ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/2022 от 10.02.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

№ 2-181/2022

УИД: 26RS0023-01-2021-007955-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Колесникова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Терешенковой Е.А.,

с участием ответчика Дегтяревой С.И.,

представителя истца, старшего помощника прокурора Минераловодской межрайонной прокуратуры Гожих И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Минераловодского городского суда .............. гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и Дегтяревой С. И. о возложении обязанности направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения, и принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы краевого значения,

у с т а н о в и л:

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и Дегтяревой С. И. о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. обязанности в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером .............., в адрес Дегтяревой С. И., .............. года рождения, паспорт ..........................................; о возложении на Дегтяреву С. И., .............. года рождения, паспорт .......................................... обязанности в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером ...............

Из содержания искового заявления и приложенных к нему документов следует, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городского округа .............., в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и Дегтяревой С.И. выявлены нарушения. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Змейка» объявлен памятником природы краевого значения. Постановлением правительства Ставропольского края 20.06.2014 № 247-п памятник неживой природы гора «Змейка» переименован в памятник природы краевого значения «Гора Змейка». Постановлением правительства Ставропольского края 16.09.2016 № 407-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка». В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий – памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости 19.10.2016. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.10.2021, в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером ............... Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.11.2021, земельный участок с кадастровым номером .............. площадью ..............., поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для овощеводства. Согласно выписке ЕГРН от .............. вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Дегтяревой С.И. (номер записи о регистрации права .............. от ..............). Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденного 23.12.2020 Президиумом Верховного суда Российской Федерации). В силу положений ч. ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов. Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером .............., находящегося в границах памятника природы «Гора Змейка». Дегтярева С.И., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером .............., расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Змейка» обязано принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы. Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона № 33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» правообладателям земельного участка с кадастровым номером .............., не принято. В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, Дегтяревой С.И. мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Змейка» не подписано. В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа .............., иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу .............., объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Змейка», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, – заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка». В соответствии со ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных и экологических правоотношений, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции. В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 и ст. 24 ГПК РФ рассмотрение данного гражданского дела подведомственно и подсудно районному суду, поскольку, не относится к экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ГПК РФ, иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков по выбору истца. С учетом изложенного, прокурор обращается с настоящим иском в Минераловодский городской суд, по адресу одного из ответчиков – Дегтяревой С.И.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора – Гожих И.А. поддержала заявленные исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить, а также пояснила, что ответчиками на момент рассмотрения данного гражданского дела не устранены нарушения, выявленные в ходе прокурорской проверки. Ответчики, не признавая исковые требования, не представили суду доказательств о том, что они приняли меры к удовлетворению требований прокурора. Фактические действия ответчиков свидетельствуют о признании требований прокурора, однако ими не представлено надлежащих доказательств в подтверждение этому. Представленный Дегтяревой С.И. документ – копия охранного обязательство - не имеет соответствующих реквизитов документа. В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.

Ответчик Дегтярева С.Г. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и пояснила, что ей по электронной почте было направлено охранное обязательство, но оно не утверждено. Дата подписания не определена.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о рассмотрении данного гражданского дела, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявил, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.

Представителем ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. по доверенности Сизевой Н.А. представлен отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что памятник природы краевого значения «Гора Змейка» (далее - памятник природы) расположен на территории государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» (далее - заказник). Обеспечение функционирования и соблюдения режима особой охраны заказника осуществляет государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............» (далее - Дирекция ООПТ СК). В соответствии с разъяснением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обеспечении режима особой охраны памятников природы регионального значения от ............................ возложение обязательств по обеспечению режимов особой охраны памятников природы, расположенных на территории .............., на Дирекцию ООПТ СК является правомерным. В соответствии с Положением о заказнике, утвержденным постановлением .............. от ............................-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», режим особой охраны памятника природы соответствуют режиму особой охраны заказника, обеспечение соблюдения которого осуществляет Дирекция ООПТ СК. Земельный участок с кадастровым номером .............. входит в границу памятник природы частично. Указанный земельный участок находится в собственности Дегттяревой С. И.. Законодательством Российской Федерации не урегулированы вопросы передачи памятников природы под охрану правообладателям земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий частично. В связи с изложенным, правообладателю указанного земельного участка, расположенного в границе памятника природы частично, было направлено письмо о взятии под охрану памятника природы от ............................. Частями 2,3 статьи 27 Федеральным законом от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов. В связи с тем, что Дирекция ООПТ СК уже осуществляет охрану государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», в состав которого входит памятник природы краевого значения «Гора Змейка», считаем нецелесообразным дополнительное расходование бюджетных средств на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы в случае передачи охранного обязательства Дегтяревой С. И.. Обязательства по охране памятника природы возложены на Дирекцию ООПТ СК и утверждены приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. от ............................, таким образом, министерством приняты меры к передаче под охрану памятника природы и оформлению охранных обязательств. Следовательно, министерством предприняты все необходимые меры по передаче памятника природы «Гора Змейка» под охрану. На основании изложенного и руководствуясь статьей 35 ГПК РФ, в удовлетворении исковых требований Минераловодского межрайонного прокурора к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. о возложении обязанности направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером .............. в адрес Дегтяревой С. И. – следует отказать.

Представитель третьего лица ГБУ .............. «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен судом о рассмотрении данного гражданского дела, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявил, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.

Представителями третьего лица ГБУ .............. «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............» представлен отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что ГБУ .............. «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............» (далее – Учреждение) обеспечивает функционирование и соблюдение режима охраны на особо охраняемых территориях ............... Полномочия по передаче под охрану с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы регионального значения и направлении указанных документов собственникам (правообладателям) земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, учреждение не наделено. В связи с изложенным, на основании ст. 149 ГПК РФ, иск подлежит удовлетворению. Так же представителями третьего лица ГБУ .............. «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............» заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.

При таких обстоятельствах суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, ответчика Дегтяревой С.И., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах Минераловодского городского округа .............., в ходе которой было установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона № 33-ФЗ, ответчиком Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» правообладателям земельного участка с кадастровым номером .............., не принято. В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, ответчиком Дегтяревой С.И. мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Змейка» не подписано.

Постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Змейка» объявлен памятником природы краевого значения.

Постановлением правительства Ставропольского края 20.06.2014 № 247-п памятник неживой природы гора «Змейка» переименован в памятник природы краевого значения «Гора Змейка».

Постановлением правительства Ставропольского края 16.09.2016 № 407-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости границы зоны с особыми условиями использования территорий – памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости ...............

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от .............., в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером ...............

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от .............., земельный участок с кадастровым номером .............., площадью ..............., поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для овощеводства.

Согласно выписке ЕГРН от .............. вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику Дегтяревой С.И. (номер записи о регистрации права .............. от ..............).

Согласно Паспорту памятника природы краевого значения «Гора Змейка», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. от ............................ обязательства по охране памятника природы возложены на ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............»

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от .............., направленному в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............., возложение обязательств по обеспечению режимов особой охраны памятников природы, расположенных на территории .............., на ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий ..............» является правомерным.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. от ............................ и охранному обязательству утверждено охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Змейка».

Постановлением правительства Ставропольского края 16.09.2016 № 407-п «О границах памятников природы краевого значения «Гора Змейка» утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Змейка».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, границы зоны с особыми условиями использования территорий – памятника природы «Гора Змейка» внесены в государственный кадастр недвижимости ...............

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от .............., в границы памятника природы «Гора Змейка» частично входит земельный участок с кадастровым номером ...............

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от .............., земельный участок с кадастровым номером .............., площадью ..............., поставлен на кадастровый учет .............., отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для овощеводства; вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Дегтяревой С.И. (номер записи о регистрации права .............. от ..............).

Суду представлено сопроводительное письмо от .............., направленное Дегтяревой С.И., согласно которому ею в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. направлены подписанные охранные обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельных участков с указанными в нем кадастровыми номерами, в том числе и с кадастровым номером ...............

Согласно письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. от .............., направленному Дегтяревой С.И., гора Змейка объявлена памятником природы краевого значения в соответствии с Постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае» Информация о памятнике природы краевого значения «Гора Змейка» размещена на официальном сайте министерства, сведения о границе памятника природы внесены в ЕГРН. Земельные участки, в том числе и участок с кадастровым номером .............. по данному гражданскому делу, находящийся в собственности Дегтяревой С.И. частично входит в границу памятника природы, поэтому Дегтяревой С.И. необходимо принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы и подписать охранные обязательства, которые направить в адрес Министерства для их утверждения приказом.

