ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/2021 от 13.07.2021 Вуктыльского городского суда (Республика Коми)

11RS0007-01-2021-000307-67

Дело № 2-181/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 13 июля 2021 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Васениной Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора города Вуктыла Республики Коми Курято М.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с применением аудиозаписи гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Маруняк А. Н. об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов спорта,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Вуктыла Республики Коми 22 июня 2021 года обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Маруняк А.Н. об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов спорта.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры Республики Коми от 17 февраля 2021 года № 07-12-2021 и дополнительного поручения от 05 мая 2021 года № 13-41-2021 проведен анализ соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов спорта, в ходе которого установлено следующее.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Федеральный закон «О противодействии терроризму»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона
«О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона
«О противодействии терроризму» к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено установление обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядка разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий).

В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2015 года № 202 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспортов безопасности объектов спорта (далее по тексту - Требования).

Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее по тексту - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

В силу п. 2 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта спорта возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником объекта спорта или использующего его на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником объекта спорта или использующее его на ином законном основании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Требований в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование.

В соответствии с п. 6 Требований для проведения категорирования объекта спорта решением ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию объекта спорта (далее по тексту - комиссия), к работе которой могут привлекаться представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию).

Как следует из п. 7 Требований, по результатам обследования объекта спорта комиссия не позднее одного месяца со дня ее создания принимает решение об отнесении объекта спорта к конкретной категории опасности.

В силу п. 10 Требований на каждом объекте спорта независимо от его категории опасности выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта спорта в целом, его повреждению или аварии на нем.

В соответствии с п. 11 Требований результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта спорта, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта спорта.

На каждый объект спорта комиссия составляет паспорт безопасности объекта спорта в течение 3 месяцев после проведения обследования и категорирования объекта спорта (п. 31 Требований).

Согласно п. 12 Требований для каждой категории опасности объектов спорта устанавливается комплекс мероприятий, соответствующий степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.

В соответствии с п. 13 Требований антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: установления и осуществления на объектах спорта пропускного и внутриобъектового режимов; организации и осуществления охраны объектов (территорий); оснащения объектов (территорий) охранными инженерными средствами - инженерными заграждениями, конструкциями, другими инженерными средствами защиты от противоправных посягательств; обеспечения оснащенности объектов (территорий) техническими средствами охраны; контроля за соблюдением лицами, находящимися на объектах спорта, требований антитеррористической защищенности; определения должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта и их взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; организации и осуществления профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий совершения террористических актов на объектах спорта.

Как следует из п.п. 24 и 25 Требований организация и осуществление контроля за выполнением настоящих требований на объектах спорта возлагаются на ответственных лиц; контроль за выполнением настоящих требований осуществляется в виде проведения комплексных, контрольных и целевых проверок.

При этом в силу п. 35 Требований паспорт безопасности объекта спорта согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта спорта и утверждается ответственным лицом.

Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта спорта направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта спорта (п. 37 Требований).

В пунктах 7, 8, 17, 19, 25, 26, 27, 29, 29.1 статьи 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определены следующие понятия: объекты спорта - объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества; организатор физкультурного мероприятия - юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие и (или) которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия; спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы; спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов; физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры; физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития; физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик; физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой; физкультурно-оздоровительная услуга - деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией независимо от ее организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя в том числе проведение физкультурных мероприятий.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости Маруняк А.Н. принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности супругу ответчика - ФИО.

В ходе проведенной проверки установлено, что Маруняк А.Н. являясь самозанятым физическим лицом, на платной основе оказывает услуги по фитнесу, в квартирах <адрес>.

Как следует из объяснений Маруняк А.Н. от 24 мая 2021 года, указанные квартиры объединены и представляют собой 2 спортивных зала с одним общим входом. Маруняк А.Н. пояснила, что квартирой, которая находится в собственности ее супруга ФИО, она полностью распоряжается и супруг в ее дела по управлению спортивным залом не вмешивается. Занятия проводятся по 2-3 человека. Обследование и категорирование указанного помещения ей не проводилось, паспорт безопасности не согласовывался и не составлялся.

Таким образом, проведенный прокуратурой города анализ показал, что ответчиком Маруняк А.Н. в нарушение действующего законодательства не проведено обследование и категорирование объекта, паспорт безопасности объекта согласованный с соответствующими органами власти на объекте отсутствует, как следствие потенциально опасные участки на объекте не выявлены, комплекс мероприятий, соответствующий степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий на объект не разработан, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта спорта и взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации не определены. Указанное свидетельствует, что должностные лица соответствующих органов власти о функционировании объекта спорта не проинформированы, должное взаимодействие с ними Маруняк А.Н. не организовано, в связи с чем, осуществление профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий совершения террористических актов, а также организация и осуществление контроля за выполнением настоящих требований со стороны Маруняк А.Н. и правоохранительными органами города невозможно.

Обращаясь в суд с требованием об обязании устранения ответчиком нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности вышеуказанного объекта спорта, прокурор реализует принадлежащие ему полномочия, поскольку несоблюдение указанных Требований влечет потенциальную опасность и угрозу совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях, то есть создает опасность и угрозу совершения террористических актов на указанном объекте спорта.

Принимая во внимание вышеизложенное, прокурор просил суд обязать Маруняк А.Н. устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а именно:

-создать комиссию по обследованию и категорированию объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

-провести обследование и категорирование объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

-по результатам работы комиссии составить акт обследования и категорирования объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

-принять меры по составлению и согласованию паспорта безопасности объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Маруняк А.Н., а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в судебное заседание не явились, представили суду письменные ходатайства о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие, указав о согласии с исковыми требованиями в полном объеме.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ч. 1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и в соответствии с ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об удовлетворении заявленных требований.

С учетом объема и характера работ, выполнение которых необходимо для устранения выявленных нарушений, суд полагает, что они должны быть проведены в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2015 года № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспортов безопасности объектов спорта».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Вуктыла Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Маруняк А. Н. об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов спорта - удовлетворить.

Обязать Маруняк А. Н. устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а именно:

-создать комиссию по обследованию и категорированию объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

-провести обследование и категорирование объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

-по результатам работы комиссии составить акт обследования и категорирования объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

-принять меры по составлению и согласованию паспорта безопасности объекта спорта, расположенного в помещении пятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения, то есть с 13 июля 2021 года, через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева