Дело № 2-181/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2017 года г. Заречный
Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Осокина М.В. при секретаре Дудиной А.Ю., рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гибадулина С. А. к Администрации городского округа Заречный о признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилья, возложении обязанности постановки на учет Гибадулина С.А. как имеющего право на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем, а также о восстановлении срока подачи заявления о постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Гибадулин С.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что является ветераном боевых действий, так как в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по поддержании правопорядка и защите конституционных прав <данные изъяты>. Постановлением главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГГибадулин С.А. переехал из <адрес> в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию ГО Заречный с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветеран боевых действий, в удовлетворении которого было отказано. На повторное обращение ДД.ММ.ГГГГ истец вновь получил отказ, мотивированный тем, что при постановке на учет в <адрес> не может учитываться основание постановки на учет в другом муниципальном образовании. Гибадулин С.А. не согласен с данным отказом, поскольку в п.п.3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающем предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не содержится условий, касающихся оснований постановки на учет и места постановки на учет в качестве нуждающегося. Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения абз.1-4 пункта 2.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в той мере, в какой они – в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, - препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после ДД.ММ.ГГГГ, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в форме предоставления либо жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и тем самым - реализации ими конституционного права на жилище на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли. Статус ветерана боевых действий истец получил с момента выдачи ему соответствующего удостоверения ДД.ММ.ГГГГ. При том, истец, ссылаясь на Постановления Конституционной суда Российской Федерации от 24.05.2001 №8-П, от 03.06.2004 №11-П, от 15.06.2006 №6-П, от 05.04.2007 №5-П» полагает, что имеет право как ветеран боевых действий, нуждающийся в получении жилого помещения и имеющий право на предоставление жилого помещения в первоочередном или внеочередном порядке, реализовать свое право и после ДД.ММ.ГГГГ.
В заявлении об уточнении исковых требований истец также указал, что разделом III Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяются действие ст.ст. 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах», в том числе: выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан:
ДД.ММ.ГГГГ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные положения раздела III, внесены Федеральным законом от 28.11.2015 № 351-ФЗ, вступили в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ранее указанной даты истец по независящим от него обстоятельствам был лишен возможности реализовать свое право получить удостоверение ветерана боевых действий и встать на учет для получения жилья до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенных обстоятельств истец просил признать уважительным пропуск срока подачи заявления о постановке на учет Гибадулина С.А. как участника боевых действий в качестве нуждающегося в жилье, признать за ним право на постановку на учет на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий в соответствии с п.п.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», обязать Администрацию городского округа Заречный поставить на учет Гибадуллина С.А. как имеющего право на получение жилого помещения по указанному основанию.
Истец Гибадуллин С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах не явки не известил.
Его представитель Варкентин О.П. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Заречный Исакова О.С. возражала против удовлетворения искового заявления, полагала, что права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» возникли у истца с 05.04.2013 с момента выдачи ему удостоверения ветерана. Постановка Гибадулина С.А. в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по первоочередному списку ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переездом последнего на постоянное место жительства в г.Заречный, влечет снятие его с учета в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга и не является основанием для постановки его на учет администрацией городского округа Заречный с указанной даты. По результатам рассмотрения заявлений Гибадулина С.А. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, администрацией городского округа Заречный в удовлетворении соответствующий заявлений было отказано, в связи с тем, что истец не относится к числу малоимущих граждан, а действующим законодательством не предусмотрено специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий жилыми помещениями по договору социального найма, обратившихся с заявлением после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Суд, выслушав позиции сторон, исследовав письменные доказательства, полагает необходимым отметить следующие обстоятельства.
В соответствии с удостоверением серии БК №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Центральным военным округом, Гибадулин С.А. имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
Участие Гибадулина С.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выполнению задач по поддержанию правопорядка и защите конституционных прав граждан <данные изъяты> подтверждены записями в военном билете. (л.д. 19-22)
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
В Разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющемуся приложением к Федеральному закону "О ветеранах" указано, что на лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
В указанный перечень включено выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне <данные изъяты> границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <данные изъяты>: в период с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В действовавшей ранее (до 01.01.2016) редакции закона в указанный перечень были включены боевые действия в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, как указаны выше удостоверение ветерана выдано Гибадулину С.А.ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения указанных изменений в закон, в связи с чем доводы представителя истца о том, что внесения соответствующих изменений истец не мог, по независящим от него причинам, получить удостоверение ветерана боевых действий, являются необоснованными.
Согласно п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. (абз.2 п.1 ст.4)
Сведений о приданию внесенных Федеральным законом от 28.11.2015 N 351-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"» изменений обратной силы не имеется.
При указанных обстоятельствах, оснований для восстановления срока для подачи заявления Гибадулина С.А. на учет в качестве нуждающегося в жилье участника боевых действий не установлено.
В части требования о признании права истца на постановку на учет на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий необходимо указать следующее.
В соответствии с п.п. 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Администрацией Ленинского района г.Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГГибадулин С.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по первоочередному списку в составе семьи ФИО. (л.д.13)
Как указано в исковом заявлении, в ДД.ММ.ГГГГГибадулин С.А. переехал из г.Екатеринбурга в г.Заречный Свердловской области, в связи с чем на основании п.3 части первой ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга (л.д. 14).
На обращения Гибадулина С.А. в администрацию городского округа Заречный о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.11.2001 истцу было отказано, в том числе в связи с отсутствием основания для признания его малоимущим, и разъяснением порядка постановки на учет (л.д.15-17).
Суд находит оспариваемое истцом постановление администрации городского округа Заречный от 10.12.2015 № 1600-П Об отказе Гибадулину С.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении законным и обоснованным.
Так, в соответствии с п.1 ст.52 Жилищного кодекса Российско Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
При этом, в силу п.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В свою очередь, п.1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В пункте 2. данной статьи указано, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В пункте 3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с п.п. 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В ходе проведения расчета имущественного положения Гибулина С.А. в целях признания его малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, значение величин, полученных в результате вычислений больше нуля, в связи с чем сделан вывод об отсутствии основания для признания Гибудулина С.А. малоимущим.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения искового заявления Гибадулина С.А. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Гибадулина С. А. к Администрации городского округа Заречный о признании права на получение мер социальной поддержки в виде прелдоставления жилья, возложении обязанности постановки на учет Гибадулина С.А. как имеющего право на получение жилого помещения в рамках реализации мер социальной поддержки жильем, а также о восстановлении срока подачи заявления о постановки на учет, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский областной суд через Заречный районный суд Свердловской области.
Судья М.В.Осокин
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.