ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/2021 от 27.12.2021 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело

24RS0-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2021 года <адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Милуш О.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца/ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика/истца Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования - <адрес> в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности, по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> об изменении границы земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

МО - <адрес> в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности произвести демонтаж (снос) ограждений.

Требования мотивированы тем, что органы местного самоуправления и иные органы имеют охранительные функции и несут обязанности по обеспечению благоприятны условий жизнедеятельности человека, для реализации которых вправе выявлять правонарушения, связанные с воздействием самовольных построек и приминать меры к их устранению. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в ст. 39.1 Земельного кодекса РФ. Согласно данным выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по <адрес> в <адрес> с кадастровым номером имеет площадь 1116 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, собственником земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1 По результатам визуального обследования территории установлено, что используемый земельный участок огорожен по периметру забором. По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки прокуратуры города, прокуратуры <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> установлено, что совместно с земельным участком ФИО1 использует часть земельного участка неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала , общей площадью 5,49 кв.м, документы, удостоверяющие права на данные земельные участки ФИО1 не представлено.

В указанной связи Департамента Горимущества с учетом уточнения просит возложить на ФИО1 обязанность произвести демонтаж (снос) ограждений, расположенных на части земельного участка площадью 5,49 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале , в районе <адрес>, в координатах полигона : в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> об изменении границ земельного участка.

Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> и ФИО1, истец является собственником земельного участка, разрешенное использование – размещение усадебных и блокированных жилых домов, общей площадью 1762 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Также, истица является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1116 кв.м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> земельным надзором проведена проверка по соблюдению истцом требований земельного законодательства при осуществлении деятельности на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>. В ходе проверки помощником прокурора <адрес> проведено обследование земельного участка совместно с главным специалистом-экспертом отдела государственного земельного контроля Управления Росреестра по <адрес>ФИО5 с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, с последующим обмером фактических границ вышеуказанного земельного участка на местности, ограждающих конструкций с использованием геодезического оборудования отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по <адрес>. Указанной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером используется истцом совместно с земельным участком с кадастровым номером и огорожен забором. В границах земельного участка с кадастровым номером расположен двухэтажный дом. В результате обработки геодезических измерений и сопоставлении полученных данных со сведениями о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами и их поворотных точек, установлено, что фактические границы используемого истцом земельного участка, не соответствуют границам земельных участков с кадастровым номерами . На основании 7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, однако, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ производство об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью, так как совершенное истцом деяние не представляет существенного вреда общественным интересам. В дальнейшем, истцом были приняты меры по устранению несоответствия фактических границ земельных участков со сведениями в ЕГРН, но из-за незначительности допустимой погрешности, истцу было отказано в исправлении реестровой ошибки. Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ООО «ЗемКом» ФИО9, подлежат исправлению в рамках допустимой погрешности +/- 15 кв.м границы земельного участка с кадастровым номером площадью 1762 кв.м. При этом площадь земельного участка станет меньше на 1 кв.м, т.е. 1761 кв.м.

В указанной связи, истец/ответчик просит исправить ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1762 кв.м., исключить сведения о его границах из ЕГРН в координатах точек углов поворота:

Истец/ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрении дела была извещена надлежащим образом и своевременно, доверила представление своих интересов представителю ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), которая в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, возражала в удовлетворении исковых требований Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> в полном объеме.

Ранее представила пояснения по делу, в которых указала, что истцом/ответчиком проведена строительно-техническая экспертиза ограждения земельного участка с кадастровым номером экспертами ООО «Департамент оценочной деятельности» и фактическое обследование вышеуказанного земельного участка инженером ООО «ЗемКом». На основании проведенной строительно-технической экспертизы установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, огорожен забором на ленточном железобетонном фундаменте сечением 60*40 см. с железными воротами для въезда и выезда. Для смещения забора нельзя выпилить часть фундамента, потому что будет нарушена арматура, которая является связующим звеном в данной монолитной конструкции. Из заключительной части строительной - технической экспертизы следует, бетонный фундамент, металлические столбы и арматура являются совокупностью элементов монолитной конструкции, обеспечивающих целостность и неразрывность, технически невозможно произвести частичным монтаж элементов фундамента забора. Таким образом, в соответствии со ст. 130 ГК РФ исследуемое ограждение (недвижимая вещь) прочно связано с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Заключением кадастрового инженера ООО «ЗемКом» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт ограждения забором из проф. листа, расположенным на армированном бетонном фундаменте для повышенной прочности и устойчивости конструкции, шириной 40 см., а также, что поворотные фасады земельного участка в базе ГКН не соответствуют фактическим границам, т.е. углы земельного участка не соответствуют его фактическому местоположению.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ площадь данного земельного участка указана с допустимыми значениями - 1762 кв.м.+/-15 кв.м. При выносе границ земельного участка с кадастровым номером точки частично не совпадают с фактическими границами, но в пределах допустимой нормы. Для приведения в соответствие сведений ЕГРН с фактическими границами выполнен межевой план по исправлению реестровой ошибки земельного участка. Забор не причиняет неудобств и каких-либо препятствий объектам инфраструктуры, не расположен на них. В представленном дополнении к пояснению, указала, что фактическая площадь земельного участка, используемая истцом составляет 1761 кв.м, что не соответствует площади, содержащейся в сведениях ЕГРН – 1762 кв.м, расхождение составляет 1 кв.м. Полученный результат не превышает нормативы погрешности, из кадастровой выписки. Сведения, оформленные ранее в государственном кадастре, верные и не подлежат изменению. Имеющаяся погрешность допустима для такой категории земель. Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Строительство забора началось с 2017 года. При образовании земельного участка на местности отсутствовало ограждение участка. Следовательно, реестровая ошибка в сведениях ЕГРН в части определения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером отсутствует. Расхождение фактических границ земельного участка с его реестровыми границами возникло из-за неточности выноса в натуру границ земельного участка и строительно-монтажных работ забора, который устанавливался с учетом рельефа местности и наличия древесно-кустарниковых растений, расположенных по периметру земельного участка на землях неразграниченной государственной собственности и в связи с тем, что бетонный фундамент, металлические столбы и арматура являются совокупностью элементов монолитной конструкции, обеспечивающих целостность и неразрывность, технически невозможно произвести частичным монтаж элементов фундамента забора, в связи чем, считает, что исковые требования именно ФИО1 подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика/истца Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала, исковые требования истца/ ответчика ФИО1 считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Ранее представила письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> об изменении границ земельного участка с кадастровым номером . В силу ст.305 ГК РФ, права принадлежат лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного владения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, об установлении границ земельного участка. Исковое требование об установлении местоположения границ земельного участка, свидетельствуя о наличии спора о праве, является самостоятельным способом защиты нарушенного права и направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешении спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.

В предмет доказывания по делам об установлении границ земельных участков входят, в том числе, факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ принадлежащего истцу смежного земельного участка и земельного участка, принадлежащего ответчику. Такой иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по такому иску является ответчиком. Установление границ земельного участка, предполагает, прежде всего, установление границ земельного участка, принадлежащего истцу на вещном праве, а не изменение границ земельного участка, принадлежащего ответчикам. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка и их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Истцом не представлены документы, подтверждающие законность владения земельным участком в измененных границах. В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ случаи и основания перераспределения земель и земельных участков, находящихся в частной собственности. Ранее истец обращался в адрес департамента с заявлением о перераспределении испрашиваемого земельного участка. По результатам рассмотрения департаментом подготовлен отказ по следующим основаниям: по результатам визуального обследования установлено, что на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и за счет которого истец желает осуществить перераспределение, расположено самовольное ограждение. Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности. Порядок перераспределения земельных участков установлен ст. 39.29 ЗК РФ и направлен на устранение недостатков в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является побочным следствием, а не целью перераспределения. Государственная собственность, на который не разграничена, в кадастровом квартале в районе <адрес>.

Дополнительно представила возражения на исковое заявление, из которых следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Требования истца направлены на изменения местоположения земельного участка с кадастровым номером путем исключения сведений о его границах из ЕГРН в координатах установленных точек и установления новых границ. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением (сервитута, публичного) сервитута и таких земель и (или ) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой v.4 настоящего Кодекса ( пункт 3 ст.11.7 ЗК РФ). Положениями ЗК РФ запрещается образование земельных участков, приводящее к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушению требования законов (пункт 6 статьи 11.9). Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес>. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа <адрес> утвержден постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают территории общего пользования, то есть территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего I, скверы, бульвары). Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Эту же норму содержит Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно пункту 8 статьи 28 Закона отчуждению не подлежат земельные участки земель общего пользования (площади, улицы, сады, бульвары, водные пляжи и другие объекты). Вместе с тем, требования истца направлены на изменение границ земельного участка, который находится в частной собственности. Между тем, согласно установленным законодательством целям использования территорий общего пользования и запрета на их приватизацию такие земельные участки могут быть переданы для строительства объектов недвижимости, их использование направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих населения (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Федерации N 4, утвержденном Президиумом Верховного Суда й Федерации ДД.ММ.ГГГГ). Согласно государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, расположен испрашиваемый земельный участок в границах второго пояса зоны санитарной охраны поверхностного водозабора на <адрес> филиала «Красноярская ТЭЦ-2» АО «Енисейская ТГК ( ТГК-13)». Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. В силу п.14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения. Факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны поверхностного водозабора на <адрес> филиала «Красноярская ТЭЦ-2» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» исключает возможность передачи его в частную собственность в силу положений ст. 27 ЗК РФ. В силу п.1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), в связи, с чем просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Третьи лица Администрация <адрес>, кадастровый инженер ФИО9, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного слушания извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств не поступало, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного слушания извещена своевременно и надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного слушания извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя управления, также ранее представили письменное пояснение, из которого следует, что в ЕГРН имеются сведения о земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 1746 кв.м, кадастровый . Государственный кадастровый учет осуществлен ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка установлены. Право собственности зарегистрировано за истцом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Так же имеются сведения о том, что в ЕГРН имеются сведения о земельном участке по адресу: <адрес>, площадью 1116 кв.м, кадастровый . Государственный кадастровый учет осуществлен ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка установлены. Право собственности зарегистрировано за истцом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером используется истцом совместно с земельным участком с кадастровым номером огорожен общим забором. В результате обработки геодезических измерений, установлено, что фактические границы используемого истцом земельного участка, не соответствуют границам вышеуказанных земельных участков. С восточной и северной стороны земельного участка с кадастровым номером увеличение придомовой территории. С западной стороны земельного участка с кадастровым номером под увеличение придомовой территории используется часть земельного участка с кадастровым номером . Реестровая ошибка подлежит исправлению в случае наличия в межевом плане, подготовленном лицом, выполнившим кадастровые работы, такой ошибки, и не является следствием неправомерных действий (решений) органа регистрации прав.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ, регулирующей защиту прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании ч.1 ст.60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (статья 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

В кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения о земельном участке как описание местоположения, площадь (пункты 3, 9 части 4 статьи 8 Закона о регистрации).

В соответствии с частями 8, 9 и 10 статьи 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или фактического землепользования.

В соответствии с абз.2 ч.7 ст.36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, владеющими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастровый недвижимости.

Статьей 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» регламентирован порядок согласования местоположения границ земельных участков.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ст.40 приведенного закона).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ).

Согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации реестровой ошибкой является воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона о регистрации).

Ст. 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствие ст. 39 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пп. 3 п. 1 ст. 39.14).

В соответствии с ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗК РФ, Градостроительного кодекса РФ).

В силу Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (пункты 1. 2, 3 части 2 и часть 4 статьи 30).

В силу Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.

В соответствии Земельным кодексом Российской Федерации допускается перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Таким образом, в силу положений указанного пункта допускается увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставленного для ведения садоводства, при отсутствии предусмотренных положений Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в заключении о перераспределении и соблюдении иных установленных законодательством требований.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствие со ст.39.8 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> и ФИО1, является собственником земельного участка, из земель населенных пунктов, зоны жилой усадебной застройки с кадастровым номером площадью 1762 кв. м, находящийся в водоохранной зоне <адрес>, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (Т.2 л.д. 8), выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (Т.2 л.д. 8-10).

ФИО1 на основании соглашения о перераспределения земель и (земельных участков), заключенного между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> и ФИО1, использует земельный участок, из земель населенных пунктов, индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером , площадью 1116 кв. м, находящийся в водоохранной зоне <адрес>, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ( Т.2 л.д. 118-120).

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Россия, <адрес> (Т. 2 л.д. 50-52), однако получила отказ в связи с самовольным ограждением земельного участка (Т.2 л.д.47-48).

В материалы дела предоставлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный кадастровым инженером ФИО9, который подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700092:54, с указанием на имеющуюся реестровую ошибку (Т.2 л.д. 18-22, Т. 3 л.д. 9, л.д 44-62). <адрес> земельного участка составила 1761 кв.м., по сведениям ЕГРН площадь участка –

По результатам проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в октябре 2019 года, установлен факт самовольного занятия земель неразграниченной собственности. Материалы проверки направлены в Управление Росреестра по <адрес> (Т.2 л.д. 64-65).

Как следует из протокола п от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по <адрес>, фактические границы используемого истцом земельного участка, не соответствуют границам земельных участков с кадастровыми номерами и , огорожены забором. В отношении ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении по 7.1 КоАП РФ, как самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок (Т. 2 л.д. 11-12).

Из объяснений ФИО1 следует, что в целях исполнения предписания, выданного в 2018 году, обратилась к кадастровому инженеру, который осуществил вынос границ земельного участка в натуру. При перенесении забора, по указанным кадастровым инженером точкам, строителями были допущены ошибки, о которых истец узнала при проверке ( Т.2 л.д. 13-16).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель ФИО8 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении за малозначительностью.

В соответствии с экспертным заключением ООО «КрасЮрист» от ДД.ММ.ГГГГ перенос забора с бетонным ленточным основанием, расположенным по адресу: <адрес>, не нарушив целостность и неразрывность конструкции не возможен ( Т. 3 л.д. 44-108) и влечет значительные материальные затраты.