К письму Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. от .............., направленному Дегтяревой С.И., приложены три охранных обязательства (копии) на памятник природы краевого значения «Гора Змейка», подписанные заместителем министра И.Г.Траутвайн, дата подписания не указана; которые не утверждены приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды .............., не содержат наименования юридического (физического лица), взявшего на себя обязательства по охране памятника природы, а также не содержат адресов и реквизитов юридического (физического) лица, взявшего на себя обязательства по охране памятника природы, его подписи и даты подписания.

Согласно почтовой квитанции и описи (копиям) отправителем Дегтяревой С.И. в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ............................ были направлены Почтой России охранные обязательства в отношении земельных участков, в том числе и на земельный участок с кадастровым номером .............., и сопроводительные письма.

Ответчиком Дегтяревой С.И. представлен отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. Охранное обязательство представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого является режим пользования объектом. Охранные документы, в том числе охранные обязательства, заключаются с собственниками и пользователями земельных участков, на которых находятся памятники природы. Из искового заявления следует, что проект охранного обязательства ответчиком Министерством природных ресурсов .............. не подписывался и ответчику Дегтяревой С.И. не направлялся. Оформление обязательства подразумевает оформление его в письменном виде с изложением условий по обязательствам сторон, обязательными реквизитами (в том числе и подписью уполномоченных лиц).

По мнению ответчика, поскольку ответчик Министерство природных ресурсов .............. не направляло проект охранного обязательства, а требованию о заключении договора должно предшествовать направление оферты, ответчик Дегтярева С.И. считает, что ответчиком Министерством природных ресурсов .............. не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Вместе с тем, ответчиком - Министерством направлено охранное обязательство только после поступления искового заявления в суд. Следовательно, с учетом положений ст. 441, 445 ГК РФ в настоящий момент идет процедура согласования охранного обязательства, поэтому требования Минераловодского межрайонного прокурора к Дегтяревой С.И. оставить без рассмотрения.

Ответчиком Дегтяревой С.И. в суд представлена копия охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка», подписанные заместителем министра И.Г.Траутвайн и Дегтяревой С.И., в котором дата подписания не указана; которое не утверждено приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ...............

Судом установлено, что памятник природы краевого значения «Гора Змейка» был взят под особую охрану Решением исполнительного комитета Ставропольского городского Совета народных депутатов от 04 ноября 1984 г. № 917 «О взятии на государственную охрану природных объектов г. Ставрополя». Указанный памятник природы краевого значения «Гора Змейка» входит в границы земельного участка с кадастровым номером .............., находящего в собственности Дегтяревой С.И.

Установленные фактические обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденного 23.12.2020 Президиумом Верховного суда Российской Федерации).

В силу положений ч. ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – .............., обязано было передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером .............., находящегося в границах памятника природы «Гора Змейка».

Также Дегтярева С.И., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером .............., расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Змейка» обязана принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы.

В силу положений ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Охранное обязательство на памятник природы «Гора Змейка» было направлено министерством письмом от ............................, однако, до настоящего времени охранное обязательство не подписано, следовательно, а нарушении ст. 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязательство по обеспечению режима особой охраны памятников природы не принято на себя собственником земельного участка Дегтяревой С.И., на части которого находится памятник природы.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории Минераловодского городского округа .............., иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), а также ФЗ «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Змейка», может привести к утрате, причинению вреда памятнику природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу .............., объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), ФЗ «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту её от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Змейка», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, – заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Змейка».

С учетом вышеизложенных норм права, исходя из установленных по делу обстоятельств, вопреки возражениям (отзывов) на иск лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При рассмотрении дела ответчиками допущенное нарушение закона не устранено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. и Дегтяревой С. И. о возложении обязанности направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения, и принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства части территории памятника природы краевого значения – удовлетворить полностью.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды .............. обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером .............., в адрес Дегтяревой С. И., .............. года рождения, паспорт .............................

Возложить на Дегтяреву С. И., .............. года рождения, паспорт ............................ обязанность в срок не позднее 45 дней со дня вступления в силу решения суда принять обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Змейка» в границах земельного участка с кадастровым номером ...............

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме (мотивированное) принято 18 февраля 2022 года.

Судья Д. В. Колесников