, находилось в компетенции органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>, а истец с этими требованиями был ознакомлен, что следует из подписанных им заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, не обеспечил их выполнения, добившись улучшения жилищных условий семьи своими силами и за свой счет, оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит. При этом факт использования денежных средств материнского капитала на приобретение квартиры в <адрес> не имеет решающего значения в заявленном споре.

Суд учитывает, что в ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» содержится условие о том, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Вместе с тем, в случае применения этой нормы закона по аналогии к спорным правоотношениям, следует применять также и другую ее часть о том, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Алистанова Оруджа Сейидахмеда оглы к администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования п. Уренгой, о признании решения об отказе в выдаче свидетельства многодетной семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, обязании восстановить в сводном списке участников программы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.03.2016.

Председательствующий М.В.Козлова

Дело 2-181/2016

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 25 марта 2016 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Козловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Ижбулдиной А.Д.,

с участием представителя истца Алистанова О.С. оглы Крыловой О.Г.,

представителя ответчика - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Краева С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алистанова Оруджа Сейидахмеда оглы к администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования п. Уренгой, о признании решения об отказе в выдаче свидетельства многодетной семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, обязании восстановить в сводном списке участников программы,

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Алистанова Оруджа Сейидахмеда оглы к администрации муниципального образования Пуровский район, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования п. Уренгой, о признании решения об отказе в выдаче свидетельства многодетной семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, обязании восстановить в сводном списке участников программы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.03.2016.

Председательствующий М.В.Козлова