Как следует из регистрационного дела, собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700092:25 является ФИО7, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи, распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО7 и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> (Т.2. л.д. 107-200), спора по границам с данным смежным землепользователем не имеется, о чем указано в акте согласования (Т.3 л.д. 4-5).

В соответствии с распоряжением администрации <адрес> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (<адрес>) на земельном участке, предоставленном истцу ФИО1, хозяйственную и иную деятельность следует осуществлять в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ ( л.д. 27-28).

По ходатайству представителя ФИО1- ФИО4, по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза с целью установления соответствия границ и площади спорного земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1762 кв.м., сведениям ЕГРН, наличия (отсутствия) реестровой ошибки, установления соблюдения допустимых погрешностей, при выносе точек на местность, производство которой поручено в ООО «Кадастровый центр» (Т.4л.д.).

Согласно экспертному заключению ООО «Кадастровый центр» , границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1762 кв.м, соответствуют материалам межевания; фактические границы земельного участка с кадастровым номером и фактическая площадь земельного участка (1670 кв.м) не соответствует реестровым границам и площади земельного участка по сведениям ЕГРН, фактическая площадь меньше площади по документам на 72 кв.м. При анализе материалов гражданского дела, сведений ЕГРН и данных, полученных с момента образования исследуемого земельного участка с 2011 по 2021 год установлено, что строительство забора по периметру (внешним границам) земельного участка с кадастровым номером началось 2017 года. Таким образом, при образовании земельного участка на местности отсутствовало ограждение участка в координатах характерных точках поворота границ земельного участка, отраженных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с которой проводились кадастровые работы. Следовательно, реестровая ошибка в сведениях ЕГРН в части определения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером отсутствует.

Характерные точки границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1762 кв.м, частично превышают допустимую погрешность при выносе точек на местность, а именно точки 1,2,3,4,5,6,15,16,17,18,19,22 по сведениям ЕГРН на схеме 3 не соответствуют фактическому местоположению.

Сторонами не оспаривалось, что фактические границы используемого истцом ФИО1 земельного участка не соответствуют границам вышеуказанных земельных участков.

При образовании земельного участка на местности отсутствовало ограждение участка, существующее на момент обращения с иском в суд.

Расхождение фактических границ земельного участка с его реестровыми границами возникло из-за неточности строительно-монтажных работ забора, который частично расположен на землях неразграниченной государственной собственности.

Согласно государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности расположен испрашиваемый земельный участок в границах второго пояса зоны санитарной охраны поверхностного водозабора на <адрес> филиала «Красноярская ТЭЦ-2» АО «Енисейская ТГК ( ТГК-13)». Земельный участок, которым пользуется истец, находится в водоохранной зоне, расположен в границах береговой полосы водного объекта общего пользования.

Доказательств согласованного выделения ФИО1 территории неразграниченной государственной собственности для возведения забора, с учетом рельефа и насаждений на местности в материалы дела не представлено, напротив, данные обстоятельства опровергаются Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес>.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона о регистрации).

Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700092:291 используется истцом совместно с земельным участком с кадастровым номером огорожен общим забором. В результате обработки геодезических измерений, установлено, что фактические границы используемого истцом земельного участка, не соответствуют границам вышеуказанных земельных участков. Установлен факт самовольного занятия земель неразграниченной собственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право на исключение из ЕГРН сведений о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1762 кв.м, категория –земли населенных пунктов, разрешенный вид использования- размещение усадебных и блокированных жилых домов, расположенный по адресу: <адрес> установить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 1670 кв.м категория земли- земли населенных пунктов, разрешенный вид использования- размещение усадебных и блокированных жилых домов, расположенный по адресу : <адрес> соответствии с каталогом координат границ земельного участка, представленного в таблице 4 экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд, полагает в удовлетворении иска ФИО1 об исправлении ошибки в местоположении границ спорного земельного участка, исключении сведений о его границах из ЕГРН и установлении новых границ земельного участка отказать.

Разрешая исковые требования Департамента Горимущества о возложении обязанности на ФИО1 произвести демонтаж (снос) ограждений, расположенных на части земельного участка площадью 5,49 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

При этом суд исходит из доказанности факта неправомерного использования (самовольного занятия) спорной частью земельного участка, являющейся неразграниченной государственной собственностью, ФИО1, а также из отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 законных оснований для размещения на спорном земельном участке забора, что влечет необходимость его освобождения от ограждения, возведенного ФИО1

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в случае, в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

Поскольку при предъявлении иска в суд Департамента Горимущества освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлины в размере рублей подлежит взысканию в местный бюджет с ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на ФИО1 обязанность произвести демонтаж (снос) ограждений, расположенных на части земельного участка площадью 5,49 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> об исключении из ЕГРН сведений о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1762 кв.м и установлении границы земельного участка с кадастровым номером площадью 1670 кв.м в координатах, представленных в таблице 4 заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Взыскать со ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Милуш

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.А. Милуш